Аренда оборудования

132

Вопрос

Филиал иностранной компании предоставляет в аренду свое оборудование другим компаниям, это всегда происходило (оборудование использовалось) на территории РФ. Сейчас решили работать с иностранной компанией, и сдать оборудование в аренду за границу (Сербия). Имеет ли право иностранная компания, имеющая на территории РФ филиал, предоставлять в аренду оборудование иностранной компании, чтобы это оборудование использовалось не на территории РФ (в Сербии)? Каким образом правильно заключить договор на аренду оборудование, в этом договоре необходимо указывать, кто будет вывозить это оборудование с территории РФ в Сербию, и кто будет заниматься таможенным оформлением? Можно ли арендованное оборудование с территории РФ по договору аренды вывозить? Если вывозить оборудование будет Арендодатель, а заниматься таможенным оформлением (на территории Сербии) будет Арендатор, а после окончания срока аренды забирает оборудование и ввозит его обратно в РФ Арендодатель, есть ли для такой ситуации примерные формулировки, как правильно это прописать в договоре? Можно ли в договоре на аренду указывать такие условия?

Ответ

Иностранная компания имеет право предоставлять оборудование в аренду в Россию, Сербию, другие государства. Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза (ст. 150 ТК ТС).

Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. Для отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств — членов таможенного союза могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу.

В соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза и международными договорами государств — членов таможенного союза с иностранными государствами в целях упрощения и ускорения выпуска товаров могут применяться таможенные документы других государств, используемые для таможенных целей.

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

К числу существенных условий договора относятся:

1) предмет договора;

2) условия, прямо названные в международном договоре, законе или ином акте как существенные для данного вида договоров;

3) условия, по которым на основании заявления одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Арендодатели, заключая договоры, могут настоять на тех или иных условиях, выгоду от которых получает только сторона, предоставляющая имущество.

Вы можете заключить отдельный договор с перевозчиком или оговорить условия перевозки в договоре, дополнении к договору.

Так как иностранная фирма будет заключать договор аренды оборудования также с иностранной фирмой, наиболее целесообразно обратиться в фирму, занимающуюся международными договорами, для исключения ошибок в формулировке пунктов договора. Также существуют таможенные брокеры, которые занимаются оформлением экспорта/импорта.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Комментарий к гл. 22 ТК ТС

«Глава 22. Основные положения о перемещении товаров через таможенную границу

Статья 150. Перемещение товаров через таможенную границу

1. Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств – членов таможенного союза.

2. Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Для отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств – членов таможенного союза могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу.

3. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств – членов таможенного союза.

При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств – членов таможенного союза.

4. При ввозе на таможенную территорию таможенного союза и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, международных почтовых отправлений, экспресс-грузов, гуманитарной и технической помощи, сообщений и материалов для средств массовой информации и других подобных товаров таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, совершаются в первоочередном порядке.

Статья 151. Места перемещения товаров через таможенную границу

Местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств – членов таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств – членов таможенного союза.

Статья 152. Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу

1. Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств – членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

2. Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, прибывшие на таможенную территорию таможенного союза, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории таможенного союза, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств – членов таможенного союза.

Принятие мер по вывозу указанных товаров возлагается на перевозчика либо на их собственника, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств – членов таможенного союза.

3. Товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории таможенного союза, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории таможенного союза, если иное не предусмотрено международными договорами государств – членов таможенного союза.

(Пункт в ред. Протокола от 16 апреля 2010 г.)

4. Если при ввозе на таможенную территорию таможенного союза или вывозе с такой территории товаров, ограниченных к ввозу или вывозу, не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, применяются положения пунктов 2 и 3 настоящей статьи.

5. В случае невозможности вывоза товаров, указанных в пунктах 2 и 4 настоящей статьи, или неосуществления их немедленного вывоза эти товары подлежат задержанию в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса.

(Пункт в ред. Протокола от 16 апреля 2010 г.)

Статья 153. Пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу

1. Пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза.

2. Пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.

(Пункт в ред. Протокола от 16 апреля 2010 г.)

Статья 154. Товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные

Товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы до совершения таможенных операций, связанных с их помещением под таможенную процедуру, в том числе в период их временного хранения, а также при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в дальнейшем при совершении в отношении них таможенных операций рассматриваются также, как если бы они были ввезены на таможенную территорию таможенного союза в негодном, испорченном или поврежденном состоянии.

Статья 155. Взятие проб и образцов товаров заинтересованными лицами

1. Заинтересованные лица и контролирующие государственные органы, с разрешения таможенного органа вправе отбирать пробы и образцы товаров в случаях, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств – членов таможенного союза.

(Пункт в ред. Протокола от 16 апреля 2010 г.)

2. Разрешение на взятие проб и образцов товаров выдается таможенным органом, если такое взятие:

1) не затрудняет проведение таможенного контроля;

2) не изменяет характеристик товаров;

3) не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений.

3. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что они будут указаны в декларации на товары.

Положения комментируемой главы корреспондируются с главой 2 ТК РФ «Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу».

Пунктом 1 ст. 150 комментируемой главы установлен принцип равенства субъектов при перемещении товаров через таможенную границу ТС.*

Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством ТС.

В рамках Таможенного союза действует шестиуровневая система законодательства, включающая комментируемый Кодекс, международные соглашения, решения КТС и нормативно-законодательные акты государств – членов ТС.

Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, совершаются в первоочередном порядке, в отношении:

  • товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений;
  • товаров, подвергающихся быстрой порче;
  • живых животных;
  • радиоактивных материалов;
  • взрывчатых веществ;
  • международных почтовых отправлений;
  • экспресс-грузов;
  • гуманитарной и технической помощи;
  • сообщений и материалов для средств массовой информации;
  • других подобных товаров.

Положения ст. 152 комментируемой главы определяют порядок действий в отношении товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу на таможенную территорию и к вывозу с таможенной территории ТС, а также определяет категории лиц, обязанных соблюдать этот порядок.

Запреты и ограничения обусловлены единым нетарифным регулированием ТС, в соответствии с которым утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками ТС в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами и Положением о применении ограничений1.

В целях обеспечения охраны таможенной территории ТС от завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) среди населения, продукции (товаров), не соответствующей санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, а также реализации Соглашения ТС по санитарным мерам разработаны следующие документы2:

  • Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории ТС;
  • Единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров);
  • Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу ТС, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу ТС и на таможенной территории ТС;
  • Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

Санитарно-карантинный контроль подконтрольных товаров в условиях действия ТС осуществляется силами специалистов санитарно–карантинных пунктов в пунктах пропуска на внешней границе ТС.

С 1 июля 2010 г. на отдельные виды продукции в соответствии с Перечнем товаров, подлежащих государственной регистрации, утвержденным Решением КТС3, оформляются свидетельства о государственной регистрации установленного образца.

Иные виды продукции подлежат подтверждению соответствия (при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением на таможенной территории) с выдачей единых документов (сертификатов соответствия, деклараций соответствия) в соответствии с Единым перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках ТС4.

Продукция, не включенная Единый перечень, подлежит обязательной оценке (подтверждению) соответствия согласно законодательству государств – членов ТС.

Ввоз продукции (товаров), подлежащей обязательному подтверждению соответствия, на территорию Российской Федерации осуществляется в соответствии с положениями ст. 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и п. 3 Правил ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. № 53 «О ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия».

Соответствие товаров обязательным требованиям подтверждается путем представления в таможенные органы РФ одного из документов либо их копий, предусмотренных постановлением Правительства РФ, которые имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и являются документами, необходимыми для таможенных целей.

В ходе осуществления санитарно-эпидемиологического надзора оценка безопасности продукции производится в соответствии с Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)5.

В соответствии с п. 2 ст. 174 комментируемого Кодекса подконтрольные товары помещаются под процедуру только после осуществления ветеринарного и фитосанитарного контроля (надзора).

Решениями КТС от 18.06.2010 № 3176 и № 3187 утверждены:

  • Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору);
  • Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе и на таможенной территории ТС;
  • Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, материалов, товаров) подлежащих карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе и таможенной территории ТС;
  • Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе ТС;
  • Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, материалов, товаров) на таможенной территории ТС.

Согласно указанным решениям КТС с 1 июля 2010 г. в пунктах пропуска на таможенной границе ТС должностные лица Россельхознадзора и соответствующих контрольных органов Республики Беларусь и Республики Казахстан в пограничных контрольных ветеринарных и фитосанитарных пунктах осуществляют контроль за продукцией, указанной в соответствующих перечнях товаров.

Перемещение подконтрольных товаров через таможенную границу ТС допускается только в определенных пунктах пропуска, оборудованных и оснащенных средствами ветеринарного и фитосанитарного контроля, информация о которых указана в разрешениях на ввоз (вывоз) подконтрольных товаров в каждом конкретном случае.

Подтверждением осуществления ветеринарного и фитосанитарного контроля (надзора) является наличие на транспортных (перевозочных) документах (коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке, в соответствии с п. 38 ст. 4 комментируемого Кодекса) штампа (отметки) «Выпуск разрешен» либо иные штампы8, с указанием наименования уполномоченного органа, даты и подписи должностного лица, осуществившего ветеринарный и фитосанитарный контроль (надзор).

Представления таможенным органам иных документов о безопасности подконтрольных товаров не требуется.

Таможенные операции при перемещении товаров через таможенную границу сопровождаются представлением документов, подтверждающих соблюдение следующих запретов и ограничений:

1) Затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов:

лицензии – таможенным органам (для резидентов РФ – лицензия Минпромторга России).

2) Особые виды запретов и ограничений:

лицензии – таможенным органам (для резидентов РФ – лицензия Минпромторга России).

3) Меры экспортного контроля:

лицензия – таможенным органам (для резидентов РФ – лицензия ФСТЭК России и Минобороны России).

4) Санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные требования:

  • стандартный документ, предусмотренный международными договорами государств – членов ТС – другими контролирующими органами в форме, определяемой законодательством государств – членов ТС (на российском участке таможенной границы Таможенного союза – Роспотребнадзор и Россельхознадзор).

Если при ввозе на таможенную территорию ТС или вывозе с нее не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений:

  • прибывшие товары подлежат немедленному вывозу, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств – членов ТС;
  • вывозимые товары не подлежат фактическому вывозу, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств – членов ТС.

В соответствии со ст. 153 комментируемой главы пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством ТС.

Пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с комментируемым Кодексом помещению под таможенные процедуры.

Указанное правило полностью соответствует принципу административно-правового регулирования (к которому относится таможенное регулирование) «разрешено то, что разрешено». Таким образом, объем прав декларанта на пользование и распоряжение выпущенными товарами определяется положениями, регулирующими применение той или иной таможенной процедуры.»



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.