Гарантийный срок. Диагностика автомобиля

128

Вопрос

ООО приобрело по договору поставки у ЗАО "Урал-Моторс" транспортное средство Тойота. На транспортное средство, согласно договору поставки, действует гарантия. Одновременно между сторонами был заключен договор на техническое обслуживание и ремонт транспортного средства, согласно условиям которого ЗАО осуществляет ремонт транспортного средства. При этом в договоре указано, что, если неисправность транспортного средства является гарантийным случаем, то ремонт осуществляется бесплатно, а если неисправность транспортного средства не является гарантийным случаем, то ремонт производится за плату. В обоих договорах и в сервисной книжке не указано подробно, какие случая являются гарантийными.

Во время эксплуатации автомобиля часто срабатывала беспричинно система курсовой неустойчивости, в связи с чем ООО обратилось в ЗАО. ЗАО провело диагностику и ничего не выявило, при этом выставило счет ООО за проведение диагностики. Беспричинное срабатывание системы курсовой неустойчивости автомобиля осталось, т.е. данная система все время срабатывала. Через полгода после обращения в ЗАО ООО обратилось в другую сервисную организацию, которая устранила данное нарушение системы. Директор ООО отказывается платить ЗАО за услуги диагностики, в результате которой ЗАО ничего не выявило. Услуги приняты ООО по актам выполненных работ, какие-либо претензии к ЗАО ООО не предъявляло. Однако речь идет о том, что ЗАО не смогло выявить нарушение, которое выявила другая сервисная организация. ЗАО подало иск в суд о взыскании задолженности за оказанные услуги диагностики. Может ли в данном случае ООО доказать, что ЗАО оказало услуги ненадлежащего качества, не подлежащие оплате? На ремонт транспортного средства распространялся гарантийный ремонт, должна ли была диагностика быть проведенной бесплатно?

Ответ

В течение гарантийного срока, диагностика автомобиля должна быть проведена бесплатно (постановление АС СКО от 07.05.2915 № А32-3201/2013).

В течение гарантийного срока никто не вправе навязывать Вам платные услуги и взимать за них деньги.

Суды, рассматривая требования заказчиков к подрядчикам/исполнителям, связанные с недостатками выполненных работ/оказанных услуг, отказывают в их удовлетворении, если недостатки, на которые ссылается заказчик, могли быть им обнаружены при приемке работ и не носили скрытого характера (постановление ФАС ЦО от 01.10.2013 г. № А08-4300/2012).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Какие условия о гарантии качества товара покупателю необходимо включить в договор поставки

«Товар, который поставщик обязан передать покупателю, должен обладать определенными качественными характеристиками. В частности, товар должен (п. 1 ст. 470 ГК РФ):

  • соответствовать установленным требованиям в момент передачи покупателю (если иной момент не предусмотрен договором)
  • и быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются, в пределах разумного срока.

Однако покупатель заинтересован в том, чтобы получить еще и договорную гарантию качества товара. Она позволяет наиболее эффективно защищать права покупателя при поставке товара ненадлежащего качества. Это в первую очередь связано с тем, что при наличии гарантии качества обязанность доказывать причины недостатков товара будет возложена на самого поставщика (п. 2 ст. 476 ГК РФ). Иначе по умолчанию (п. 2 ст. 477 ГК РФ) будет действовать двухлетний срок для предъявления претензий и покупателю самому придется доказывать ряд дополнительных обстоятельств (п. 1 ст. 476 ГК РФ).

Чтобы условия о гарантии качества товара в наибольшей степени отвечали интересам покупателя, необходимо:

Условие о гарантийном сроке

Договорная гарантия качества выражается в гарантийном сроке. Закон не устанавливает ограничений по его продолжительности, и покупателю выгодно, чтобы этот срок был максимально длинным. Однако поставщик не всегда готов предоставить гарантию более чем на два года.

Если по договору покупатель планирует получить комплектный товар, то гарантийный срок на основной товар может отличаться от гарантийного срока на комплектующие изделия (составляющие его части). По умолчанию покупатель сможет предъявить претензии по качеству комплектующего изделия, если обнаружит недостатки в течение срока, который закончится последним (абз. 2 и 3 п. 3 ст. 477 ГК РФ). Условий, которые ограничивают указанное право, лучше избегать.

Покупателю нужно проверить условие договора о начале течения гарантийного срока. Оно по умолчанию совпадает с моментом фактической передачи товара покупателю (п. 1 ст. 471 и абз. 2 п. 1 ст. 224 ГК РФ). При этом не имеет значения способ передачи (доставка или выборка). Однако поставщик может включить в договор и иной порядок, например, чтобы начало гарантийного срока совпадало с моментом предоставления товара в распоряжение покупателя (при выборке) или передачи товара перевозчику (при доставке). Эти условия не выгодны, так как они фактически уменьшают продолжительность гарантии. Наиболее приемлемы для покупателя положения, которые, наоборот, увеличивают гарантийный срок.

Однако независимо от того, как именно сформулировано условие договора о начале гарантийного срока, он не начнет течь, если покупатель не может использовать товар по обстоятельствам, которые зависят от поставщика (например, если не переданы все комплектующие детали или документы). Только после того, как тот устранит указанные обстоятельства, гарантийный срок начнет течь (п. 2 ст. 471 ГК РФ).

Кроме того, гарантийный срок будет продлен на время, в течение которого покупатель не мог использовать товар из-за обнаруженных в нем недостатков. Для этого нужно известить продавца о недостатках товара в разумный срок после их обнаружения (п. 2 ст. 471 и п. 1 ст. 483 ГК РФ) (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 5 мая 2011 г. по делу № А06-2386/2010). Однако в договоре для данных случаев могут быть установлены и иные правила. Так, поставщик может отменить продление срока или установить конкретный срок для уведомления поставщика.

Также нужно обратить внимание на условие о гарантийном сроке, который будет установлен на товар, предоставляемый взамен некачественного товара. По умолчанию он такой же продолжительности, что и на замененный товар (п. 4 ст. 471 ГК РФ). Однако поставщик может предложить условие, по которому новый гарантийный срок будет намного короче.

Условие об объеме гарантийных обязательств

Гарантия качества товара распространяется на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не будет предусмотрено договором (п. 3 ст. 470 ГК РФ).* Так, поставщик может включить в договор условие, по которому гарантия может не распространяться на отдельные части товара. В интересах покупателя подобные условия из договора исключить.

Однако, даже если их исключить не удастся, это не лишит покупателя права предъявить поставщику требование, связанное с недостатками отдельных частей товара. Лишь бы эти недостатки были обнаружены в течение двух лет с момента передачи товара (п. 2 ст. 477 ГК РФ).* При этом покупателю самому придется доказывать, что недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента (п. 1 ст. 476 ГК РФ). Если этого доказать не удастся, то придется детали заменять (ремонтировать) за свой счет.

Условие о порядке гарантийного обслуживания

Порядок и срок гарантийного обслуживания законодательно не закреплен.* Стороны вправе сами определять эти условия. При этом покупателю нужно проверить, не содержит ли договор условий о досрочном прекращении гарантийного обслуживания или дополнительных условий для того, чтобы у поставщика возникла обязанность по гарантийному обслуживанию поставленного товара. Такими условиями могут быть:

  • наличие на товаре целых пломб;
  • проведение ремонта или технического обслуживания только у поставщика;
  • проведение пусконаладочных и иных работ специалистами поставщика.

Если такие условия будут включены в договор и покупатель их нарушит, то суд может обязать покупателя доказывать причины неисправности товара на основании пункта 1 статьи 476 Гражданского кодекса РФ.

Однако не любое условие, которое ограничивает гарантийный срок, суд признает правомерным. Оно должно быть связано с совершением покупателем действий, которые могут сказаться на качестве товара. Так, поставщик не сможет включить в договор условие, по которому гарантия прекратится досрочно при неоплате товара. Это связано с тем, что гарантия не зависит от обязательства по оплате (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 марта 2008 г. по делу № А42-9963/2003).

Покупателю необходимо также определить наиболее приемлемый для себя порядок действий поставщика на случай, если у товара будут обнаружены недостатки. Так, можно закрепить обязанность поставщика осуществить ремонт или заменить товар в определенный срок. А на тот случай, если поставщик не сможет этого сделать, – вернуть стоимость товара или передать другой товар с доплатой.

Также нужно установить конкретные сроки, в которые поставщик должен будет произвести перечисленные действия. Если этого не сделать, то поставщик будет обязан все сделать в семидневный срок со дня, когда покупатель предъявит соответствующее требование, если обязанность исполнения в другой срок:

  • не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или
  • не вытекает из обычаев либо существа обязательства (п. 2 ст. 314 ГК РФ).

Такое положение дел может не совпадать с интересами покупателя.

См. также



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.