Реорганизация в форме присоединения

130

Вопрос

При реорганизации в форме присоединения, уставные капиталы участвующих в реорганизации юридических лиц складываются (за рядом исключений). Каким образом в таком уставном капитале в итоге должны распределяться доли между участниками юридических лиц, находящихся в процессе присоединения. Может ли по решению общего совместного собрания участников доля (или по условиям договора о присоединении) доля в размере 100 % в уставном капитале основного общества по окончании присоединения принадлежать лишь одному участнику. При этом основанием перехода доли будет именно решение (или договор о присоединении), а не договор купли - продажи или заявление иных участников о выходе и так далее. Известны факты, что на практике такое распределение проходит, но как это обосновать с точки зрения права? Реорганизация как отдельное основание отчуждения доли?

Ответ

Все важнейшие вопросы, касающиеся реорганизации (о порядке и условиях присоединения, передаче прав и обязанностей, о том, каким станет состав участников основного общества после присоединения, как будут обмениваться их доли и какой размер долей в итоге будет у них в уставном капитале основного общества после присоединения), определяются в договоре о присоединении и передаточном акте.

Решение участников, что доля в размере 100 % в уставном капитале основного общества по окончании присоединения принадлежать лишь одному из участнику довольно спорно, т.к. данное решение свидетельствует о том, что остальные участники общества фактически утрачивают свои доли в ООО, что лишает их статуса участников общества (см. Постановление ФАС ЗСО от 28.03.2006 № 17-94/05).

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Как провести присоединение ООО;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

<…>

Протокол совместного общего собрания участников ООО при реорганизации

<…>

«Протокол совместного общего собрания участников ООО при реорганизации

В процессе реорганизации в форме присоединения одного хозяйственного общества (или нескольких хозяйственных обществ) к другому на определенном этапе нужно провести совместное общее собрание участников присоединяемых компаний и компании, к которой происходит присоединение. По итогам такого собрания оформляется протокол.

При присоединении некоторые доли уставного капитала погашаются

При присоединении общества некоторые доли в уставном капитале погашаются. Это доли в уставном капитале основного общества, которые принадлежат ему самому или присоединяемой компании, а также доли в уставном капитале присоединяемой компании, которые принадлежат этой компании или основному обществу (п. 3.1 ст. 53 закона № 14-ФЗ).

Когда применяется документ

Процедура реорганизации компаний в форме присоединения состоит из нескольких этапов, по итогам которых составляется определенный пакет документов (подробнее см. статью «Реорганизация ООО в форме присоединения» в журнале «Юрист компании» № 6, 2013). Один из обязательных этапов – проведение совместного общего собрания участников реорганизуемых компаний (п. 3 ст. 53 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее – закон № 14-ФЗ). Это совместное собрание проводится уже после того, как присоединяемая компания и та компания, к которой происходит присоединение (далее – основное общество), заключили договор о присоединении и по отдельности утвердили его на своих общих собраниях участников, а присоединяемое общество на своем общем собрании утвердило передаточный акт (подп. 11 п. 2 ст. 33, п. 2 ст. 53 закона № 14-ФЗ).

Строго говоря, все важнейшие вопросы, касающиеся реорганизации (о порядке и условиях присоединения, передаче прав и обязанностей, о том, каким станет состав участников основного общества после присоединения, как будут обмениваться их доли и какой размер долей в итоге будет у них в уставном капитале основного общества после присоединения), определяются в договоре о присоединении и передаточном акте. Основная роль совместного общего собрания участников заключается в утверждении изменений в устав основного общества, связанных с реорганизацией (п. 3 ст. 53 закона № 14-ФЗ). Кроме того, на этом собрании можно попутно решить и иные вопросы, в том числе об избрании органов основного общества (например, если после присоединения участники реорганизуемых компаний намерены поменять директора или изменить состав совета директоров). Но это уже факультативная функция данного собрания. Главная цель, с которой оно созывается, заключается именно во внесении изменений в устав. Дело в том, что реорганизация для присоединяемой компании завершается ее исключением из ЕГРЮЛ (п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 3 ст. 51 закона № 14-ФЗ), а для основного общества – регистрацией изменений в его уставе, а также иных сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. К заявлению в налоговые органы о регистрации изменений в учредительных документах (по форме Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.12 № ММВ-7-6/25@) в том числе нужно приложить протокол совместного общего собрания и новую редакцию устава или лист изменений к уставу.

На собрании должны присутствовать именно участники, а не директора обществ

Важно обратить внимание на то, что на собрании должны присутствовать именно участники реорганизуемых обществ, а не директора этих обществ. Если вместо собрания участников проведено собрание директоров присоединяемого и основного обществ, это серьезное нарушение процедуры реорганизации (см. постановление ФАС Центрального округа от 06.04.04 по делу № А54-4160/02-С9(С16)).

Реорганизация в форме присоединения

Вместо подписей участников в протоколе можно составить лист регистрации

Если в основном и присоединяемом обществах довольно много участников, то имеет смысл провести регистрацию прибывших на собрание с составлением отдельного листа регистрации (с паспортными данными, адресами и подписями всех участников). В таком случае можно не беспокоиться, если в протоколе собрания будут подписи только председателя и секретаря – факт присутствия конкретных участников на собрании будет подтвержден листом регистрации.

Реорганизация в форме присоединения

Контрольные точки при оформлении

Возможности оспаривания решений собраний ограничены

Решение собрания вправе оспорить в суде участник реорганизуемого общества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения. Если же участник собрания голосовал за принятие решения или воздержался от голосования, то он вправе оспорить в суде решение собрания только если его волеизъявление при голосовании было нарушено (п. 3 ст. 181.4 ГК РФ).

  1. Закон № 14-ФЗ, устанавливая необходимость проведения совместного общего собрания, не регламентирует порядок и сроки его проведения. Эти вопросы реорганизуемым компаниям нужно заранее отразить в договоре о присоединении (п. 3 ст. 53 закона № 14-ФЗ). Срок можно определить конкретной датой или периодом времени. Кроме того, хотя закон № 14-ФЗ этого прямо не предусматривает, в договоре о присоединении лучше также раскрыть порядок и сроки уведомления участников совместного собрания о его проведении и повестке дня, назначить лицо, ответственное за уведомление участников, а если срок проведения собрания определен не конкретной датой, а периодом времени, то также установить лицо, которое обязано созвать собрание в пределах этого периода.
  2. С 1 сентября 2013 года вступила в силу новая глава 9.1 Гражданского кодекса, посвященная решениям собраний. Она содержит в том числе требования к содержанию протокола о результатах очного или заочного голосования (п. 45 ст. 181.2 ГК РФ). Эти требования применяются к любым собраниям, решения которых порождают гражданско-правовые последствия и в отношении которых не установлены специальные правила. В том числе требования к протоколу применяются к протоколам совместного собрания участников реорганизуемых обществ. Согласно пункту 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса, в протоколе очного голосования должны быть указаны: дата, время и место проведения собрания, сведения о лицах, принявших участие в собрании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, а также сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.
  3. При проведении любых общих собраний важной частью является определение кворума, то есть установленного законом или уставом компании количества участников собрания, достаточного для признания собрания правомочным принимать решения по вопросам повестки дня. Наличие или отсутствие кворума зависит от количества голосов, необходимого по закону или уставу для принятия конкретного решения.
    Сложность в том, что закон № 14-ФЗ не содержит никаких положений о порядке проведения совместного общего собрания и принятия на нем решений. Нет даже отсылочной нормы о том, что применяются правила, установленные для проведения общих собраний участников общества (ст. 37 закона № 14-ФЗ). Это не лишает возможности применять эти положения по аналогии, но во избежание спорных ситуаций все-таки лучше заранее предусмотреть порядок проведения совместного собрания и принятия на нем решений в договоре о присоединении. Дело в том, что у совместного общего собрания особый статус, не равноценный статусу общего собрания участников одного общества (совместное собрание не является высшим органом управления основным обществом). Не является совместное собрание и собранием учредителей нового юридического лица, так как в результате присоединения новая компания не образуется. То есть полной аналогии с этими двумя видами собраний не возникает.
    Кроме того, теперь в Гражданском кодексе появились общие нормы о собраниях. И не совсем ясно, на какие нормы следует ориентироваться при проведении совместных собраний в процессе присоединения (в отсутствие специальных норм о них) – общими нормами главы 9.1Гражданского кодекса или статьей 37 закона № 14-ФЗ, применяя ее по аналогии. В частности,пункт 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса предусматривает обязательный кворум не менее 50 процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества (в рассматриваемом случае – не менее половины участников основного и присоединяемого обществ). А пункт 8 статьи 37 закона № 14-ФЗ для собрания по вопросам изменения устава предусматривает кворум в 2/3 голосов всех участников общества (но устав может требовать и большее количество голосов). Причем любая из этих норм не дает ответа на вопрос о том, как определять кворум именно в совместном собрании – отдельно по каждому обществу или складывая количество участников в обоих обществах. С учетом всех этих неоднозначных вопросов лучше заблаговременно установить порядок определения кворума в договоре о присоединении. Например, указать, что кворум определяется отдельно по каждому обществу на основании требований его устава к кворуму, необходимому для общего собрания участников этого общества.
  4. В повестке дня собрания обязательно должно присутствовать положение о внесении изменений в устав основного общества (п. 3 ст. 53 закона № 14-ФЗ). Единственное, что в обязательном порядке потребуется изменить в уставе, это сведения о размере уставного капитала, учитывая, что размер уставного капитала основного общества увеличивается на размер уставного капитала присоединяемого общества.
    До 1 июля 2009 года в уставах ООО в обязательном порядке отражались также сведения об участниках общества и размерах их долей, поэтому раньше при присоединении требовалось внести изменения в устав еще и в части этой информации. Теперь соответствующие сведения указываются в ЕГРЮЛ, но не включаются в устав (п. 2 ст. 12 закона № 14-ФЗ, подп. «д» п. 1 ст. 12 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц <…>»). Правоустанавливающим документом для регистрации изменений в ЕГРЮЛ в части состава участников основного общества и размеров их долей после присоединения является договор о присоединении и решениях отдельных общих собраний основного и присоединяемого обществ об утверждении этого договора. Поэтому принимать какое-то дополнительное решение на этот счет на совместном собрании уже не требуется.
    Дополнительно можно решить и другие вопросы, в частности об избрании органов управления основного общества.
  5. Как уже было отмечено выше, закон № 14-ФЗ не раскрывает, какое количество голосов требуется для принятия на совместном собрании решений по вопросам повестки дня. На практике обычно применяется аналогия закона: в частности, решения о внесении изменений в устав принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников (п. 8 ст. 37 закона № 14-ФЗ). Но во-первых, не совсем ясно, что следует понимать под общим количеством голосов: надо ли складывать общее количество голосов в каждом обществе на момент проведения совместного собрания или нужно считать, каким будет количество голосов каждого участника в основном обществе после реорганизации, то есть исходить из размера доли, которая будет принадлежать участнику в основном обществе. Во-вторых, эта практика применения по аналогии пункта 8статьи 37 закона № 14-ФЗ сложилась до того, как в Гражданском кодексе появились общие нормы о собраниях. Согласно пункту 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса, решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее 50 процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. То есть данная норма предусматривает возможность принятия решения простым большинством. Чтобы избежать неоднозначных ситуаций, необходимое количество голосов и порядок подсчета голосов лучше тоже указать в договоре о присоединении.
  6. По общему правилу протокол подписывается председателем и секретарем собрания (п. 3 ст. 181.2 ГК РФ). При очном голосовании в протоколе также нужно указать сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол, а при заочной форме голосования – сведения о лицах, подписавших протокол (п. 45ст. 181.2 ГК РФ).
    Закон не требует проставления на протоколе подписей всех участников. Но чтобы впоследствии не возникла спорная ситуация по принятым на собрании решениям, лучше собрать подписи всех участников собрания. Иначе трудно будет доказать, что конкретный участник присутствовал на собрании. Суд может признать реорганизацию недействительной по требованию участника, который не принимал участия в совместном общем собрании, не подписывал документы о реорганизации (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.04.12 по делу № А53-24114/2010). Поэтому наличие подписей всех участников реорганизуемых компаний на протоколе может защитить принятые решения от их оспаривания в суде».

25.06.2015

 

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.