Ненадлежащее качество по договору подряда

62

Вопрос

В 2011 году наша компания приобрела кондиционеры. Был заключен договор на их монтаж. Кондиционеры были установлены на нескольких объектах. Недавно выяснилось, что один кондиционер был установлен некачественно, в результате чего был испорчен паркет. Имеет ли смысл нам обратиться с претензией к исполнителю монтажных работ о возмещении ущерба?

Ответ

Все сроки для подачи претензий уже истекли.

В случаях, когда на результат работы установлена гарантия качества, заказчик сможет предъявить к подрядчику требования, связанные с ненадлежащим качеством работы, если недостатки будут обнаружены в течение гарантийного срока. Если заказчик их выявит за пределами указанного срока и при этом гарантийный срок составляет не менее двух лет, то суд откажет заказчику в удовлетворении иска о некачественной работе.

Истечение срока исковой давности является основанием для того, чтобы суд отказал заказчику в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).

Для требований, которые связаны с ненадлежащим качеством работы, Гражданский кодекс РФ устанавливает сокращенный срок исковой давности в один год.

Если стороны не установили гарантийный срок и иные сроки для предъявления требований по качеству результата работы (а также если они не установлены законом (например, ст. 756 ГК РФ) или обычаями), то будет действовать следующее правило. Чтобы заказчик смог предъявить требования, недостатки результата работы должны быть обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы (п. 2 ст. 724 ГК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как доказать, что заказчик предъявил претензии по качеству за пределами отведенного на это срока

«Результат работы должен соответствовать условиям договора о качестве не только в момент его передачи заказчику, но и в течение определенного срока. Обычно им является установленный сторонами в договоре гарантийный срок на результат работы. Если он не был установлен в договоре подряда, а также если законом, договором или обычаями не установлены иные сроки для предъявления претензий по качеству работ, то нужно руководствоваться разумным сроком для обнаружения недостатков. Нарушение указанных сроков – обстоятельство, которым подрядчику необходимо воспользоваться, чтобы выиграть спор.

Кроме того, имеет смысл проверить, не истек ли срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы.

Истечение гарантийного срока

В случаях когда на результат работы установлена гарантия качества, заказчик сможет предъявить к подрядчику требования, связанные с ненадлежащим качеством работы, если недостатки будут обнаружены в течение гарантийного срока. Если заказчик их выявит за пределами указанного срока и при этом гарантийный срок составляет не менее двух лет, то суд откажет заказчику в удовлетворении иска о некачественной работе.

Гарантийный срок может быть установлен:

1. В договоре подряда. Стороны в нем также могут определить:

  • порядок исчисления такого срока (с какого момента он начинает течь);
  • его продолжительность;
  • порядок гарантийного обслуживания;
  • объем гарантии, то есть на весь ли результат работы распространяется гарантия или только на его составные части (на какие именно). Поэтому если заказчик предъявил претензии по качеству выполненной работы, необходимо определить, по какому объему оспаривается качество. Например, если заказчик оспаривает качество составной части результата работы, неисправность которой была обнаружена за пределами гарантийного срока на нее, суд откажет заказчику в иске.
  • Гарантийный срок можно согласовать и в акте сдачи-приемки работ. В результате если договор подряда (а соответственно, и его положение о гарантии качества) будет признан незаключенным, то суд может указать на наличие между сторонами фактических подрядных отношений и применить установленный в акте гарантийный срок.

Возможна также ситуация, когда стороны в акте сдачи-приемки работы указывают гарантийный срок, меньший по продолжительности, чем тот, который был установлен в договоре. В таком случае, если суд признает договор подряда незаключенным, то применит срок, установленный в акте. Этим стоит воспользоваться, если заказчик предъявит претензию за рамками этого срока.

2. В законе или ином нормативно-правовом акте. В частности, это могут быть ГОСТ, РД (руководящий нормативный документ). См., например, ГОСТ 22011-95 (утвержден постановлением Госстандарта от 15 февраля 1996 г. № 68), ГОСТ Р 51968-2002 (утвержден постановлением Госстандарта от 4 декабря 2002 г. № 446-ст), РД 45.286-2002 (введен в действие приказом Минсвязи России от 29 августа 2002 г. № 108).

В подобных случаях необходимо сослаться на такой документ. Однако нужно помнить о следующем.

1. Если договором подряда установлен гарантийный срок, больший по продолжительности, чем тот, который установлен в законе или ином нормативно-правовом акте (ГОСТ, РД и т. д.), применяется срок, установленный договором подряда. Следует это из правила о том, что подрядчик может принять на себя по договору обязанность выполнить работу, отвечающую требованиям к качеству, более высоким по сравнению с установленными обязательными для сторон требованиями (п. 2 ст. 721 ГК РФ).

2. Если договором подряда установлен гарантийный срок, меньший по продолжительности, чем тот, который установлен в законе или ином нормативно-правовом акте (ГОСТ, РД и т. д.), применяется срок, установленный таким законом или нормативно-правовым актом.

По общему правилу если только стороны не предусмотрели в договоре иного, гарантийный срок начинает течь с момента, когда результат выполненной работы был принят или должен был быть принят заказчиком (п. 5 ст. 724 ГК РФ). Это правило защищает его интересы от недобросовестных подрядчиков, которые используют нарушение срока передачи товара, чтобы фактически уменьшить гарантийный срок.

Внимание! Гарантийный срок не начнет течь, если заказчик не может использовать результат работы по причинам, которые зависят от подрядчика.

Если результат работы передавался по частям, гарантийный срок начинает течь с момента, когда результат работы (и документы для него) был полностью передан заказчику и, соответственно, тот мог уже использовать его по назначению.

Если подрядчик выполнил работу заново, то на ее результат по общему правилу устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и для первоначального результата работы (п. 6 ст. 724п. 4 ст. 471 ГК РФ).

Наконец возможны ситуации, когда подрядчик удерживает у себя результат работы из-за того, что заказчик не перечислил оплату (ст. 712 ГК РФ). Для такого случая действуют особые правила расчета гарантийного срока, которые защищают интересы подрядчика. Будет считаться, что срок начал течь с момента, когда вещь формально должна была быть передана, а не когда это произойдет фактически. Таким образом, заказчик, нарушивший срок оплаты, рискует тем, что ему вообще не удастся предъявить претензии в рамках гарантийного срока.

Истечение срока исковой давности

Истечение срока исковой давности является основанием для того, чтобы суд отказал заказчику в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).

Для требований, которые связаны с ненадлежащим качеством работы, Гражданский кодекс РФ устанавливает сокращенный срок исковой давности в один год.* Исключение составляют здания и сооружения, в отношении которых действует общий срок – три года (ст. 725 ГК РФ).

Срок исковой давности (как сокращенный, так и общий) начинает течь со дня:

  • когда заказчик узнал или должен был узнать о нарушении своего права, если законом, иными правовыми актами или договором подряда гарантийный срок не установлен (п. 1 ст. 200 ГК РФ);
  • когда заказчик заявил о недостатках, если законом, иными правовыми актами или договором подряда установлен гарантийный срок и заявление было сделано в его пределах (п. 3 ст. 725 ГК РФ);
  • когда заказчик принял результат работы в целом, если он принимался по частям (п. 2 ст. 725 ГК РФ). Так, если истек год со дня выявления недостатков, но еще не закончился год со дня приемки результата работы в целом или результат работы в целом не сдан заказчику, заказчик будет вправе предъявить требования в связи с ненадлежащим качеством работ (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 июля 2004 г. № Ф03-А73/04-1/1525).

Если срок исковой давности истек, подрядчику нужно заявить суду об этом. Это связано с тем, что суд применит исковую давность только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения (п. 2 ст. 199 ГК РФ). То есть при отсутствии такого заявления суд не может отказать заказчику в иске.

Но у заказчика есть один способ «обойти» правила о сокращенном сроке исковой давности. Если заказчик обнаружит недостатки в выполненной работе, он может предъявить иск не в связи с ненадлежащим качеством работ, а с иным требованием. И тогда подрядчик не сможет сослаться на истечение сокращенного срока исковой давности. В частности, суды отказывают в применении годичного срока по таким требованиям заказчика:

По таким требованиям применяется общий срок исковой давности – три года (ст. 196 ГК РФ).*

Истечение иных сроков для предъявления требований по качеству работ

Помимо сроков для обнаружения недостатков, подрядчику следует помнить и о сроках сообщения о них после приемки результата работы. Как правило, в договоре подряда стороны устанавливают срок приемки результата работы, в течение которого заказчик должен подписать акт сдачи-приемки работы или заявить о недостатках. Если такой срок стороны не установили, то будет действовать правило о разумном сроке. Он определяется «обычным способом приемки», то есть тем количеством дней, в течение которых обычно происходит приемка работы (исходя из практики подрядчика с другими заказчиками). При этом если в рамках этого разумного срока заказчик обнаружит отступления от договора, которые ухудшают результат работы, или иные недостатки в работе, то должен будет немедленно (т. е. настолько быстро, насколько это возможно) заявить об этом подрядчику (п. 1 ст. 720 ГК РФ).

Если заказчик этого не сделает и не зафиксирует недостатки или не укажет на последующую возможность предъявления по ним требований в акте сдачи-приемки или в ином документе, то он не вправе будет ссылаться на них. Причем в данном случае речь идет о явных недостатках в работе. О скрытых недостатках заказчик не обязан сообщать подрядчику немедленно, а должен сообщать о них в разумный срок после обнаружения (п. 4 ст. 720 ГК РФ). Таким разумным сроком можно считать срок в три рабочих дня с момента обнаружения скрытых недостатков (см., например, постановление ФАС Московского округа от 8 августа 2011 г. № КГ-А40/8037-11 по делу № А40-112393/10-8-1008). Однако, как правило, суды не обращают внимания на то, в какой срок заказчик заявил об обнаруженных скрытых недостатках, а принимают во внимание лишь факт заявления о них в рамках гарантийного срока (см., например, постановление ФАС Московского округа от 6 марта 2008 г. № КГ-А40/962-08 по делу № А40-24390/07-49-183).

Если стороны не установили гарантийный срок и иные сроки для предъявления требований по качеству результата работы (а также если они не установлены законом (например, ст. 756 ГК РФ) или обычаями), то будет действовать следующее правило. Чтобы заказчик смог предъявить требования, недостатки результата работы должны быть обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы (п. 2 ст. 724 ГК РФ).* Если это правило нарушено, подрядчику необходимо на это сослаться

23.06.2015

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.