Обжалование акта

92

Вопрос

На какой стадии после проведения налоговой проверки можно обратиться в суд с возражениям? На стадии когда налоговый орган вынесет решение о привлечении к ответственности или на стадии когда подготавливаешь возражение на акт налоговой проверки? И есть ли информация в системе по обжалованию результатов налоговой проверки?

Ответ

Сам акт обжаловать и признать недействительным нельзя; на акт подается возражение. Можно обжаловать решение после того, как Вам его вручат; причем в судебном порядке можно обжаловать только после обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Подать возражения можно в течение месяца с того дня, как организация получила акт налоговой проверки. Такой порядок предусмотрен в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ. После окончания этого срока руководитель инспекции (его заместитель) должен рассмотреть все имеющиеся материалы налоговой проверки и на их основе принять окончательное решение по проверке в течении 10 дней (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Обжалование решения. С 1 января 2014 года все акты и действия (бездействия) налоговиков надо сначала обжаловать в УФНС и лишь потом — в суд (абз. 1 п. 2 ст. 138 НК). Обжаловать решение налогового органа можно путем подачи апелляционной жалобы в УФНС или обычной жалобы УФНС.

Порядок оформления любой жалобы закреплен в статье 139.2 Налогового кодекса РФ. В ней сказано, как оформить жалобу в вышестоящий налоговый орган и какие реквизиты являются обязательными.

В жалобе дополнительно можно указать контактный телефон и адрес электронной почты организации, а также ИНН и КПП. Также можно указать вид проверки – камеральная или выездная. В содержательной части жалобы можно указать конкретные суммы недоимки, пеней и штрафов, которые организация оспаривает. И привести аргументы, которые подтверждают, что эти доначисления неправомерны.

К жалобе можно приложить первичные документы, которые подтверждают доводы организации. Сделать это позволяет пункт 4 статьи 140 НК РФ. Но при условии, что в жалобе организация пояснит, почему не представила эти документы в ходе проверки.

Если по результатам досудебного обжалования организация не согласна с решением вышестоящего налогового органа, то она может обжаловать его в судебном порядке (п. 1 и п. 2 ст. 138 НК РФ).

Заявление нужно подать в суд в течении трех месяцев со дня, когда вы получили решение по поданной жалобе или со дня истечения месячного срока для принятия решения по жалобе, если вышестоящий налоговый орган не принял решение в указанный срок (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, абз. 2 п. 2 и п. 3 ст. 138, п. 6 ст. 140 НК).

При составлении заявления в суд надо опираться на общие нормы главы 13 Арбитражного процессуального Кодекса РФ с учетом особенностей, установленных нормами главы 24 Арбитражного процессуального Кодекса РФ.

Подробно об общих правилах составления и подачи заявления в суд см. Как правильно составить исковое заявление, подаваемое в арбитражный суд, и какие документы к нему приложить.

Помимо общих требований, предъявляемых к заявлению статьей 125 и статьей 126 Арбитражного процессуально Кодекса РФ, заявление о признании решения по результатам проверки недействительным должно содержать:

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В содержательной части заявления следует привести аргументы в свою пользу, факты и обстоятельства дела, сослаться на первичные и другие документы.

Если в ходе проверки имело место выявление нарушений существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, то это тоже следует отразить в заявлении. В силу абзаца 2 пункта 14 статьи 101 НК РФ существенными являются следующие условия:

  • право участвовать в рассмотрении материалов проверки;
  • право давать свои объяснения в процессе рассмотрения материалов проверки.

На практике нарушение условий может выразиться в неизвещении организации о рассмотрении материалов проверки, лишении возможности представить возражения на акт проверки.

При необходимости в заявлении нужно указать на наличие смягчающих обстоятельств (ст. 112 и ст. 114 НК РФ), обстоятельств, исключающих привлечение ответственности (ст. 109 НК РФ), обстоятельств, исключающих вину организации в совершении правонарушения (ст. 111 НК РФ).

К заявлению следует приложить документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у этих лиц отсутствуют.

Помимо документов, перечисленных в статье 126 АПК РФ, к заявлению обязательно прикладывается текст оспариваемого решения (п. 2 ст. 199 АПК РФ), а также копия решения вышестоящего налогового органа жалобе организации как доказательство соблюдения досудебного порядка обжалования (п. 7 ст. 126 АПК РФ).

Размер госпошлины при подаче заявления о признании недействительным решения по результатам налоговой проверки составляет 2000 руб.

В заявлении можно сослаться на судебную практику, подкрепляющую позицию организации, и разъяснения контролирующих ведомств.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и в материалах «Системы Главбух».

1. Рекомендация: Как оформить возражения к акту налоговой проверки

«Если организация не согласна с фактами и выводами, изложенными в акте налоговой проверки, она может представить в инспекцию возражения по акту в целом или его отдельным положениям. Это правило действует в отношении актов, составленных как по результатам выездных, так и камеральных проверок.

Срок подачи возражения

Подать возражения можно в течение месяца с того дня, как организация получила акт налоговой проверки*. Такой порядок предусмотрен в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Месячный срок действует в том случае, если вы готовите возражение на акт, который поступил в организацию 24 июля 2013 года и позже (п. 1 ст. 6 Закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗписьмо ФНС России от 15 августа 2013 г. № АС-4-2/14794).

Срок подготовки возражений по актам налоговых проверок, полученным до 24 июля 2013 года, составлял 15 рабочих дней. К моменту вступления в силу новой редакции пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ (24 августа 2013 года) этот срок уже истек. Его продление Законом от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ не предусмотрено.

В любом случае срок считают со дня, следующего за тем, когда получили акт проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Пример отсчета месячного срока для подачи возражений по акту налоговой проверки

Организация получила акт налоговой проверки 2 сентября 2013 года. Возражения нужно представить не позднее 2 октября 2013 года.

Ситуация: как отсчитать месячный срок на подачу возражений, если акт налоговой проверки был направлен в организацию заказным письмом по почте

Месячный срок на подачу возражений отсчитывайте с седьмого дня с момента отправки заказного письма. Дело в том, что датой вручения акта, направленного заказным письмом, считается не день его фактического получения, а шестой день с момента его отправки по почте (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

Оформление возражения

Возражения по акту налоговой проверки подавайте в письменном виде. К ним можно приложить документы, которые подтверждают обоснованность возражений. Кроме того, подтверждающие документы можно передать в налоговую инспекцию и отдельно от возражений в заранее согласованный срок. Возражения и документы направляйте в ту инспекцию, сотрудники которой проводили проверку. Об этом говорится в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

Типового образца для оформления возражений по акту нет, поэтому их можно составить в произвольной форме. Главное, чтобы в возражениях были перечислены конкретные пункты акта, с которыми организация не согласна, и дано четкое обоснование такой позиции со ссылками на прилагаемые документы. Если точка зрения организации подтверждается письмами Минфина России, налоговой службы или судебной практикой, то будет нелишним сделать ссылку и на них. Подписать возражения по акту может либо руководитель организации, либо уполномоченное им лицо (например, главный бухгалтер).

Пример оформления возражений на акт налоговой проверки

5 апреля 2013 года организация получила акт выездной налоговой проверки. Не согласившись с данными акта, организация оформила свои возражения.

Возражения составьте в двух экземплярах. Один передайте в инспекцию, второй храните в организации. Вариант для инспекции можно передать либо через канцелярию, либо направить его по почте. При этом важно, чтобы у организации имелось подтверждение о своевременной отправке возражений и о том, что эти возражения получены инспекцией.

Руководитель инспекции (его заместитель) должен рассмотреть возражения по акту, сам акт и другие материалы налоговой проверки и вынести по ним решение.

Ситуация: может ли организация давать устные возражения по акту во время рассмотрения материалов налоговой проверки. Организация не успела оформить в срок письменные возражения

Да, может.

Отсутствие письменных возражений не лишает организацию права давать свои устные пояснения непосредственно во время рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ). Подробнее о процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки см. Как оформляется решение по результатам налоговой проверки».

2. Рекомендация: Как оформляется решение по результатам налоговой проверки

«Если в ходе налоговой проверки (выездной или камеральной) инспекция не выявила нарушений налогового законодательства, то решение по проверке не оформляется (п. 1 ст. 101 НК РФписьмо ФНС России от 16 апреля 2009 г. № ШТ-22-2/299).

В противном случае после окончания месячного срока (который отведен организации на подачу возражений по акту) руководитель инспекции (его заместитель) должен рассмотреть все имеющиеся материалы налоговой проверки и на их основе принять окончательное решение по проверке (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Рассмотрению подлежат: акт налоговой проверки; письменные возражения организации на акт; документы, истребованные у организации или ее контрагентов; протоколы допросов свидетелей, осмотра помещений и т. д. Рассмотрению подлежат и те документы, которые были получены инспекцией в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. По итогам такого рассмотрения руководитель инспекции (его заместитель) выносит окончательное решение по налоговой проверке. Об этом говорится в пункте 1 статьи 101 и пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

Срок рассмотрения материалов проверки

На рассмотрение материалов проверки и принятие окончательного решения руководителю инспекции (его заместителю) отводится 10 рабочих дней (п. 1 ст. 101п. 6 ст. 6.1 НК РФ). В некоторых случаях 10-дневный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ). Перечень конкретных случаев, в которых указанный срок может быть продлен, налоговым законодательством не установлен. Решение о таком продлении руководитель инспекции (его заместитель) принимает по своему усмотрению (например, срок может быть продлен, если в ходе рассмотрения материалов у руководителя инспекции (его заместителя) возникнет необходимость в получении дополнительных пояснений или сведений)*. Формарешения о продлении срока рекомендована приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281.

12.73978 (6,7,8,9)

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам налоговой проверки, если инспекция приняла его с нарушением сроков

Да, можно, если из-за нарушения сроков организация была лишена возможности подготовить и подать возражения по акту.

По общему правилу решение по налоговой проверке руководитель инспекции (его заместитель) должен принять в течение 10 рабочих дней после окончания месячного срока, отведенного организации на подачу возражений по акту налоговой проверки (п. 1 ст. 101п. 6 ст. 100п. 6 ст. 6.1 НК РФ). По усмотрению инспекции 10-дневный срок на рассмотрение материалов и принятие решения может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Принятие решения с опозданием к указанным нарушениям не относится, поэтому само по себе такое нарушение не может повлечь за собой отмены решения по проверке.

Вместе с тем досрочное принятие решения (до истечения месячного срока, отведенного организации на подачу возражений по акту) может стать основанием для отмены решения по проверке. В такой ситуации инспекция самовольно ограничивает время организации на подготовку ее возражений по акту, то есть не обеспечивает ей возможности давать пояснения в том порядке, который предусмотрен Налоговым кодексом РФ. Наличие такого нарушения может стать основанием для отмены решения по проверке.

Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 29 апреля 2009 г. № ВАС-4913/09, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23 января 2009 г. № А32-4732/2008-13/76Поволжского округа от 25 июня 2012 г. № А12-23020/2011, Московского округа от 29 декабря 2010 г. № КА-А40/16633-10от 23 января 2009 г. № КА-А41/12979-08от 23 января 2009 г. № КА-А40/12029-08, Восточно-Сибирского округа от 16 апреля 2012 г. № А78-9055/2009от 23 апреля 2008 г. № А33-10332/2007-Ф02-1056/2008).

 

15.08.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.