Смена типа учреждения

269

Вопрос

Каким образом происходит переход бюджетного учреждения в государственное бюджетное учреждение? При смене учредителя и собственника имущества?

Ответ

При смене собственника имущества учреждения необходимо внести изменения в наименование и устав. В рекомендации №1 ниже раскрыт порядок внесения изменений в устав (по аналогии с унитарными предприятиями). Для регистрации изменений необходимо подать заявление по форме Р13001, 2 экземпляра изменений устав или устава в новой редакции, решение собственника имущества учреждения об утверждении изменений в устав, документ об уплате государственной пошлины. Изменения в устав должны быть зарегистрированы в течение 3 месяцев со дня принятия решения собственником учреждения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ изменение типа учреждения не является его реорганизацией.

Тип учреждения указывается в его уставе и названии (пункт 4 статьи 52, пункт 1 статьи 54 ГК РФ, пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Перечень документов, необходимых для регистрации изменений в устав бюджетного учреждения, установлен пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ.

Заявление по форме Р13001 заполняется в соответствии с разделами I и V Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган Приложения № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Обращаем Ваше внимание, что при первом внесении изменений в устав учреждения, устав необходимо привести в соответствие с изменениями Главы 4 ГК РФ и Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ (пункт 7 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ). Об основных изменениях, которые касаются учреждений, читайте в рекомендации №2 ниже.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Рекомендация: Устав и иные внутренние документы унитарного предприятия.

«Как внести изменения в устав предприятия

В некоторых случаях в устав предприятия может потребоваться внести изменения. Это случаи, когда государственное или муниципальное унитарное предприятие*:

Также к таким случаям относится необходимость внести изменения и дополнения в устав*:

После того как предприятие внесло в устав изменения или приняло его в новой редакции, такие изменения или новый устав приобретают силу для третьих лиц с момента их госрегистрации.

Однако из этого правила есть одно исключение – изменения в уставе предприятия сведений о его филиалах и представительствах вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего госрегистрацию юридических лиц (п. 5 ст. 5 Закона о предприятиях).

Изменения, которые предприятие вносит в устав (или устав предприятия в новой редакции), подлежат госрегистрации в общем для всех юридических лиц порядке*. Для этого предприятию нужно представить документы, которые предусматривает статья 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации).

Если предприятие представит все необходимые документы, но ему откажут в госрегистрации, то можно будет оспорить такой отказ в суде. Существуют определенные правила при госрегистрации изменений, которые вносят в устав предприятия*:

Внимание! Согласно пункту 2 статьи 37 Закона о предприятиях, уставы предприятий подлежали приведению в соответствие с его нормами в срок до 1 июля 2003 года.

Со дня вступления в силу Закона о предприятиях уставы предприятий применяются в части, которая не противоречит этому закону. Такое правило устанавливает абзац 2 пункта 1 статьи 37 Закона о предприятиях.

Есть примеры из практики, когда предприятие, которое не выполнило требование о приведении своего устава в соответствие с нормами Закона о предприятиях, было ликвидировано по требованию инспекции ФНС России.

Поскольку в настоящее время еще существуют предприятия, которые не привели свои уставы в соответствие с требованиями Закона о предприятиях, им следует учитывать рассмотренный ниже пример из судебной практики.

Пример из практики: предприятие не привело свой устав в соответствие с нормами Закона о предприятиях. В связи с этим суд удовлетворил требование о его ликвидации

Инспекция ФНС России обратилась в арбитражный суд с заявлением о ликвидации малого государственного предприятия «Ч.».

Свои требования инспекция мотивировала тем, что действующее законодательство не предусматривает такой организационно-правовой формы юридического лица, как малое предприятие. Ответчик, по мнению инспекции, не привел свои учредительные документы в соответствие с Законом о предприятиях.

Суд удовлетворил заявленное требование налоговой инспекции. Обязанности по ликвидации предприятия в срок были возложены на собственника имущества (территориальное управление Росимущества) и учредителя ликвидируемого лица (государственное предприятие).

При этом суд руководствовался следующими положениями:

  • пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»;
  • пунктом 2 статьи 37 Закона о предприятиях;
  • пунктами 2 и 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ;
  • пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Суд учел тот факт, что в ходе судебного разбирательства предприятие заняло принципиальную позицию и отказалось устранить допущенные им нарушения (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 7 июня 2007 г. по делу № А79-5689/2006определением ВАС РФ от 4 октября 2007 г. № 12144/07 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ).

Кто вправе утверждать устав предприятия и вносить в него изменения

Утверждать устав предприятия, а также вносить в него изменения вправе*:

  • уполномоченные государственные органы РФ;
  • государственные органы субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления;
  • государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"»;
  • государственные академии наук в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, права собственников имущества которых осуществляются в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

О том, какие органы непосредственно осуществляют от имени Российской Федерации, ее субъекта или от имени муниципального образования правомочия по утверждению устава предприятия или внесению в него изменений, указывается в следующих нормативно-правовых актах:

  • для Российской Федерации – это постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия», постановление Правительства РФ от 6 июня 2003 г. № 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия»;
  • для города Москвы – постановление правительства Москвы от 21 сентября 2011 г. № 441-ПП «О совершенствовании системы взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении прав собственника имущества и учредителя государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы»;
  • для Санкт-Петербурга – Закон Санкт-Петербурга от 11 мая 2006 г. № 223-35 «О государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга, государственных учреждениях Санкт-Петербурга и иных коммерческих и некоммерческих организациях, учредителем (участником, акционером, членом) которых является Санкт-Петербург»;
  • для Московской области – Закон Московской области от 22 февраля 2008 г. № 14/2008-ОЗ «О порядке управления государственными унитарными предприятиями Московской области и государственными бюджетными учреждениями Московской области»;

2. Рекомендация: Какие нововведения появились в отношении отдельных форм некоммерческих организаций с 1 сентября 2014 года.

«Учреждение

Под учреждением теперь понимается унитарная некоммерческая организация, которая создана собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ).

Закон прямо указывал на то, что собственником имущества учреждения является учредитель (абз. 2 п. 1 ст. 123.21 ГК РФ). Учреждение же имеет лишь право оперативного управления на имущество, которое*:

  • собственник закрепил за учреждением;
  • учреждение приобрело по иным основаниям.

Гражданский кодекс РФ предусмотрел следующие виды учреждений (п. 2 ст. 123.21 ГК РФ)*:

  • частное учреждение (учредитель – гражданин или юридическое лицо);
  • государственное учреждение (учредитель – Российская Федерация или ее субъект);
  • муниципальное учреждение (учредитель – муниципальное образование).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц (абз. 2 п. 2 ст. 123.21 ГК РФ). Следовательно, у любого учреждения может быть только один учредитель. Однако учреждение, созданное несколькими учредителями до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ (т. е. до 1 сентября 2014 года), не подлежит ликвидации по такому основанию. Это учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей можно преобразовать в автономную некоммерческую организацию или фонд (ч. 16 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

В отношении любого учреждения (независимо от его вида) Гражданский кодекс РФ установил следующие правила*.

Во-первых, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также иным имуществом в случаях, установленных в законе (п. 3 ст. 123.21 ГК РФ). Если денежных средств или имущества будет недостаточно, собственник соответствующего имущества будет нести субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Такие случаи предусмотрены для государственного и муниципального учреждения, а также для частного учреждения.

Во-вторых, органом учреждения является его руководитель, назначаемый учредителем. Руководителя государственного или муниципального учреждения можно избрать коллегиальным органом, после чего избранного руководителя должен утвердить учредитель. Однако это возможно лишь в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.

Кроме того, учредитель может принять решение о создании подотчетных ему коллегиальных органов учреждения. Их компетенцию, порядок создания и принятия ими решений определяет закон и устав учреждения.

Такие правила установлены в пункте 4 статьи 123.21 Гражданского кодекса РФ.

13.11.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.