1. Может ли гражданин Молдавии или Греции с водительскими правами выданными Молдавией или Грецией передвигаться с ними по Российской Федерации, в том числе и работать водителем

239

Вопрос

1. Может ли гражданин Молдавии или Греции с водительскими правами выданными Молдавией или Грецией передвигаться с ними по Российской Федерации, в том числе и работать водителем? И на каком основании? 2. Может ли российская организация принять на работу гражданина Молдавии или Греции? Какие документы должен иметь иностранный гражданин при трудоустройстве в российскую организацию? И какие требования предъявляются к российской организации при приеме на работу иностранного сотрудника?

Ответ

Критерии действительности на территории Российской Федерации водительских удостоверений, выдаваемых иностранными государствами, определены в ст. 41 Конвенции о дорожном движении от 08.11.1968 года. Таким образом, если водительское удостоверение не отвечает данным требованиям, оно недействительно на территории Российской Федерации, и гражданин другого государства не может управлять транспортным средством на основании указанного удостоверения.

 

2. В соответствии с ч. 5 ст. 11 Трудового кодекса РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации

Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации«помимо документов, указанных в ст. 65 ТК РФ, иностранный гражданин при приеме на работу по общему правилу должен предъявить работодателю разрешение на работу, выданное соответствующими органами государственной власти РФ (территориальным органом Федеральной миграционной службой).

3. Законодательством РФ установлен различный порядок приема на работу граждан, пребывающих на территорию РФ в визовом порядке (гражданин Греции) и граждан, пребывающих на территорию РФ в безвизовом порядке (гражданин Молдовы).

3.1. Чтобы нанять на работу иностранных граждан, которые прибывают в Россию в визовом порядке (гражданин Греции) и имеют статус временно пребывающих, необходимо:

1) обратиться в службу занятости населения;

2) оформить разрешение на привлечение и использование в работе иностранных граждан (для некоторых категорий граждан и организаций такие разрешения не требуются);
3) оформить разрешение на работу иностранным гражданам (для некоторых категорий граждан такие разрешения не требуются);

4) оформить приглашение на въезд в Россию;

5) после въезда иностранца поставить его на миграционный учет;
6) заключить трудовой (гражданско-правовой договор).

Оформляя документы, связанные с привлечением (использованием) иностранных граждан, прибывших в Россию в визовом порядке, организация должна уведомить об этом налоговую инспекцию по месту своего учета. Форма уведомления законодательно не установлена, поэтому можно использовать форму, рекомендованную совместным письмом Минфина России и ФНС России от 24 августа 2007 г. № ГИ-6-04/676.

Уведомление необходимо направить в течение 10 дней с момента наступления одного из следующих событий:

  • подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения для осуществления трудовой деятельности;
  • приезда иностранного гражданина к месту работы или местопребыванию;
  • получения иностранным гражданином разрешения на работу;
  • заключения с иностранным гражданином нового трудового договора (договора гражданско-правового характера).

Налоговую инспекцию нужно уведомить и в случаях, если:

  • действие разрешения на привлечение и использование иностранцев приостановлено или аннулировано;
  • разрешение на работу, выданное иностранцу, аннулировано.

Сделать это нужно также в течение 10 дней.

Об этом говорится в подпункте 4 п. 8 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Оформление разрешения производится в ФМС России или ее территориальных подразделениях. Длительность оформления составляет не более 30 календарных дней со дня подачи необходимых документов (п. 58 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2).

Для получения разрешения на привлечение и использование иностранцев в работе в миграционную службу представьте следующие документы:

  • заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранцев;
  • копию свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции по месту регистрации;
  • проект трудового (гражданско-правового) договора;
  • квитанцию об уплате госпошлины в размере 6000 руб. на каждого привлекаемого сотрудника-иностранца (подп. 23 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).

Об этом сказано в пункте 43 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России,

3.2.. Чтобы принять на работу иностранца, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке (гражданин Молдовы), нужно:

1) оформить приглашение на въезд (при необходимости);

2) получить разрешение на работу;

3) после въезда поставить иностранца на миграционный учет;

4) заключить трудовой (гражданско-правовой договор) и уведомить об этом миграционную службу.

Трудоустраивая иностранцев, приехавших в безвизовом порядке и имеющих статус временно пребывающих, получать разрешение на их привлечение и использование не нужно (п. 4.5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1. Трудовой кодекс Российской Федерации

"Статья 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.

В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку*«.

2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.07.2002 № 115-ФЗ

<...>

Статья 13. Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях

1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

2. Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

3. Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу*.

 

Статья 18. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности.

8. Работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны:

1) иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (подпункт дополнен с 15 января 2007 года;

2) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;

3) представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;

4) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;

5) содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

6) оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников;

7) направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров

8) направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.*

3. КОНВЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВ ОТ 08.11.1968 «Конвенция о дорожном движении»

"Статья 41
Водительские удостоверения

1. а) Каждый водитель автомобиля должен иметь водительское удостоверение;

b) Договаривающиеся Стороны принимают на себя обязательство обеспечить, чтобы водительские удостоверения выдавались только после проверки компетентными органами наличия у водителя необходимых знаний и навыков; лица, уполномоченные проводить эту проверку, должны иметь надлежащую квалификацию; содержание и порядок проведения как теоретических, так и практических экзаменов регламентируются национальным законодательством (подпункт в редакции, введенной в действие с 28 марта 2006 года Международным договором от 28 сентября 2004 года, — см. предыдущую редакцию);

с) в национальном законодательстве должны быть предусмотрены требования для получения водительского удостоверения. В частности, в нем должны определяться минимальный возраст для получения водительского удостоверения, требующееся состояние здоровья и условия для успешной сдачи теоретического и практического экзаменов (подпункт в редакции, введенной в действие с 28 марта 2006 года Международным договором от 28 сентября 2004 года, — см. предыдущую редакцию);

d) ни одно положение настоящей Конвенции не должно толковаться как запрещающее Договаривающимся Сторонам или их территориальным подразделениям требовать наличия водительских удостоверений на право управления другими механическими транспортными средствами и велосипедами с подвесными двигателями.

(Пункт 1 дополнительно включен с 3 сентября 1993 года Международным договором от 3 марта 1992 года)

Пункты 1 и 2 предыдущей редакции с 3 сентября 1993 года считаются соответственно пунктами 2 и 3 настоящей редакции — Международный договор от 3 марта 1992 года.

2. а) Договаривающиеся Стороны будут признавать:

i) любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 6 к настоящей Конвенции;

ii) любое международное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 7 к настоящей Конвенции, при условии, что оно предъявляется вместе с соответствующим национальным водительским удостоверением, действительным на своей территории для управления транспортным средством, соответствующим категории или категориям транспортных средств, на управление которыми выданы удостоверения, при условии, что указанные удостоверения являются действительными и что они выданы другой Договаривающейся Стороной или одним из ее территориальных подразделений либо объединением, уполномоченным на то этой Договаривающейся Стороной;

b) водительские удостоверения, выданные одной Договаривающейся Стороной, должны признаваться на территории другой Договаривающейся Стороны до момента, с которого данная территория становится обычным местожительством владельца удостоверения;

с) положения настоящего пункта не применяются к водительскому удостоверению ученика-водителя.

3. Национальным законодательством может ограничиваться срок действия национального водительского удостоверения. Срок действия международного водительского удостоверения ограничивается датой истечения срока действия национального водительского удостоверения или датой истечения срока, не превышающего три года с момента выдачи международного водительского удостоверения, в зависимости от того, какой срок наступит раньше.

4. Независимо от положений, содержащихся в пунктах 1 и 2,

а) если действительность водительского удостоверения обусловлена специальной пометкой, требующей ношения данным лицом некоторых приспособлений или предусматривающей некоторое переустройство транспортного средства с учетом инвалидности водителя, это удостоверение считается действительным только при условии соблюдения этих предписаний;

b) Договаривающиеся Стороны могут не признавать действительным на своей территории водительское удостоверение, владельцу которого не исполнилось восемнадцати лет;

с) каждая Договаривающаяся Сторона может не признавать действительными на своей территории для управления автомобилями или составами транспортных средств категорий С, D, СЕ и DЕ, упомянутых в приложениях 6 и 7 к настоящей Конвенции, водительские удостоверения, владельцам которых не исполнилось двадцати одного года.

Пункт 4 предыдущей редакции с 3 сентября 1993 года считается пунктом 5 настоящей редакции — Международный договор от 3 марта 1992 года.

5. Международное водительское удостоверение может выдаваться только на основании национального водительского удостоверения, выданного с учетом минимальных требований, предусмотренных в настоящей Конвенции. Международное водительское удостоверение выдается только Договаривающейся Стороной, на территории которой владелец имеет обычное местожительство, выдавшей национальное водительское удостоверение или признающей национальное водительское удостоверение, выданное другой Договаривающейся Стороной; оно является недействительным на этой территории (пункт в редакции, введенной в действие с 28 марта 2006 года Международным договором от 28 сентября 2004 года, — см. предыдущую редакцию).

Пункты 5 и 6 предыдущей редакции с 3 сентября 1993 года считаются соответственно пунктами 6 и 7 настоящей редакции — Международный договор от 3 марта 1992 года.

6. Положения настоящей статьи не обязывают Договаривающиеся Стороны:

а) признавать действительными национальные удостоверения, выданные на территории другой Договаривающейся Стороны лицам, которые имели на их территории обычное местожительство в момент выдачи этого водительского удостоверения или которые перенесли свое обычное местожительство на их территорию после выдачи этого удостоверения;

b) признавать действительность национальных водительских удостоверений, выданных водителям, обычное местожительство которых в момент выдачи удостоверений находилось не на территории, где были выданы удостоверения, или которые перенесли свое местожительство после выдачи удостоверений на другую территорию".

4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА от 19.03.2012 № 4а-52/12

«Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 76 района «Войковский» г. Москвы от 12.09.2011 года С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок четыре месяца.

В порядке, установленном ст. 30.1 КоАП РФ, указанное постановление не обжаловалось.

В настоящей жалобе С. просит об отмене названного судебного постановления, ссылаясь на то, что мировым судьей не было рассмотрено его ходатайство, поданное на французском языке, об отложении слушания дела в связи с необходимостью воспользоваться услугами переводчика.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 76 района «Войковский» г. Москвы от 12.09.2011 года подлежащим отмене по следующим основаниям.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей установлено, что 24.07.2011 года примерно в 15 часов 40 минут С. управлял автомобилем марки «*****» государственный регистрационный знак №, следуя в районе дома 18 по Ленинградскому шоссе в г. Москве, в нарушение требований дорожной разметки 1.3 Приложения № 2 к ПДД РФ выехал на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 24.2 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

Как следует из материалов дела, мировому судье С. было заявлено ходатайство на французском языке, так как он (С.) является гражданином Французской Республики и в полном объеме русским языком не владеет (л.д. 25). Однако мировым судьей в нарушение требований ст. 24.4 КоАП РФ вышеуказанное ходатайство рассмотрено не было, в нарушение положений ч. 1 ст. 24.2 КоАП РФ мировой судья не принял мер к переводу упомянутого документа на русский язык.

Кроме того, мировым судьей при рассмотрении дела не был выяснен вопрос о том, является ли С. субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. Так, по смыслу норм КоАП РФ лишение права управления транспортными средствами может быть назначено лицу, таким правом обладающему, либо лишенному этого права в установленном законом порядке. Как следует из материалов дела, С. является гражданином Французской Республики, в составленном в отношении него протоколе об административном правонарушении указаны сведения о номере водительского удостоверения, который не соответствует формату номеров водительских удостоверений, выдаваемых в Российской Федерации. Критерии действительности на территории Российской Федерации водительских удостоверений, выдаваемых иностранными государствами, определены в ст. 41 Конвенции о дорожном движении от 08.11.1968 года. Таким образом, если водительское удостоверение С. не отвечало данным требованиям, оно было недействительным на территории Российской Федерации, а значит, С. не мог быть лишен права управления транспортными средствами, а его действия содержали признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.7 КоАП РФ.* Между тем, эти юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела мировым судьей не были выяснены.

При таком положении постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 76 района «Войковский» г. Москвы от 12.09.2011 года не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, поскольку дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований ст. ст. 24.1, 24.4 КоАП РФ.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений ст. 4.5 КоАП РФ по истечении срока давности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу, обсуждаться не может, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ".

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.