Замена товара или возврат денег

91

Вопрос

Что требовать в суде: заменить товар или вернуть деньги? Что может быть исполнено быстрее?

Ответ

Лучше потребовать заменить товар.

Если, нарушения требований к качеству являются существенными, то тогда покупателю стоит (п. 1 ст. 518 и п. 2 ст. 475 ГК РФ):

Но при этом необходимо, чтобы недостатки действительно являлись существенными. Если суд придет к выводу, что они таковыми не являются, то в удовлетворении иска будет отказано.

Так, например в постановлении ФАС ЦО от 17.04.2013 г. № А54-2622/2011 суд отказал в удовлетворении требований покупателя о взыскании стоимости поставленного товара, так как выявленные недостатки носят несущественный, устранимый характер.

При выборе конкретного требования покупателю необходимо учитывать установленные законом ограничения.

Так, покупатель не вправе предъявить поставщику ни одно из перечисленных в ст. 475 ГК РФ требований, если тот без промедления (сразу после получения уведомления покупателя о недостатках) произведет замену товара. Право на такую замену предоставлено поставщику п. 1 ст. 518 ГК РФ.

Кроме того, требование об устранении недостатков или замене товара можно предъявить, только если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства (п. 3 ст. 475 ГК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как предъявить претензии поставщику в связи с получением некачественного товара

«Какие претензии можно предъявить поставщику

Требования, которые покупатель может предъявить поставщику, зависят от многих факторов. Их можно сгруппировать следующим образом.

1. Нарушения требований к качеству не являются существенными, и недостатки не были оговорены продавцом

В такой ситуации покупателю стоит потребовать (п. 1 ст. 518 и п. 1 ст. 475 ГК РФ):

2. Нарушения требований к качеству являются существенными*

Тогда покупателю стоит (п. 1 ст. 518 и п. 2 ст. 475 ГК РФ):

При этом необходимо, чтобы недостатки действительно являлись существенными. Если суд придет к выводу, что они таковыми не являются, то в удовлетворении иска будет отказано.

Внимание! При выборе конкретного требования покупателю необходимо учитывать установленные законом ограничения.

Так, покупатель не вправе предъявить поставщику ни одно из перечисленных в статье 475 Гражданского кодекса РФ требований, если тот без промедления (сразу после получения уведомления покупателя о недостатках) произведет замену товара.* Право на такую замену предоставлено поставщику пунктом 1 статьи 518 Гражданского кодекса РФ.

Кроме того, требование об устранении недостатков или замене товара можно предъявить, только если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства (п. 3 ст. 475 ГК РФ).

3. Покупатель осуществляет продажу поставленных ему товаров в розницу

В таком случае покупатель может как предъявить перечисленные выше права (в зависимости от существенности нарушения), так ипотребовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем (п. 2 ст. 518 ГК РФ). Причем последнее его право не зависит от того, являются ли нарушения требований к качеству существенными или нет, однако оно может быть ограничено в договоре поставки.

См. также В каких случаях покупатель может отказаться от принятия товара по договору поставки и Можно ли отказаться от принятия товара по договору поставки без отказа от его исполнения.

4. Покупатель уже предъявил поставщику требование о замене товара в установленный срок, а поставщик его не исполнил

В такой ситуации покупателю стоит приобрести необходимые товары у других лиц и отнести необходимые и разумные расходы на их приобретение на поставщика (п. 1 ст. 520 ГК РФ). Размер таких расходов определяется по правилам пункта 1 статьи 524 Гражданского кодекса РФ (подробнее см. Дополнительные условия, которые надо учесть, если покупатель приобрел товар у другого лица). Причем чтобы предъявить требование о возмещении расходов, покупателю не нужно предварительно расторгать договор поставки (см., например, определение ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № ВАС-9148/09).

5. Товар обладает недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок

Покупателю в таком случае имеет смысл отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (п. 1 и 2 ст. 523 ГК РФ). Подробнее об этом см. Как досрочно расторгнуть договор поставки по инициативе покупателя (отказаться от исполнения договора поставки) и Как взыскать с поставщика убытки, причиненные досрочным расторжением договора поставки.

В каком порядке предъявить претензию

Как уже было указано выше, при обнаружении недостатков (вне зависимости от того, являются они явными или скрытыми) покупатель обязан уведомить поставщика. Если последний не воспользуется своим правом на замену товара (п. 1 ст. 518 ГК РФ), то необходимо предъявить ему требование, которое покупатель посчитает для себя приемлемым.

Закон не ограничивает срок на предъявление такого требования во внесудебном порядке. Но при этом нужно помнить о том, чтосрок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ) и не может быть изменен соглашением сторон (ст. 198 ГК РФ). Если покупатель направит претензию близко к концу такого срока, есть риск, что поставщик будет затягивать ответ, чтобы дождаться, когда истечет срок исковой давности. И тогда суд может отказать покупателю в удовлетворении иска.

Кроме того, некоторые суды, ссылаясь на пункт 1 статьи 477 Гражданского кодекса РФ, указывают, что договор поставки может содержать особое условие о сроке предъявления требований, связанных с недостатками товара (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 марта 2006 г. по делу № А56-8292/2005). Причем этот срок нужно отличать от указанных вышесроков обнаружения недостатков, установленных в статье 477 Гражданского кодекса РФ.

Иными словами, надо различать:

  • сроки обнаружения недостатков (они установлены в ст. 477 ГК РФ);
  • сроки предъявления требований во внесудебном порядке (они не установлены в ГК РФ, но могут быть установлены в договоре);
  • сроки предъявления требований в судебном порядке (общий срок исковой давности – ст. 196 ГК РФ).

Соблюдать претензионный порядок необязательно, если соглашение о нем не было достигнуто сторонами. За защитой своих интересов покупатель может сразу обратиться с иском в арбитражный суд. Однако направление претензии может не только привести к урегулированию спора в досудебном порядке, но и помочь подготовить правовую позицию покупателя для суда.

В претензии нужно обязательно указать обнаруженные недостатки и требования покупателя. Также необходимо приложить документы, которые подтверждают изложенные в претензии доводы. В частности, если в местонахождении покупателя проводилась экспертиза, то необходимо приложить и заключение экспертов.

См. также

Справочники

10.08.2015

 



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль