Запрет курения табака на отдельных территориях

44

Вопрос

Сейчас многие предприятия общепита предлагают посетителям кальяны на открытых площадках. Возможно ли предоставлять такую услугу на открытых балконах ресторана? Какие документы нужно иметь на оборудование и применяемые расходные материалы? Мне нужны только аргументы в сторону положительного решения вопроса, даже спорные, ссылку на закон о запрете табакокурения можно опустить))) Спасибо.

Ответ

согласно п.1 ч.1 ст.2 Закона № 15-ФЗ курением табака является использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления.

Таким образом, согласно пп.6 п.1 ст.12 Закона № 15-ФЗ запрещается
курение кальяна с табаком, внутри любых предприятий общественного питания.

Вопрос курения кальянов на террасах при кафе и ресторанах на открытом воздухе на законодательном уровне пока не решен. Так, согласно разъяснениям Роспотребнадзора, если оказание услуг общественного питания осуществляется вне здания и одновременно с этим место (площадка), предназначенное для оказания таких услуг, имеет надземную часть, представляющую собой какую-либо искусственно возведенную плоскость (например, пол, настил), и (или) навес, либо любой вид ограждения, включая декоративное, то данное место считается расположенным в помещении, предназначенном для предоставления услуг общественного питания (например, веранды, шатры, палатки, балконы), и на него распространяются установленные законодательством запреты на курение.

Противоположная позиция изложена в Постановлении 13 ААС от 17.02.2015 А56-52122/2014.

Закон прямо запрещает курение табака, однако, все, что не содержит табак и не входит в перечень запрещенных к обороту средств (бестабачные смеси, курительные сиропы и прочие продукты, не содержащие табак) курить можно, в том числе, в помещениях организаций общественного питания и на открытых балконах ресторана.

Помимо информации, указанной в ст.10 Закона о защите прав потребителей, которая может быть изложена в технической документации, прилагаемой к товарам (услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров, на потребительской таре и (или) листе-вкладыше должна быть нанесена информация, указанная в ст.9 Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

«Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания*, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;»

2.Письмо Роспотребнадзора от 18.06.2014 № 01/6906-14-25 «О применении норм Федерального закона об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма при организации общественного питания»

«Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», помещение - это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.

Таким образом, если оказание услуг общественного питания осуществляется вне здания и одновременно с этим место (площадка), предназначенное для оказания таких услуг, имеет надземную часть, представляющую собой какую-либо искусственно возведенную плоскость (пол, настил и т.п.) и (или) навес, либо любой вид ограждения, включая декоративное, то такое место оказания услуг общественного питания считается расположенным в помещении, предназначенном для предоставления услуг общественного питания (например, веранды, шатры, палатки, балконы и т.п.), и на него распространяются установленные законодательством запреты на курение.»

3.Постановление 13 ААС от 17.02.2015 № А56-52122/2014

«Согласно пункту 6 части 1 статьи 12 Закона № 15-ФЗ для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах.

Как следует из материалов дела, общество занимает нежилое помещение, находящееся в здании по адресу: Санкт-Петербург, пр. Космонавтов, д. 65, корп. 2, лит. А, пом. 49-Н, 1 этаж, для использования под цели: общественное питание на основании договора аренды от 31.08.2012 № 1.

Факт нарушения требований Закона № 15-ФЗ зафиксирован административным органом на открытой террасе ресторана «Япоша» по вышеуказанному адресу, примыкающей ко входу. Согласно протоколу осмотра терраса имеет надземную часть (пол), навес (крышу), декоративное ограждение.

Вместе с тем, как правомерно указал суд первой инстанции, согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» помещение - это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.

В силу подпункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) здания и сооружения являются объектами капитального строительства. Следовательно, помещением в смысле действующего законодательства признается только часть объекта капитального строительства, то есть объекта недвижимости.

В соответствии с Требованиями к проведению оценки безопасности эксплуатации производственных зданий и сооружений поднадзорных промышленных производств и объектов (обследования строительных конструкций специализированными организациями) РД 22-01-97, к конструкциям строительным относятся элементы здания или сооружения, выполняющие несущие, ограждающие либо совмещенные (несущие и ограждающие) функции.

На основании приведенных норм суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что временная открытая терраса ресторана «Япоша», примыкающая к помещению ресторана, не огороженная строительными конструкциями, не может быть отнесена к помещениям общественного питания. Также терраса не может расцениваться как нестационарный торговый объект, поскольку такие объекты предназначены для осуществления торговой деятельности - отдельного вида предпринимательской деятельности, в то время как общество осуществляет деятельность по оказанию услуг общественного питания.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что административным органом необоснованно вменено обществу нарушение подпункта 6 пункта 1 статьи 12 Закона № 15-ФЗ. Ссылки подателя жалобы на то, что временная летняя терраса, осмотр которой произведен Отделом, является помещением по смыслу подпункта 10 статьи 1 ГрК РФ, отклоняются апелляционным судом, как основанные на неверном толковании норм материального права.»

3.Федеральный закон от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию»

«Статья 9. Требования к содержанию информации для потребителей табачных изделий

1. Информация, нанесенная на потребительскую тару и (или) лист-вкладыш, должна содержать:

1) наименование технического регламента или информацию об обязательном подтверждении соответствия табачной продукции;

2) наименование вида табачного изделия;

3) наименование табачной продукции;

4) наименование и место нахождения (адрес) изготовителя. В случае, если табачная продукция изготавливается организациями, в которых производственный процесс, качество табачной продукции, используемые при производстве сырье для производства табачных изделий и нетабачные материалы контролируются одной организацией (далее - контролирующая организация), наряду с наименованием и местом нахождения (адресом) изготовителя на потребительскую тару и (или) лист-вкладыш допускается нанесение следующей информации: «Изготовлено под контролем (наименование контролирующей организации и ее место нахождения (адрес)»;

5) наименование и место нахождения (адрес) организации, зарегистрированной на территории Российской Федерации и уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей. В случае отсутствия такой организации указывается, что претензии от потребителей принимаются изготовителем данной табачной продукции. Указанная информация может быть размещена на внутренней стороне потребительской тары в месте, доступном для прочтения;

6) сведения о наличии фильтра (для курительных изделий с фильтром);

7) сведения о количестве штук (для штучных табачных изделий) или массе нетто в граммах (для весовых табачных изделий);

8) предупредительные надписи о вреде потребления табачных изделий, нанесенные в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона;

9) информацию о содержании смолы и никотина в дыме одной сигареты, монооксида углерода в дыме одной сигареты с фильтром в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона;

10) знак обращения на рынке, утвержденный Правительством Российской Федерации;

11) сведения о максимальной розничной цене в рублях, месяце и годе изготовления сигарет и папирос в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Не допускается поверх сведений о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачных изделий нанесение каких-либо элементов потребительской тары (за исключением прозрачной оберточной пленки) либо наклеивание специальной (акцизной) марки, которые закрывают поверхность, занятую сведениями о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачных изделий.»

4.Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

«Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;

цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

гарантийный срок, если он установлен;

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;

информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.»



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.