Возможность привлечения организации к ответственности

55

Вопрос

Подскажите пожалуйста!Прошла проверка по ГО и ЧС ООО (оказывает санаторно-курортные услуги, площадь территории 7 г., персонал 60 человек, опасных объектов или специальных объектов ЧС на территории нет) не смотря на это прислали извещение о том, что будет составлен протокол по ст. 20.6 и 20.7 КоАП РФ без уточнения наращения, все документы вроде есть проверяющим предоставляли.

Вопрос: Как определить наша организация подпадает и уполномочена решать или выполнять задачи ГО и ЧС? Или что нам специальные объекты строить или спец средства приобретать и какие и для каких нужд?

Ответ

: Возможность привлечения организации к ответственности по ст.20.6 КОАП или ст.20.7 КОАП зависит от конкретных вменяемых составов правонарушений.

Основным нормативным актом, регулирующий вопросы гражданской обороны является ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Например, в соответствии с положениями пункта «в» статьи 14 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. В свою очередь правомерность действий контрольных органов зависит от конкретных выявленных нарушений.

В случае вынесения необоснованных предписаний, незаконно возлагающих обязанность по выполнению мероприятий в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, имеется возможность обжаловать данные действия в судебном порядке (как и постановление о привлечении к административной ответственности) – см. Постановлением ФАС СЗО от 24.04.2013 № А05-8062/2012, Постановление 17 ААС от 24.12.2013 № А60-23634/2013.

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 года № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

<…>

Постановление ФАС СЗО от 24.04.2013 № А05-8062/2012

«Пунктами 1 - 5 предписания от 12.03.2012 № 4/4/1-16 Обществу вменено в обязанность на основании абзацев четвертого, шестого пункта 10, пунктов 2, 3, 6, абзаца четвертого пункта 7, абзаца второго пункта 8, пункта 11Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 (далее - Положение № 794), абзаца первого статьи 4 Закона № 68-ФЗ в срок до 01.04.2013:

- создать постоянно действующий орган управления - структурное подразделение (работник) специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в структурном подразделении общества (Цигломенский участок);

- разработать положение «Об уполномоченном на решение задач в области ГОЧС»;

- создать объектовое звено единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- создать комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.*

Согласно пункту 6 предписания от 12.03.2012 № 4/4/1-16 на Общество возложена обязанность на основании пункта «з» статьи 14 Закона № 68, пунктов 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 № 334 «О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Постановление № 334, Порядок № 334), приложения № 2 к Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 07.07.1997 № 382 (далее - Инструкция № 382) в срок до 01.04.2013 разработать порядок сбора и обмена информацией в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Пунктом «з» статьи 14 Закона № 68 на организации возложена обязанность предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Порядок сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утвержден Постановлением № 334, а сроки и формы ее предоставления предусмотрены Инструкцией № 382.

Однако приведенными нормами не предусмотрено обязанности организаций разрабатывать порядок сбора и обмена информацией в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в связи с чем возложение на общество такой обязанности является незаконным и необоснованным.

Пунктом 7 предписания от 12.03.2012 № 4/4/1-16 Обществу вменено в обязанность на основании пункта «в» статьи 14 Закона № 68-ФЗ, пунктов 13, 14 Положения № 794, пункта 4 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (далее - Порядок № 999) в срок до 01.04.2013 создать необходимые силы и средства (служба, нештатное аварийно-спасательное формирование (далее - НАСФ) выделяемое (привлекаемое) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) организации. Обучить и оснастить личный состав формирования, согласно примерных норм оснащения.

В соответствии с положениями пункта «в» статьи 14 Закона № 68 организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» НАСФ создают организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Аналогичные требования установлены пунктом 4 Порядка № 999.

Понятие потенциально опасных производственных объектов содержится в пункте 1 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 № 105, согласно которому потенциально опасные объекты - это объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества.

Оснащение НАСФ осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение № 2 к Порядку № 999).

Судебными инстанциями установлено и Управлением соответствующими доказательствами не опровергнуто то, что Общество не имеет потенциально опасных производственных объектов и не эксплуатирует такие объекты. Доказательств того, что Общество имеет важное оборонное и экономическое значение или представляет высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время Управлением также не представлено.

Ссылки подателя жалобы на то, что Обществом эксплуатируется опасный объект, на который разработан соответствующий паспорт безопасности, а также на реестр потенциально опасных объектов, утвержденный решением комиссии Архангельской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 27.01.2012, не подтверждает позицию Управления о том, что Общество имеет именно потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирует такие объекты. Управление не представило соответствующую выписку из указанного реестра потенциально опасных объектов.

Поэтому судебные инстанции пришли к выводу, что Управление не представило доказательств того, что Общество имеет потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирует их и соответственно Управлением не доказана обязанность Общества по созданию службы, НАСФ, обучению и оснащению личного состава формирования согласно примерных норм оснащения.

В соответствии с пунктом 10 предписания от 12.03.2012 № 4/4/1-16 Обществу необходимо на основании пунктов «а», «б», «в», «е» статьи 14 Закона № 68-ФЗ, пункта 3, абзаца второго пункта 4 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (далее - Положение № 687) в срок до 01.04.2013 разработать и согласовать с органом управления ГОЧС муниципального образования план основных мероприятий организации на текущий год.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Управлением в отношении заявителя одновременно проведены две проверки - выполнения Обществом установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и выполнения установленных требований в области гражданской обороны. По результатам проверок составлено два акта и вынесено два предписания.

Как правильно указали судебные инстанции, статья 14 Закона № 68-ФЗ и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не предусматривают обязанности организаций ежегодно разрабатывать и согласовывать с органами муниципального образования планов основных мероприятий по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности на текущий год.

Пунктом 4 Положения № 687 определено, что план основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления.

Вместе с тем, как следует из пункта 1 данного Положения, оно разработано в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ) и соответствующими подзаконными актами и определяет организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в муниципальных образованиях и организациях.

В пункте 11 предписания № 5/3/1-22 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны установлена обязанность Общества в срок до 01.04.2013 разработать и согласовать с органом управления ГОЧС муниципального образования план основных мероприятий организации на текущий год. Обществом указанный пункт предписания не оспаривается.

Согласно пунктам 12 и 13 предписания от 12.03.2012 № 4/4/1-16 Обществу необходимо в срок до 01.04.2013 организовать обучение работников в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, создать необходимую учебно-материальную базу, включить в план основных мероприятий на текущий год и провести командно-штабные учения (тренировки), тактико-специальные учения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Данные требования основаны на статье 20 Закона № 68-ФЗ, подпункте «а» пункта 4, пунктах 7 - 11 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547 (далее - Положение № 547).

Суды проанализировали Положения о статье 20 Закона № 68-ФЗ, подпункта «а» пункта 4, пунктов 7, 8, 9 и 11 и установили, что работники заявителя ежегодно проходят обучение основным требованиям охраны труда, промышленной, пожарной и электробезопасности.

Кроме того, суды правильно отметили, что создание именно Обществом необходимой учебно-материальной базы, командных и (или) оперативных штабов по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайный ситуаций не предусмотрено указанными в оспариваемых пунктах предписания нормами.

В силу пункта 3 Положения № 547, методическое руководство, координация и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций возложено на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Однако Общество не имеет аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, следовательно, оно не имеет возможности проводить тактико-специальные учения в соответствии с пунктом 9 Положения № 547. Управлением доводов о несогласии с решением суда в указанной части не приведено.

Пунктами 14, 15 и 16 предписания от 12.03.2012 № 4/4/1-16 на Общество возложена обязанность на основании Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.05.2003 № 285 (далее - Правила № 285), раздела 8 пункта 34, пункта 9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.12.2005 № 993 (далее - Положение № 993) в срок до 01.04.2013 провести инвентаризацию средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) приборов радиационной, химической разведки и контроля, обеспечить содержание использование в соответствии с требованиями, организовать освежение СИЗ, обеспечить работников организации медицинскими средствами индивидуальной защиты в соответствии с требованиями.

Требования к складским помещениям, а также порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля установлены Правилами № 285.

Пунктами 6 и 7 Положения № 993 установлено, что обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне (далее - ГО), в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по ГО, на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения). Обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия, на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО), на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах, на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.

Пунктом 8 Положения № 993 также установлено, что накопление СИЗ в запасах (резервах) в установленных нормах осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 данного Положения.

Управление указывает, что имущественный комплекс Общества подпадает в зону химического заражения от ОАО «СЦБК».

В материалах дела имеется копия письма начальника управления военно-мобилизационной работы и гражданской обороны мэрии города Архангельска от 07.11.2012 № 558/185-01, в соответствии с которым территория Общества находится вне зон возможного химического заражения.

Поэтому суды пришли к правомерному выводу о том, что Управлением не доказано отнесение территории, на которой расположено Общество в зоне возможного опасного химического заражения и соответственно наличие обязанности заявителя обеспечивать своих работников средствами индивидуальной защиты. Ссылка Управления на то, что территория Общества находится на территории категорированного города, также не подтверждена.

С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требования Общества, признав недействительными оспариваемые пункты предписания от 12.03.2012 № 4/4/1-16.

Пунктом 1 предписания от 12.03.2012 № 5/3/1-22 Обществу вменено в обязанность на основании пункта 4 статьи 12 Закона № 28-ФЗ, пунктов 2, 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 № 782 (далее - Положение № 782) в срок до 01.04.2013 создать орган управления ГО, в том числе: назначить работника, уполномоченного на решение задач в области ГО в структурном подразделении общества (Цигломенский участок); разработать положение, определяющее основные задачи и функции органа управления ГО.

Согласно пункту 4 статьи 12 Закона № 28-ФЗ органами, осуществляющими управление гражданской обороной, в том числе, являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В пунктах 2 и 4 Положения № 782 определено, что структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях. Пункт 4 указанного Положения устанавливает примерные нормы определения количества работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации.

В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и подателем жалобы не оспорено, что в Обществе имеется работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны (должностная инструкция начальника пожарной охраны ГО и ЧС Общества от 20.02.2012).

Пунктом 2 предписания от 12.03.2012 № 5/3/1-22 на Общество возложена обязанность на основании абзаца четвертого пункта 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 (далее - Положение № 804) в срок до 01.04.2013 откорректировать положение о порядке подготовки к ведению и ведения гражданской обороны с учетом предназначения организации на военное время.

Из материалов дела видно, что положение об организации и ведении гражданской обороны в обществе (т. 1, л. 117 - 120) утверждено его генеральным директором 21.10.2009 и согласовано с начальником управления военно-мобилизационной работы и административных органов мэрии города Архангельска 21.10.2009. Обязанность организации откорректировать положение о порядке подготовки к ведению и ведения гражданской обороны с учетом предназначения организации на военное время абзацем четвертым пункта 4 Положения № 804, не предусмотрена.

Пунктами 4, 5 и 6 предписания от 12.03.2012 № 5/3/1-22 заявителю вменено в обязанность на основании пункта 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ, пунктов 16.3, 9 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 № 687 (далее - Положение № 687), пункта 9 Положения № 804 в срок до 01.04.2013 разработать мероприятия по эвакуации на военное время, создать эвакуационную комиссию организации, разработать и утвердить в установленном порядке положение «Об эвакокомиссии» организации.

Исследовав главу 3 Закона № 28-ФЗ, пункт 1 статьи 8, пункт 1 статьи 9 указанного Закона судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что планирование мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы и проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Положением об организации и ведении гражданской обороны в Архангельской области, утвержденным постановлением главы администрации Архангельской области от 02.10.2008 № 61, установлено, что требования этого Положения в пределах устанавливаемых полномочий распространяются на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие деятельность на территории Архангельской области; на вспомогательные органы по проведению мероприятий гражданской обороны, создаваемые решением губернатора Архангельской области, в том числе на эвакуационную комиссию Архангельской области и комиссию по поддержанию устойчивости функционирования объектов жизнеобеспечения Архангельской области; на исполнительные органы государственной власти Архангельской области, уполномоченные решением губернатора Архангельской области на выполнение задач и (или) мероприятий гражданской обороны отраслевой экономической направленности на территории Архангельской области (исполнительные органы государственной власти Архангельской области); на организации различных форм собственности, уполномоченные решением правительства Архангельской области на выполнение задач и (или) мероприятий гражданской обороны отраслевой экономической направленности на территории Архангельской области (по согласованию); на организации различных форм собственности, привлекаемые на договорной основе правительством Архангельской области для выполнения работ (поставок товаров и (или) предоставления услуг), в целях обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны на территории Архангельской области.

Исполнительные органы государственной власти Архангельской области, органы местного самоуправления в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями, а также организации в целях решения задач по гражданской обороне в числе прочих мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляют организацию планирования, подготовки и проведения эвакуации; подготовку районов размещения эвакуируемого населения, мест хранения материальных и культурных ценностей (пункт 31 вышеназванного Положения).

В данном случае Управление не представило доказательств того, что Общество относится к организациям, уполномоченным решением правительства Архангельской области на выполнение задач и (или) мероприятий гражданской обороны отраслевой экономической направленности на территории Архангельской области (по согласованию), либо к организациям, привлекаемым на договорной основе правительством Архангельской области для выполнения работ (поставок товаров и (или) предоставления услуг), в целях обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны на территории Архангельской области.

Таким образом, возложение на Общество обязанности по планированию мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы и проведению таких мероприятий противоречит вышеприведенным нормам.

В соответствии с пунктом 10 предписания от 12.03.2012 № 5/3/1-22 Обществу предложено на основании пункта 2 статьи 9 Закона № 28-ФЗ, пункта 12 Положения № 804, пункта 16.6 Положения № 687, пункта 4 Порядка № 999 в срок до 01.04.2013 создать НАСФ организации, обучить и оснастить личный состав формирования, согласно примерных норм оснащения.

Поскольку признан недействительным пункт 7 предписания от 12.03.2012 № 4/4/1-16, содержащий аналогичные требования, судебные инстанции правомерно признали недействительным пункт 10 рассматриваемого предписания по тем же основаниям.

Пунктами 12, 13 и 14 предписания от 12.03.2012 № 5/3/1-22 Обществу вменено в обязанность на основании пункта 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ, пункта 10 Положения № 804, Правил эксплуатации защитных сооружении гражданской обороны, утвержденных, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583 (далее - Правила № 583), приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.07.2005 № 575, пункта 1.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583 в срок до 01.04.2013 выполнить мероприятия по предоставлению работникам организации убежища от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; имеющиеся на территории общества защитные сооружения гражданской обороны привести в состояние готовности к предназначению в соответствии с требованиями; оформить паспорта на защитные сооружения гражданской обороны.

Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что указанные в предписании убежища № 126-30, 127-30, 102-30, 103-30, 104-30 являются объектами федеральной собственности.

В полномочия организаций, установленных статей 9 Закона № 28-ФЗ, не входят обязанности по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны, находящихся в федеральной собственности.

Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309.

Пунктом 2 указанного Порядка предусмотрено, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Из пункта 2.1 Правил № 583, следует, что учет защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗСГО) ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗСГО, в журнале учета ЗСГО.

Статус ЗСГО в соответствии с пунктом 1.2 Правил № 583, определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.

Управлением в ходе проведения проверки установлено и в акте от 12.03.2012 № 5/3/1-22 отражено, что Обществом в отношении ЗГСО № 126-30, 127-30 Маймаксанского участка, № 102-30, 103-30, 104-30 Цигломенского участка не выполнены требования правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и не проводится техническое обслуживание ЗСГО, паспорта ЗГСО отсутствуют либо требуют переоформления.

Вместе с тем, судами установлено, что паспорта убежищ № 126-30, 127-30 не соответствуют требованиям, установленным Правилами № 583, поэтажные планы и экспликации объектов ГО отсутствуют. В отношении убежищ № 102-30, 103-30, 104-30 документы не представлены и не исследовались в ходе проверки.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что на территории города Архангельска имеются ЗСГО созданные в порядке, установленном Правилами 583.

Также суды правильно указали, что Управлением не установлено, в отношении каких конкретно ЗСГО и какие меры по обеспечению поддержания ЗСГО в состоянии постоянной готовности не приняты заявителем, какие требования правил нарушены, что делает невозможным надлежащее исполнение предписания.

Пунктом 16.4 Положения № 687 к основным мероприятиям в области гражданской обороны, которые осуществляют организации, относится поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание тех защитных сооружений гражданской обороны, которые находятся в ведении организаций.

Однако Управлением не доказано, что убежища, указанные в предписании, находятся в ведении Общества.

Пунктами 15, 16, 17 и 18 предписания от 12.03.2012 № 5/3/1-22 Обществу вменено в обязанность на основании приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.05.2003 № 285, раздела 8 пункта 34, пункта 9 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.12.2005 № 993, абзаца пятого пункта 16.4 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 № 687 в срок до 01.04.2013 провести инвентаризацию СИЗ приборов радиационной, химической разведки и контроля, обеспечить содержание использование в соответствии с требованиями, организовать освежение СИЗ, обеспечить работников организации медицинскими средствами индивидуальной защиты в соответствии с требованиями, разработать план выдачи и распределения СИЗ работникам организации.

В связи с тем, что апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции в части признания недействительными пунктов 14, 15, 16 предписания от 12.03.2012 № 4/4/1-16, содержащих аналогичные требования, признание судом первой инстанции недействительными пунктов 15, 16, 17, 18 рассматриваемого предписания является правомерным.

Пунктом 19 предписания от 12.03.2012 № 5/3/1-22 на заявителя возложена обязанность на основании пункта 8 Положения № 804, пункта 16.2 Положения № 687, пунктов 2, 3 Положения № 334 в срок до 01.04.2013 разработать порядок оповещения работников предприятия об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядок сбора и обмена информацией (положение о порядке сбора и обмена информацией, инструкция оперативного дежурного, дежурно-диспетчерской службы, формализованные документы). Однако указанные в оспариваемом пункте предписания нормы не предусматривают обязанности Общества разработать порядок оповещения работников предприятия об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядок сбора и обмена информацией.

Порядок № 334 регламентирует порядок сбора и обмена в Российской Федерации информацией организациями, органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в целях своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях (пункты 1 и 2 указанного нормативного акта). Возражений в части пункта 19 предписания от 12.03.2012 № 5/3/1-22 Управление не представило.

Пунктом 22 предписания от 12.03.2012 № 5/3/1-22 Обществу вменено в обязанность на основании Закона № 28-ФЗ, Положения № 804, Положения № 687 в срок до 01.04.2013 разработать перечень зданий и сооружений Общества, подлежащих светомаскировке и другим видам маскировки.

Однако Управлением при проведении проверки не установлен факт наличия у Общества зданий и сооружений, которые подлежат светомаскировке».

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.