Превышение фонового радиационного загрязнения

112

Вопрос

При проведение выездной проверки на площадке сбора м/лома природоохранный прокурор выявил в куче лома, 4 отрезка длиной 20см металлической трубы, с превышением фонового радиационного загрязнения. О чем составлен протокол. При проверке дополнительно установлены следующие факты: на площадке имеется обученный в установленном порядке дозиметрист, освидетельствованный рабочий дозиметр, вся документация на прием и проверку лома ведется в соответствии с требованиями закона.Прокурор квалифицировал указанное нарушение по ч.4 ст14.1 КоАП РФ. Мы полагаем, что указанное нарушение должно быть квалифицировано по ст. 14.26 КоАП либо по ст.8.2. КоАП. На этом планируем строить защиту в Арбитражном суде. Правомерна ли на ваш взгляд квалификация АП прокурором?

Ответ

 объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Квалификация действий по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ в случае, указанном в вопросе, может быть правомерной при наличии достаточных доказательств приема лома без осуществления радиационного контроля, т.к. указанное нарушение относится в соответствии с пп.б п.6 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов к грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности. Доказательствами, подтверждающими прием лома без осуществления радиационного контроля могут быть объяснения ответственных лиц и иных свидетелей, книга учета, иные документы, видеозаписи и другие законно полученные доказательства.

Для определения квалификации по конкретным обстоятельствам необходимо изучать и анализировать материалы административного дела, включая постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, объяснения, имеющиеся в деле, а также иные собранные по конкретному делу доказательства.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов»)

«6. Грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности являются повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", нарушения:

а) лицензионных требований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 5 настоящего Положения;

б) требований Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов в части приема лома черных и цветных металлов:

без составления приемо-сдаточного акта;

без осуществления радиационного контроля;*»

2.Постановление Правительства РФ от 11.05.2001 № 369 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения»

«8. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность.

Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию.

8(1). Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить:

а) наличие минимального штата имеющих соответствующую квалификацию следующих работников, с которыми заключены трудовые договоры:

контролер лома и отходов металла 2 разряда - на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов;

прессовщик лома и отходов металла 1 разряда - не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации;

б) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов:

лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов черных металлов;

лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность;

в) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов в соответствии с установленными требованиями;

13. При каждом случае приема лома и отходов черных металлов в книгу учета вносится следующая информация:

е) данные о проверке лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность и о радиационном контроле с подписью лиц, проводивших проверку (контроль);*»

3.Постановление Правительства РФ от 11.05.2001 № 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения»

«5. На объектах по приему лома и отходов цветных металлов, кроме информации, указанной в пункте 4 настоящих Правил, должна находиться и предъявляться по требованию контролирующих органов следующая документация:

г) инструкции о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов цветных металлов и проверки их на взрывобезопасность;

9. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность.

Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию.

9.1. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов, обязаны обеспечить:

б) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов:

лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов цветных металлов;

в) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов цветных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля лома и отходов цветных металлов в соответствии с установленными требованиями;»

4.Приказ Минздрава РФ от 10.04.2001 № 114 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома» (вместе с «СанПиН 2.6.1.993-00...», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.10.2000)

«4.1. Радиационный контроль заготавливаемого на территории Российской Федерации и ввозимого на ее территорию металлолома осуществляется для своевременного обнаружения его радиоактивного загрязнения. Радиационный контроль металлолома проводится:

- при приемке металлолома, в том числе на пунктах сбора металлолома;

- при подготовке партии металлолома к реализации;

- перед реализацией загруженных металлоломом транспортных средств.

4.2. В организациях, занимающихся заготовкой металлолома, проводится производственный радиационный контроль. Он осуществляется специальной службой или лицом, ответственным за производственный радиационный контроль, в соответствии со специально разработанным порядком.* Производственному радиационному контролю подлежит весь поступающий в организацию металлолом.

4.3. Порядок проведения производственного радиационного контроля металлолома согласовывается с органами госсанэпидслужбы (статья 11 Федерального закона «О радиационной безопасности населения»).

4.4. Площадки и помещения, предназначенные для размещения металлолома, перед началом их эксплуатации подлежат радиационному контролю с целью исключения радиоактивного загрязнения.

4.5. Производственный радиационный контроль металлолома проводится по уровню гамма-излучения и должен обеспечивать выявление в металлоломе локальных источников или его радиоактивного загрязнения гамма-излучающими радионуклидами. Для проведения производственного радиационного контроля металлолома могут использоваться как автоматические стационарные средства непрерывного радиационного контроля (ворота, стойки и т.п.), так и переносные средства радиационного контроля (гамма-дозиметры, поисковые радиометры и т.п.) в зависимости от объема заготавливаемого металлолома.

4.6. Результаты производственного радиационного контроля заносятся в специальный журнал (рекомендуемое приложение 1), по результатам которого оформляются протоколы радиационного контроля на партию металлолома. Допускается вносить данные измерений в специальную графу журнала приемки металлолома.

4.7. Лица, осуществляющие производственный радиационный контроль металлолома, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления в соответствии с законодательством Российской Федерации.»

5.Постановление 14 ААС от 15.10.2010 № А05-7626/2010

«Частью 4 статьи 14.1 данного Кодекса установлена административная ответственность юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

При этом в примечании к названной статье Кодекса определено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно пункту 82 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов.

Порядок лицензирования заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, осуществляемых юридическими лицами, регулируется вышеназванным Положением о лицензировании.

В рассматриваемой ситуации обществу в качестве грубого нарушения лицензионных требований и условий вменяется в вину нарушение подпункта «а» пункта 17 данного Положения, а именно: осуществление приема лома черных металлов без проведения радиационного контроля, выразившегося в нарушении подпункта «е» пункта 13 указанных Правил, то есть в отсутствии в книге учета приемосдаточных актов данных о радиационном контроле с подписью лиц, проводивших проверку (контроль).

На основании указанной нормы Положения грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении заготовки, переработки и реализации лома черных металлов являются нарушение Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения в части приема лома черных металлов без осуществления радиационного контроля.

В силу пунктов 10, 11 вышеназванных Правил прием лома и отходов черных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта. Приемосдаточные акты регистрируются в книге учета приемосдаточных актов.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 13 Правил при каждом случае приема лома и отходов черных металлов в книгу учета вносятся данные о проверке лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность и о радиационном контроле с подписью лиц, проводивших проверку (контроль).

Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, административным органом неправомерно объединены в одно два самостоятельных нарушения, поскольку нарушение подпункта «а» пункта 17 Положения о лицензировании предполагает осуществление приема лома черных металлов в отсутствие какого-либо радиационного контроля, а нарушение подпункта «е» пункта 13 Правил выражается в ненадлежащем заполнении книг учета приемосдаточных актов в части данных о радиационном контроле.

Из объяснений представителя общества, зафиксированных в протоколе судебного заседания от 21.07.2010 суда первой инстанции, следует, что при осуществлении приемки лома черного металла велся радиационный контроль; в процессе работы в книге учета приемосдаточных актов графы по проверке на взрывобезопасность и проведению радиационного контроля были объединены, впоследствии запись о радиационном контроле в наименовании графы перестали делать, контролирующее лицо ставило только одну подпись.

В объяснительной от 02.08.2010 Теплюк З.И. указала на то, что в период с 2007 по 2008 годы она работала в должности офис-менеджера общества. В конце 2007 года при оформлении книги учета приемосдаточных актов в графе «Данные о проверке на взрывоопасность и радиоактивность» исключила и не стала вписывать слово «радиоактивность», посчитала это несущественным.

Директор общества Фастов С.О. в объяснениях от 17.06.2010 пояснил, что в книге учета приемосдаточных актов графы по взрывоопасности и радиационному контролю совмещены; впоследствии работы надпись о радиационном контроле утрачена.

Согласно копии имеющейся в деле книги учета приемосдаточных актов в графе «Данные о проверке на взрывоопасность лома» в отношении каждого поступившего металлолома имеется запись «безопасен», удостоверенная подписью проверяющего лица.

В силу пункта 5.3 акта проверки от 17.06.2010 № 4ЛЧМ лицом, проводящим радиационный контроль каждой партии лома, а также его взрывобезопасность, является Шевченко Д.А., имеющий соответствующую аттестацию и необходимое оборудование.

Следовательно, административным органом правильно установлен факт ненадлежащего заполнения книги учета приемосдаточных актов в части данных о радиационном контроле, ответчиком указанное обстоятельство не отрицается и подтверждается материалами дела.

Иных доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что обществом не проводился радиационный контроль поступающего металлолома, министерством не представлено.

С учетом таких обстоятельств судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о недоказанности заявителем факта осуществления обществом приемки лома черных металлов без проведения радиационного контроля, выразившегося в несоблюдении подпункта «а» пункта 17 Положения о лицензировании.»



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.