Каким образом ПАО может прекратить свою деятельность

44

Вопрос

Каким образом ПАО может прекратить свою деятельность? Это банкротство или можно через ликвидацию? Кредиторов нет, долгов нет.

Ответ

При отсутствии долгов и кредиторов, ПАО можно ликвидировать в добровольном порядке. Процесс ликвидации АО раскрыт в рекомендации ниже.

Публичное АО может быть ликвидировано по решению акционеров (пункт 2 статьи 61 ГК РФ; пункт 1 статьи 21 Федерального закона от26.12.1995 № 208-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как провести ликвидацию АО.

«Ликвидация АО по решению акционеров (добровольная ликвидация) – достаточно длительная и сложная процедура, результат которой во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, нарушение прав акционеров на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о ликвидации АО недействительным. Составление ликвидационных балансов с нарушением требований закона будет основанием для отказа в регистрации ликвидации. Несоблюдение очередности при расчетах с кредиторами может повлечь предъявление иска к ликвидационной комиссии.

С 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, во многом изменившая процедуру ликвидации*.

Положения Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) теперь применяются постольку, поскольку они не противоречат новым правилам Гражданского кодекса РФ.

Обоснование

Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ).

Как принять решение о ликвидации АО и как назначить ликвидационную комиссию

Решение о ликвидации принимает общее собрание акционеров (подп. 3 п. 1 ст. 48 Закона об АО)*. Если все голосующие акции общества принадлежат одному акционеру, он принимает решение единолично (п. 3 ст. 47 Закона об АО).

Вопрос о ликвидации относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров (или единственного акционера АО). Другие органы (например, единоличный исполнительный орган) не вправе принимать решение по такому вопросу.

Собрание акционеров проводится по общим правилам, установленным законом (ст. 5455 Закона об АО). Совет директоров (наблюдательный совет) АО вносит в повестку дня вопросы:

В частности, совет директоров (наблюдательный совет) должен предложить состав ликвидационной комиссии (указываются фамилии председателя (руководителя) и членов комиссии). В состав желательно включить генерального директора (иное лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа), главного бухгалтера, работников юридического, финансового отделов, отдела кадров. Другими словами, управлять делами общества должна комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов АО. Кроме того, закон устанавливает следующие правила (п. 4 ст. 21 Закона об АО):

  • если акционером общества является государство, то в состав комиссии необходимо включить представителя комитета по управлению имуществом (фонда имущества);
  • если акционером общества является муниципальное образование, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа местного самоуправления.

Можно ли передать полномочия по управлению делами общества не комиссии, а одному лицу

Да, можно.

Общее собрание акционеров вправе назначить ликвидатора, то есть лицо, которому передаются полномочия по управлению делами АО (п. 3 ст. 62 ГК РФ).

Вместе с тем, передача полномочий одному лицу может привести к неблагоприятным последствиям. Ведь ликвидатор зачастую не в силах самостоятельно исполнить все обязанности, возлагаемые законом на ликвидационную комиссию. Во избежание возможных рисков лучше назначить комиссию, состоящую из профессионалов разного рода деятельности, а не передать все полномочия одному лицу.

Решение о ликвидации принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в собрании (п. 4 ст. 49 Закона об АО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания акционеров (п. 2 ст. 63 Закона об АО).

Внимание! Если общее собрание акционеров проведено с нарушением требований закона, то суд может признать решение о ликвидации недействительным.

В таком случае совет директоров (наблюдательный совет) будет вынужден созвать еще одно (внеочередное) общее собрание акционеров (ст. 55 Закона об АО), что негативно отразится на деятельности АО*:

  • срок проведения ликвидации увеличится;
  • АО понесет расходы на проведение нового собрания;
  • ликвидация может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о ликвидации в связи с нарушением требований проведения собрания, скорее всего, в будущем проголосует против ликвидации.

Пример из практики: суд признал решение о ликвидации АО недействительным, поскольку совет директоров с истекшими полномочиями созвал внеочередное общее собрание акционеров и внес в повестку дня вопрос о ликвидации

Совет директоров ОАО «М.» созвал внеочередное общее собрание акционеров. В повестку дня был внесен вопрос о ликвидации общества. Собрание приняло решение о ликвидации ОАО «М.» и о назначении ликвидатора.

Гражданка М. (акционер ОАО «М.») посчитала, что принятое решение нарушает ее права. Она предъявила к обществу требование о признании решения недействительным.

Суд установил, что в ОАО «М.» в течение двух лет не проводилось общее собрание акционеров. Следовательно, полномочия совета директоров прекратились, за исключением полномочий по подготовке, созыву и проведению годового общего собрания акционеров (п. 1 ст. 66 Закона об АО). Однако совет директоров ОАО «М.» созвал внеочередное общее собрание акционеров и внес в повестку дня вопрос о ликвидации.

Суд посчитал, что такие нарушения при созыве собрания являются существенными. На основании этого он удовлетворил требования истца. В итоге ОАО «М.» не было ликвидировано (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 февраля 2011 г. по делу № А56-31206/2009).

Какие действия должна выполнить ликвидационная комиссия в процессе ликвидации АО

С момента принятия решения о ликвидации к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами АО (п. 3 ст. 21 Закона об АО). Комиссия должна*:

1. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры ликвидации.

2. Опубликовать сообщение о ликвидации в органах печати.

3. Принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности (п. 3 ст. 22 Закона об АО).

4. Уведомить кредиторов АО о ликвидации.

5. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

6. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением промежуточного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете), абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н; далее – Положение по ведению бухгалтерского учета)).

7. Составить промежуточный ликвидационный баланс.

8. Созвать и провести общее собрание акционеров с целью утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

9. Уведомить налоговую инспекцию о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

10. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

11. Рассчитаться по долгам АО с кредиторами.

12. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением окончательного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учетеабз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета).

13. Составить ликвидационный баланс (окончательный).

14. Созвать и провести общее собрание акционеров с целью утверждения ликвидационного баланса.

15. Распределить имущество АО между акционерами (при наличии такого имущества).

16. Подать в налоговую инспекцию установленный законодательством комплект документов с целью зарегистрировать ликвидацию АО.

О том, как взаимодействовать с налоговой инспекцией при ликвидации АО, см. Как зарегистрировать ликвидацию АО.

Нужно ли уведомлять фонды социального и пенсионного страхования о начале процедуры ликвидации АО

Нет, не нужно.

Это требование действовало ранее, но с 1 января 2015 года оно отменено*.

Обоснование

Ранее такое требование было установлено в пункте 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).

Закон обязывал письменно сообщать о ликвидации организации в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Они контролируют уплату страховых взносов (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах).

В адрес территориального органа каждого из фондов ликвидируемая организация должна была представить письменное сообщение о принятии решения о ликвидации. Сообщения подавали в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. За нарушение срока уведомления с организации могли взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).

Закон не устанавливал каких-либо требований к содержанию сообщений, поэтому можно было направлять их в свободной форме, указав все необходимые сведения.

Как опубликовать сообщение о ликвидации

Ликвидационная комиссия должна поместить сообщение (уведомление) о ликвидации АО в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 ст. 63 ГК РФп. 1 ст. 22 Закона об АОп. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»).

В уведомлении нужно привести следующую информацию*:

  • сведения о ликвидируемом АО (полное и сокращенное наименования, местонахождение, ИНН/КПП, основной государственный регистрационный номер и дата его присвоения, государственный регистрационный номер записи и дата внесения записи, адрес и наименование регистрирующего органа);
  • порядок и условия заявления кредиторами АО своих требований (местонахождение постоянно действующего исполнительного органа АО, дополнительные адреса для заявления требований, способы связи с АО – номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т. д.);
  • срок для предъявления требований кредиторами. Такой срок не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации АО (п. 1 ст. 22 Закона об АО).

Как подать заявку на публикацию сообщения о ликвидации АО

Это нужно сделать по правилам, приведенным на сайте журнала «Вестник государственной регистрации».

Прежде всего необходимо зарегистрироваться на сайте. Сделать это может любое лицо. Данные, указанные при регистрации, не влияют на публикуемые уведомления.

Затем нужно заполнить web-заявку*:

  • выбрать тип уведомления «Сообщение о ликвидации ЮЛ»;
  • заполнить обязательные поля (со знаком «*»);
  • в графе «Текст публикации» применить автоматическую генерацию и внимательно проверить сгенерированный текст;
  • указать сведения о заявителе.

Остальные поля заполняют по усмотрению заявителя.

Когда вся необходимая информация будет указана, нужно выбрать способ подачи заявки*:

Подача заявки через региональное представительство

Из предложенного на сайте списка нужно выбрать представительство, в которое заявитель намерен подать документы для публикации. Это может быть любое удобное представительство независимо от местонахождения ликвидируемого общества.

Затем необходимо нажать на кнопку «Продолжить» и отправить web-заявку на проверку. Редакция журнала должна проверить правильность заполнения в течение одного рабочего дня.

Если заявка будет заполнена правильно, в личный кабинет пользователя поступит счет на оплату публикации. Стоимость публикации определяют из расчета за см2 текста.

Счет можно оплатить любым удобным способом, включая электронные платежи.

После оплаты счета в выбранное региональное представительство необходимо представить следующие документы.

1. Бланк-заявка и сопроводительное письмо. Образцы этих документов можно скачать с сайта после оплаты счета. Каждый из таких документов нужно подать в двух экземплярах (в отличие от перечисленных ниже документов, которые представляют в одном экземпляре).

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.