Обмен по договору мены с другим юридическим лицом

113

Вопрос

Юридическое лицо №1 (госучреждение) хочет произвести обмен по договору мены с другим юридическим лицом, а именно: одноэтажное нежилое здание (вид права-оперативное управление) и земельный участок (вид права -пост.(бессроч.) пользование), т.е. здание расположено на земельном участке за чертой города Красноярска в близлежащем населенном пункте, юридическим лицом №1 ни здание ни земельный участок не используется в связи с отдаленностью от города, получая в обмен другое недвижимое имущество, желательно жилую квартиру в чертах города Красноярск, для дальнейшего использования в служебных целях, т.е. приобретенная квартира будет оформляться в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям. Обмениваемое имущество признается равным, доплата производиться не будет. Оценка недвижимого имущества (здание и земельного участка) произведена оценочной организацией. Знаю, что Юр.лицу №1 необходимо получить согласование с учредителем.

Вопрос: возможен ли такой вариант обмена? Каковы последствия? Может быть лучше менять на нежилое помещение? Какие есть судебные прецеденты по таким сделкам? Пожалуйста, звоните, если есть вопросы для уточнения.

Ответ

Вариант заключения договора мены возможен, однако необходимо учитывать особенности распоряжения имуществом бюджетными учреждениями.

Все имущество закреплено за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления. Перечень имущества, выбытие которого необходимо согласовывать с собственником, и порядок получения согласия на списание имущества зависят от типа учреждения. Порядок согласования выбытия недвижимого (особо ценного движимого) имущества зависит от того, на базе какого имущества создано бюджетное учреждение:

федерального имущества;

имущества субъекта РФ (муниципального образования).

Для бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципалитета) порядок согласования выбытия недвижимого (особо ценного движимого) имущества устанавливается нормативно-правовыми актами, принятыми на региональном (местном) уровне. В любом случае это согласие должно оформляться распорядительным документом органа, осуществляющим управление государственным или муниципальным имуществом.

При этом возможность заключения договоров мены не ограничивается, в т.ч. и ст. 298 ГК РФ, определяющей порядок распоряжения имуществом государственного (муниципального) учреждения. Возможность заключения договоров, предусматривающих исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, не исключают и положения п. 24 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

Порядок государственной регистрации, основания приостановления или отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (см. «Что нужно сделать продавцу недвижимости, чтобы зарегистрировать переход права собственности»).

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Договор мены;

Договор мены равноценными товарами;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «Системы Главбух»

1.Как оформить выбытие недвижимого и движимого имущества

«Все имущество закреплено за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления. Исключение установлено для объектов культурного наследия (культурных ценностей). Такие объекты используются учреждением в особом порядке, как правило, на основе охранно-арендных договоров или на праве безвозмездного пользования. Об этом сказано в пункте 1 статьи 123.21 пункте 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ, частях 18 статьи 3 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, пункте 9 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Имущество учреждений подразделяют на следующие группы:

  • имущество, закрепленное за ними учредителем;
  • имущество, приобретенное за счет средств учредителя (выделенных на эти цели);
  • имущество, полученное учреждением иным способом (в т. ч. приобретенное за счет средств от деятельности, приносящей доход).

Распоряжение имуществом и его списание

Перечень имущества, выбытие которого необходимо согласовывать с собственником, и порядок получения согласия на списание имущества зависят от типа учреждения.

46.878 (7)

В учете казенных учреждений:

Казенное учреждение не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, без согласия собственника (п. 4 ст. 298 ГК РФ). Это значит, что при выбытии любого имущества казенное учреждение должно получить согласие собственника на списание.

Порядок согласования выбытия имущества зависит от того, на базе какого имущества создано казенное учреждение:

  • имущества субъекта РФ (муниципального образования);
  • федерального имущества.

Для казенных учреждений субъекта РФ (муниципалитета) порядок согласования устанавливаетсянормативно-правовыми актами, принятыми на региональном (местном) уровне. Например, для муниципальных казенных учреждений города Челябинска решением Челябинской городской Думы от 28 июня 2011 г. № 25/17 утверждено Положение о порядке списания имущества. В частности, для получения согласия на списание имущества учреждению нужно представить:

  • заявление о согласовании списания имущества казенного учреждения;
  • экспертное заключение о техническом состоянии имущества казенного учреждения;
  • акты о выявленных дефектах оборудования по утвержденной унифицированной форме.

Для федеральных казенных учреждений порядок согласования выбытия имущества устанавливают федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых они находятся (подп. «д»«е»п. 4, п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834). Например, для федеральных учреждений, подведомственных Росреестру, перечень документов установлен приказом от 30 июля 2012 г. № П/340. Порядок согласования решения о списании федерального имущества учреждений (в т. ч. казенных), подведомственных Минобрнауки России, определен регламентом, утвержденным приказом от 20 мая 2011 г. № 1676.

Кроме того, совместным приказом от 10 марта 2011 г. Минэкономразвития России № 96 и Минфина России № 30н утвержден общий Порядок представления федеральными государственными (в т. ч. казенными) учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Особенности списания федерального имущества установлены также в отношении:

  • территориальных органов федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), территориальных органов управления государственных внебюджетных фондов РФ, подведомственных учреждений государственных академий наук – подпунктами «в»«г» пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834;
  • федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов управления внебюджетными фондами РФ, государственных академий наук – подпунктами «а»«б» пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834.

41.601 (7)

В учете бюджетных учреждений:

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться:

  • недвижимым имуществом (независимо от источника приобретения: субсидии, средства от деятельности, приносящей доход);
  • особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением учредителем, а также приобретенным за счет средств, выделенных учредителем;
  • особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности, до изменения типа учреждения.

Остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления (в т.ч. особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств от деятельности, приносящей доход после изменения типа учреждения), бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Исключение – совершение крупных сделок и передача имущества другим организациям в качестве их учредителя (участника).

Такие правила следуют из положений пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, пунктов 1013статьи 9.2, пункта 4 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и письма Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798.

Внимание: средства, вырученные от продажи недвижимости, нужно перечислить в доход соответствующего бюджета (п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ).

Перечислить средства нужно независимо от того, из какого уровня бюджета финансируется учреждение. Это связано с тем, что доходы от продажинедвижимого имущества бюджетных учреждений являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета. Так установлено в пункте 3 статьи 41, пункте 1 статьи 51, части 1 статьи 57, части 1 статьи 62 Бюджетного кодекса РФ.

При перечислении в бюджет плательщик должен указать в платежном документе код классификации доходов бюджета. Этот код зависит от того, в какой бюджет перечисляются деньги, а также кто выступает главным администратором доходов. Например, при продаже федерального недвижимого имущества нужно указать код000 1 14 02018 01 0000 410, а при продаже земельного участка, который находится в федеральной собственности, – 000 1 14 06041 01 0000 430. При этом на месте 1–3 разрядов укажите код главного администратора.

Порядок согласования выбытия недвижимого (особо ценного движимого) имущества зависит от того, на базе какого имущества создано бюджетное учреждение:

  • федерального имущества;
  • имущества субъекта РФ (муниципального образования).

Для бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципалитета) порядок согласования выбытиянедвижимого (особо ценного движимого) имущества устанавливается нормативно-правовыми актами, принятыми на региональном (местном) уровне. Например, для муниципальных бюджетных учреждений города Челябинска решением Челябинской городской Думы от 28 июня 2011 г. № 25/17 утверждено Положение о порядке списания имущества. В частности, для получения согласия на списание имущества учреждению нужно представить:

  • заявление о согласовании списания имущества бюджетного учреждения;
  • экспертное заключение о техническом состоянии имущества бюджетного учреждения;
  • акты о выявленных дефектах оборудования по утвержденной унифицированной форме.

Для федеральных бюджетных учреждений порядок согласования выбытия недвижимого (особо ценного движимого) имущества устанавливают федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых они находятся (подп. «з» п. 4



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.