Информация, составляющая коммерческую тайну организации

65

Вопрос

Я всегда считал, что информация, составляющая коммерческую тайну организации, предоставляется только правоохранительным органам в рамках уголовных дел или налоговым органам в рамках проверок. Однако ст.ст. 6,15 Закона о коммерческой тайне перечень случае токуют более широко, кроме того предусмотрена ответственность по ст. 19.7 КоАП за не предоставление информации в ходе мероприятий госконтроля.

ВОПРОСЫ:

1) Закон предусматривает обязательность ОТНЕСЕНИЯ к КТ для возникновения режима КТ. Возможно ли считать коммерческой тайной (КТ) информацию и секреты в отсутствие их отнесения в организации к таковой (в компании не принято Положение о КТ или Положение недостаточно корректно и то, что госорган запрашивает, в Положении не отнесено к КТ)?

2) Возможно ли рассматривать ст. 6 Закона и 19.7 КоАП в совокупности и считать подлежащим требование госоргана по предоставлению сведений КТ только в рамках проводимого в отношении НАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ гос иили муницип контроля? Или судебная практика толкует права госорганов столь же широко, как ст. 6 Закона?

3) Конкретный вопрос: орган ФМС в рамках мероприятия по госконтролю (проверка УФМС) требует от нашей организации предоставления выписки из БАНКА по нашему расчетному счету (проверка не имеет отношения к движению средств по счету, но ФМС подозревает, что мы им предоставили недостоверную информацию по расчетам с одним-единственным контрагентом, что имеет отношение к предмету проверки) за весь год. Обслуживающий Банк им отказал со ссылкой на банковскую тайну.  Вправе ли мы отказать в предоставлении такой выписки, которую иы должны за требовать в Банке (нам Банк, естественно ее предоставит)?

Ответ

1. Если информация не отнесена к КТ в установленном Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ порядке, она не относится к информации, составляющей коммерческую тайну.

2. Учитывая, что согласно ст.6 Закона № 98-ФЗ предоставление информации, составляющей КТ, осуществляется по мотивированному требованию госорганов, которое должно содержать указание цели и правового основания затребования информации, можно предположить, что запрос такой информации возможен только в рамках проведения соответствующих проверок в отношении конкретной организации или в случаях, специально указанных в законе (например, запрос сведений в связи с проверкой контрагента при осуществлении налогового контроля).

3.Сведения о счетах, вкладах и операциях по ним являются банковской тайной в силу прямого указания закона. В целях ее защиты законодательством устанавливается исчерпывающий перечень третьих лиц, имеющих право доступа именно к этим сведениям, а также основания и порядок такого доступа.

Учитывая изложенное, представляется обоснованным, отказать ФМС в предоставлении указанной информации, т.к. в соответствии со ст.26 Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 органы ФМС не имеют доступа к указанным сведениям. Иное означало бы обход установленного Федеральным законом порядка доступа к указанной информации.

Кроме того, законодательством не установлена обязанность юридических лиц по хранению выписок из Банка по расчетному счету, т.е. данный документ отсутствует в организации. Обязанность по сбору документов для контролирующих органов законодательством не предусмотрена.

Учитывая изложенное, при отказе в предоставлении выписки по запросу ФМС, в действиях организации отсутствует вина в совершении правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, что исключает привлечение к административной ответственности по данному основанию.

Однако, необходимо отметить, что данные выводы являются предположительными, судебная практика по аналогичным обстоятельствам отсутствует, в связи с чем риски привлечения к указанной ответственности не исключаются.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

«Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

2) информация, составляющая коммерческую тайну, - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;*

Статья 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну

1. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.»

2.Постановление ФАС ПО от 17.09.2010 № А12-23929/2009

«В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 98-ФЗ обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно материалам дела определения о предоставлении информации вынесены комиссией антимонопольного органа, а не уполномоченным должностным лицом. Суды также пришли к выводу, что требование о предоставлении множества документов в краткие сроки антимонопольным органом надлежащим образом не мотивировано, не содержит сведений об относимости истребованной информации к нарушению ОАО «ЛУКОЙЛ» требований Закона о защите конкуренции. При этом ссылка антимонопольного органа на часть 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции и рассмотрение дела № 1 10/26-09 обоснованно оценена судами, как не являющейся указанием цели и обоснования необходимости запрашиваемой информации и документов.

Суды пришли к выводу, что направленное обществу определение не соответствует положениям статьи 6 Закона № 98-ФЗ, в связи с чем не представляется возможным установить наличие обязанности у общества по исполнению изложенного в нем требования. Из данного определения не следует, что истребуемые документы и информация каким-либо образом связаны с рассмотрением дела № 1 10/26-09. Более того, доказательств того, что общество обладает запрошенной информацией материалы дела не содержат*»

3.Постановление ФАС УО от 14.02.2011 № А76-9449/2010-47-266

«По п. 1 ст. 126 Кодекса непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.

Согласно ст. 106, п. 6 ст. 108 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. По ст. 109 Кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.

Налоговый орган не оспаривает тот факт, что у налогоплательщика соответствующие карточки за рассматриваемый период не велись и не имелись. Ввиду установленного судами отсутствия законодательно установленной обязанности по ведению налоговых карточек по учету доходов и налога на доход физических лиц и индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, суды сделали вывод об отсутствии оснований для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса.* Кроме того, из требования о представлении документов не видно, какое количество налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц, индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога истребовал налоговый орган.»



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль