Продление технических условий

976

Вопрос

Организации -застройщику выданы технические условия на присоединение жилых домов к теплосетям города на период проектирования, хотя такой порядок законом не предусмотрен. застройщик выполнил техусловия, произвел строительство и ввод тепломагистралей и сетей, необходимых по тех. условиям, однако срок их действия истек. Теплосетевая компания отказывает в продлении техусловий и предлагает заключить договр на подключение с индивидуальным тарифом, поскольку инвестиционная программа не утверждена. Но индивидуальный тариф многократно завышен и необоснован. Есть ли судебная практика по обязыванию продлить техусловия на период завершения строительтсва в связи с выполнением техусловий и введением в эксплуатацию сетей и ЦТП.

Ответ

Представлена судебная практика по спорам об обязании продлить действие технических условий на теплоснабжение (см. Постановление 17 ААС от 31.08.2009 № А60-7585/2009, Постановление ФАС СКО от 16.08.2006 № А53-652/2006-С5-5, Постановление ФАС МО от 20.04.2011 № А40-94688/2010).

В Постановлении 8 ААС от 02.10.2012 № А70-4042/2012 также отмечено, что процедура выдачи и получения технических условий на теплоснабжение объекта строительства и его последующее подключение к сетям снабжающей организации не может рассматриваться в отрыве от намерения сторон в будущем заключить договор теплоснабжения. При этом момент заключения данного договора находится в непосредственной зависимости от завершения строительства возводимого объекта. Таким образом, срок предоставления технических условий на теплоснабжение строящегося объекта должен определяться исходя из нормативного срока строительства данного объекта. При этом, суд указал, что возможность продления срока действия технических условий допускается пунктом 9 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Постановление 8 ААС от 02.10.2012 № А70-4042/2012

<…>

«Полагая, что данный отказ в согласовании отпуска мощности и отзыв технических условий незаконный и необоснованный, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ЗАО «Проектно-строительная фирма «СТАР» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Повторно оценив обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, удовлетворившего исковые требования.

Как верно установлено судом первой инстанции, ответчик является организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в обязанности которой входит выдача застройщикам (заказчикам) технических условий на теплоснабжение объектов строительства и их последующее продление.

В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию ус луг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Согласно пункту 5 Правил № 360 договор о подключении является публичным договором.

Из анализа статей 445, 446 ГК РФ следует, что спор, связанный с заключением публичного договора, подлежит разрешению в судебном порядке.

В данном случае спор возник не в отношении заключения договора о подключении, но непосредственно предшествующий совершению подобной сделки, поскольку выдача технических условий представляет собой обязательный элемент договорного механизма подключения объекта к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно - технического обеспечения, содержанием которого является определение фактической возможности и условий такого подключения.

Поэтому суд первой инстанции обоснованно счел, что настоящий спор отвечает гражданско-правовым требованиям, в связи с чем, подлежит разрешению в порядке главы 13, а не 24 АПК РФ. В связи с чем довод подателя жалобы в этой части отклоняется как необоснованный.

При этом суд первой инстанции при оценке правомерности действий ответчика обосновано исходил из положений Правил № 360, поскольку оспариваемые действия были совершены в период, когда данные правила применялись к отношениям, связанным с теплоснабжением, соответственно ответчик должен был руководствоваться действующими в тот момент правилами.

Согласно пункту 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий устанавливается организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с названной нормой права Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно пункту 1 Правил № 83 они регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.

На основании Правил определения и предоставления технических условий орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставляет заинтересованным лицам технические условия (пункт 5 Правил № 83).

Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия указанного решения обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства (пункт 5 Правил №83).

Пункт 6 Правил №83 предусматривает, в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.

В соответствии с пунктом 8 Правил №83 запрос о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения подается органом местного самоуправления либо правообладателем земельного участка.

Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса органа местного самоуправления или правообладателя земельного участка определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 9 Правил №83).

Возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в случаях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, существует: при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса; при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.

Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (пункт 13 Правил № 83).

В целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса организация, получившая запрос о выдаче технических условий, согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса.

Соответствующие организации в течение 5 рабочих дней с даты обращения должны согласовать данную информацию либо представить письменный мотивированный отказ (пункт 14 Правил №83).

Кроме того, процедура выдачи и получения технических условий на теплоснабжение объекта строительства и его последующее подключение к сетям снабжающей организации не может рассматриваться в отрыве от намерения сторон в будущем заключить договор теплоснабжения. При этом момент заключения данного договора находится в непосредственной зависимости от завершения строительства возводимого объекта. Таким образом, срок предоставления технических условий на теплоснабжение строящегося объекта должен определяться исходя из нормативного срока строительства данного объекта.

Суд первой инстанции верно указал, что возможность продления срока действия технических условий допускается пунктом 12 данных условий и предусмотрена пунктом 9 Правил №83».



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.