Существенные правила составления протокола

503

Вопрос

Вышлите пожалуйста,судебную практику где: административный орган нарушил существенные правила составления протокола об административном правонарушении (безусловное основание) и в связи с этим оно отменено.

Ответ

Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

В обосновании приведена соответствующая судебная практика.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Постановление Тамбовского областного суда от 18.03.2015 № 4-а-19

«Из протокола об административном правонарушении (л.д. 2) следует, что 02 августа 2014 года в 19 часов 10 минут П.С.Н. - водитель транспортного средства ***, ***, в нарушение п. 2.5 Правил дорожного движения РФ оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

В протоколе об административном правонарушении не отражены время совершения и событие произошедшего ДТП, сведения о потерпевшей (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства), как то предусмотрено ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в то время как данные обстоятельства являются значимыми для дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.27 настоящего Кодекса.

В силу абзаца 2 пункта 4 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 настоящего Кодекса, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях.

Допущенные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении, обязывали судью при подготовке дела к рассмотрению вынести определение о возвращении протокола должностному лицу, его составившему, однако этого мировым судьей сделано не было.

На стадии рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу судебные акты такая возможность утрачена, так как в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП возвращение протокола об административном правонарушении возможно только при подготовке дела к рассмотрению.

Наличие в протоколе об административном правонарушении существенных недостатков, выявленных на стадии пересмотра постановления о назначении административного наказания, влечет признание данного протокола недопустимым доказательством».

2.Постановление Самарского областного суда от 13.03.2015 № 4а-171/2015

«Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в частности, место и событие административного правонарушения, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, объяснение законного представителя юридического лица, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности.

При этом подробное описание события правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации.

В соответствии со ст. 19.1 КоАП РФ самоуправство - это самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку, осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам.

Из материалов дела следует, что в отношении В. составлен протокол об административном правонарушении, которым ему вменялось в вину самоуправство, выразившееся в уборке земли, находящейся в общей домовой собственности, с целью обустройства погреба в нежилом помещении N <адрес>, и несогласованном демонтаже перекрытия между 1-м этажом и подвалом.

Признавая В. виновным в совершении правонарушения предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ, мировым судьей не принято во внимание, что Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами устанавливается порядок осуществления гражданами их прав. Самовольным является такой способ реализации права, который противоречит закону или соответствующим правилам. Таким образом, самоуправство посягает на установленный в государстве порядок управления, и порядок осуществления гражданами принадлежащих им прав.

Диспозиция вышеприведенной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях носит бланкетный (отсылочный) характер, поэтому при описании совершенного лицом правонарушения в протоколе должна быть в обязательном порядке указана норма закона, вопреки которой В. осуществил вмененные ему действия.

Описывая фабулу вмененного правонарушения, мировой судья указал, что В. совершил деяние, выразившееся в виде действий по демонтажу перекрытия в коридоре, не предусмотренных проектом перепланировки и переустройства <адрес> не согласованных в установленном законом порядке.

Вместе с тем, ссылка на нормативный акт, которым установлен порядок осуществления своего действительного или предполагаемого права в протоколе об административном правонарушении и в судебных решениях отсутствует.

Указанный недостаток является существенным, так как согласно ст. 26.1 и ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении формулируется обвинение, предъявляемое лицу, привлекаемому к административной ответственности, за пределы которого судья выходить не вправе. Отсутствие в протоколе надлежащего описания события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий лица по указанной в нем норме, нарушает право этого лица на защиту и противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.

Таким образом, представленные суду доказательства не позволяют достоверно установить наличие в действиях В. состава инкриминируемого деяния и данное обстоятельство является основанием к отмене постановленных по делу судебных решений».

3.Постановление Кемеровского областного суда от 25.02.2015 № 4а-125/2015

«В соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, в случае, если это лицо в установленном порядке было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

В нарушение указанных требований протокол об административном правонарушении по факту неуплаты административного штрафа в установленный законом срок, который истек 11 сентября 2014 г., был составлен 12 сентября 2014 г. государственным инспектором г. Кемерово по пожарному надзору в отсутствие С. Тогда как сведения о том, что С. был надлежащим образом извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в материалах дела отсутствуют.

При подготовке дела к рассмотрению и при рассмотрении дела мировой судья перечисленные нарушения не учел.

Разрешая жалобу, районный суд указал, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие С. не повлекло нарушения его права на защиту и не является основанием для признания протокола недопустимым доказательством. Однако при этом судья не учел, что в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, является несущественным недостатком протокола лишь в том случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

При таких обстоятельствах постановление и решение нельзя признать законными и обоснованными».

4. Определение Московского городского суда от 16.01.2015 № 7-63/2015

«Судья, возвращая жалобу, в определении указал, что в протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения какому сотруднику полиции было оказано неповиновение *** С.В., в чем заключалась законность распоряжения сотрудника полиции, в материалах дела отсутствуют сведения о разрешении ходатайства защитника *** С.В., действующего на основании доверенности *** А.Н. на имя начальника ОМВД России по району Соколиная гора г. Москвы о направлении административного материала по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В соответствии с положениями статьи 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела должно выяснить в том числе вопрос о том, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии со ст. 29.4 КоАП РФ, установив факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь вышеуказанной статьей Кодекса, выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу.

В силу абзаца 2 пункта 4 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 Кодекса, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

При указанных обстоятельствах считаю возможным согласиться с выводом судьи районного суда о возврате административного материала должностному лицу, т.к. событие вменяемого *** С.В. административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении не описано, вывод судьи соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ».

5.Постановление Белгородского областного суда от 01.08.2014

«Как видно из определения судьи районного суда основанием к возвращению протокола об административном правонарушении и других материалов в отношении М. в ОГИБДД МО МВД РФ "Яковлевский" послужило то, что в протоколе об административном правонарушении не указано какими конкретно действиями и какие пункты ПДД РФ, указанные в протоколе об административном правонарушении, нарушены М., следствием чего стало ДТП.

Вместе с тем, согласно требований действующего административного закона эти данные подлежат обязательному установлению при составлении протокола об административном правонарушении.

Определение вынесено судьей районного суда на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, выявленные нарушения не могли быть восполнены при рассмотрении дела по существу.

Учитывая изложенное, судья районного суда пришел к правильному выводу о необходимости возвращения протокола об административном правонарушении и иных материалов в отношении М. в ОГИБДД МО МВД РФ "Яковлевский" для устранения выявленных нарушений».

6.Решение Московского городского суда от 16.12.2014 № 7-8832

7.Решение Суда Чукотского автономного округа от 22.07.2014 № 7-21/2014, 5-31/2014

8.Постановление Верховного суда Республики Башкортостан от 18.06.2014

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.