Классификация услуг как автотрапнспортных

68

Вопрос

По законодательству РФ какие услуги можно отнести к автотранспортным услугам?

Ответ

Под транспортным договором следует понимать такое соглашение сторон, по которому транспортная организация обязуется оказать возмездные услуги, направленные на обеспечение или осуществление перевозки грузов, пассажиров или багажа из одного пункта в другой, а другая сторона обязуется уплатить за оказанные услуги согласованную плату.

В системе транспортных договоров можно выделить:

  • договор перевозки груза;
  • договор перевозки пассажира;
  • договоры об организации перевозок;
  • договор транспортной экспедиции.

Так, договоры перевозки и транспортной экспедиции урегулированы специальными нормами Гражданского кодекса РФ и они исключены из сферы действия главы 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса РФ (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как избежать лишних расходов, связанных с дополнительными услугами перевозчика (экспедитора)

«Грузоотправитель (клиент) должен заплатить перевозчику (экспедитору) сумму, указанную в договоре перевозки(транспортной экспедиции). Однако на практике можно получить счет на дополнительные услуги, причем такие, в которых грузоотправители (клиенты) не нуждались и не заказывали.

Чтобы избежать лишних расходов и длительных судебных споров, нужно знать, за какие услуги перевозчику (экспедитору) платить необходимо в соответствии с нормами закона, а за какие – нет.

Дополнительные услуги по договору перевозки груза

По договору перевозки груза перевозчик обязан доставить груз и выдать его получателю, а отправитель – уплатить провозную плату.* Обязанность оплатить иные расходы может быть установлена соглашением сторон (п. 3 ст. 790 ГК РФ).

Если перевозчик окажет дополнительные услуги, которые не были согласованы сторонами в письменной форме, то грузоотправитель может их не оплачивать (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12 марта 2007 г. № А33-12262/06-Ф02-1067/07).

Законодательство называет ряд дополнительных услуг, которые могут быть оказаны в рамках договора перевозки. Но Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – УАТ) выделяет лишь две ситуации, когда грузоотправитель обязан внести плату вне зависимости от того, содержится ли условие об оказании дополнительных услуг в договоре перевозки. Так, он обязан заплатить:

  • за возврат груза, если грузоотправитель не даст указаний, когда истечет предельный срок хранения груза в терминале перевозчика (ч. 4 ст. 16 УАТ);
  • за перевозку груза при его возврате или переадресовке, если грузополучатель отказался принять груз по причинам, которые не зависят от перевозчика (ч. 5 ст. 15 УАТп. 66 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272; далее – ППГАТ).

Обязанность грузоотправителя заплатить за переадресовку груза возникает в случае, если он даст указание доставить груз по новому адресу. Причем указание должно быть в письменном виде или хотя бы факсограммой, если договором не предусмотрено иное.

Если грузоотправитель не даст перевозчику указания о переадресовке в установленной форме, то суд может прийти к выводу, что переадресовки не было.

Грузоотправитель будет обязан оплатить возврат груза, если грузополучатель откажется принять груз по причинам, которые не зависят от перевозчика. При этом перевозчик должен соблюсти следующий порядок.

1. Направить отправителю уведомление, которое должно содержать:

  • информацию об отказе и причинах отказа грузополучателя принять груз;
  • запрос указаний о переадресовке груза.

2. Дать водителю указание вернуть груз отправителю, если в течение двух часов после уведомления грузоотправитель не даст дальнейших указаний или доставить груз по новому адресу невозможно.

3. Уведомить грузоотправителя о возврате груза.

Дополнительные услуги перевозчика, которые нужно оплатить при их включении в договор

УАТ и ППГАТ содержат также правила о трех дополнительных услугах, которые грузоотправитель (грузополучатель) должен оплатить. Однако условие о том, что их должен оказать перевозчик, должно быть прямо предусмотрено соглашением сторон в договоре перевозки (заказе на перевозку) груза или договоре о возмездном оказании услуг между грузополучателем и перевозчиком.

1. Хранение груза в терминале перевозчика (ч. 1 ст. 16 УАТ).

Если в договоре перевозки (заказе на перевозку) не указаны случаи, при наступлении которых перевозчик должен доставить груз в терминал для хранения, то у него не будет оснований требовать оплаты этих услуг.

Кроме того, действующее законодательство устанавливает ряд ограничений:

  • предельный срок хранения груза не может превышать 34 дней, если иное не установлено договором (ч. 2 и 4 ст. 16 УАТ). То есть начислять плату за хранение перевозчик может только в пределах этого срока.
  • первые сутки со дня направления перевозчиком извещения грузополучателю о доставленном грузе груз хранится на терминале перевозчика бесплатно (ч. 1 ст. 16 УАТ). Плату за хранение можно начислять со следующих суток.

Если перевозчик не уведомит грузополучателя о прибытии груза, то не сможет потребовать платы за его хранение.

По истечении 30 дней с даты начала хранения груза перевозчик должен запросить грузоотправителя по поводу указаний относительно груза. У отправителя есть четыре дня, чтобы дать перевозчику одно из следующих указаний:

  • вернуть груз грузоотправителю;
  • доставить груз по новому адресу (переадресовка);
  • реализовать груз по договору купли-продажи (это особо актуально для скоропортящихся товаров);
  • вывезти груз на свалку или уничтожить груз (например, если груз уже потерял свои полезные свойства).

Кроме того, перевозчик может потребовать оплаты хранения в случае, если удерживает груз, в соответствии с пунктом 4статьи 790 Гражданского кодекса РФ (в обеспечение причитающихся ему платежей). Однако он не сможет взыскать плату за хранение, если удерживает груз незаконно. Так, может оказаться, что запрет на удержание груза:

  • установлен законом или иными правовыми актами (например, закон может устанавливать виды грузов, которые не подлежат удержанию);
  • установлен договором перевозки;
  • вытекает из существа обязательства (это связано со свойствами груза, например, если груз может храниться только в течение нескольких часов или хранение требует определенных условий и температурного режима).

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ перевозчик будет обязан возвратить грузоотправителю груз как неосновательное обогащение, а также проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 и 1107 ГК РФ). Также он будет нести ответственность за утратунедостачуповреждение (порчу)груза, которые произойдут в период незаконного удержания (п. 2 ст. 1104 ГК РФ).

2. Выполнение работ по промывке и дезинфекции транспортных средств, контейнеров (ч. 2 ст. 17 УАТп. 72 ППГАТ).

После выгрузки грузов транспортные средства (контейнеры) всегда должны быть очищены от остатков этих грузов, а после перевозки грузов, указанных в приложении № 9 к ППГАТ, – еще и продезинфицированы (ч. 1 ст. 17 УАТ).

По умолчанию указанные работы должен выполнить грузополучатель. Перевозчик может взять на себя эту обязанность, только если он это прямо предусмотрит в соглашении с грузополучателем. Для этого они могут заключить договор возмездного оказания услуг с указанием перечня услуг, их стоимости, места и срока их оказания и т. п.

3. Возврат грузоотправителю приспособлений, необходимых для погрузки, выгрузки и перевозки груза, если он сам их предоставил (п. 49 ППГАТ).

Об этой обязанности перевозчика грузоотправитель должен сделать запись в пункте 5 транспортной накладной.

Если грузоотправитель не сделает указанной записи, то приспособления, необходимые для погрузки, выгрузки и перевозки груза, перевозчик должен будет выдать грузополучателю вместе с грузом в пункте назначения. И отправителю не нужно будет за эту услугу платить.

Дополнительные услуги по договору транспортной экспедиции

Обязанность клиента уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить расходы, понесенные им в интересах клиента, установлена в пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон о ТЭД). Указанные расходы могут быть связаны в том числе и с оказанием дополнительных услуг, если обязанность по их оказанию стороны предусмотрели в договоре*, дополнительных соглашениях или в переписке (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 июня 2010 г. по делу № А43-12093/2009). Исключение касается лишь случаев, когда стороны предусмотрели, что экспедитор будет оказывать указанные услуги бесплатно. Однако в данном случае возникнет риск, что в соответствии с налоговым законодательством будет доначислен налог по среднерыночным ценам на услуги.

Внимание! Если клиент будет необоснованно отказываться от оплаты дополнительных услуг, то экспедитор сможет взыскать, помимо платы за дополнительные услуги, еще и штраф в размере 10 процентов от суммы этой платы.

В абзаце 3 пункта 1 статьи 801 Гражданского кодекса РФ приведен перечень возможных дополнительных услуг транспортного экспедитора*:

  • получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверка количества и состояния груза;
  • его погрузка и выгрузка;
  • уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • хранение груза;
  • его получение в пункте назначения;
  • выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Размер оплаты дополнительных услуг будет определяться по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги, если, конечно, он не установлен соглашением сторон.

Если же оказание дополнительных услуг не было предусмотрено договором и клиент не давал экспедитору указаний об их предоставлении, то суд может отказать экспедитору во взыскании расходов на их оказание.

Из этого правила есть исключение. Экспедитор по собственной инициативе может оказать услуги, которые не были предусмотрены договором, если*:

  • это необходимо в интересах клиента
  • и экспедитор направит запрос клиенту и получит в течение суток его согласие на оказание дополнительных услуг, или экспедитор не сможет по независящим от него обстоятельствам этого сделать.

Это право предусмотрено пунктом 1 статьи 3 Закона о ТЭД и касается в первую очередь ситуаций, когда оказать дополнительные услуги необходимо, чтобы исполнить договор транспортной экспедиции, обеспечить сохранность груза, и нет возможности заключить дополнительное соглашение и получить подтверждение от клиента.

Суд может встать на сторону клиента и отказать экспедитору во взыскании расходов за оказание таких дополнительных услуг, если:

  • они не были связаны с перевозкой грузов,
  • и (или) от них не зависело исполнение договора транспортной экспедиции,
  • и (или) затраты на них неоправданно высоки.

Кроме того, если экспедитор отступит от указаний клиента и это повлечет несохранность груза или нарушение срока исполнения обязательств, то экспедитор будет нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.

Подробнее см. Как взыскать с перевозчика и (или) экспедитора возмещение ущерба в случае утраты, повреждения или недостачи грузаКак предъявить к перевозчику и (или) экспедитору претензию в связи с нарушением срока доставки грузаОтветственность экспедитора по договору транспортной экспедиции.

См. также



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль