Преобразование АО в ООО

75

Вопрос

Необходимо преобразовать ЗАО в ООО. У ЗАО единственный акционер. Какие документы необходимо оформить и подать в регистрирующий орган? У ЗАО есть недвижимое имущество, как поменять свидетельства на новое юр. лицо?

Ответ

Порядок преобразования АО в ООО, перечень документов и особенности их оформления раскрыты в рекомендации ниже. Получение нового свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество не требуется.

Внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с изменением наименования юридического лица не требуется (статья 21.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как провести преобразование АО.

«Преобразование АО – достаточно длительный и сложный процесс, результат которого во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, нарушение прав акционеров на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о преобразовании АО недействительным. Подача в регистрирующий орган неполного комплекта документов не позволит зарегистрировать создаваемое юридическое лицо.

С 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, во многом изменившая процедуру реорганизации в форме преобразования.

Положения Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) теперь применяются постольку, поскольку они не противоречат новым правилам Гражданского кодекса РФ.

Обоснование

Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ).

Понятие преобразования АО и основные этапы работы юриста в процессе преобразования АО

Преобразование АО – форма реорганизации АО, при которой реорганизуемое общество прекращает деятельность, а его права и обязанности передаются создаваемому юридическому лицу другой организационно-правовой формы.

Пункт 1 статьи 68 Гражданского кодекса РФ указывает, что в процессе реорганизации АО может преобразоваться в:

  • общество с ограниченной ответственностью;
  • хозяйственное товарищество (полное или коммандитное товарищество);
  • производственный кооператив;

Почему может потребоваться преобразовать ЗАО в ООО

Преобразование в ООО может оказаться оптимальным способом привести правовой статус ЗАО в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса РФ.

Так, с 1 сентября 2014 года все акционерные общества разделили на публичные и непубличные. В связи с этим у обществ, созданных ранее в форме ЗАО, возникла обязанность привести свой устав и наименование в соответствие с новыми правилами (ч. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). В частности, устав ЗАО необходимо «переделать» в устав непубличного общества.

Однако, прежде чем это делать, стоит проанализировать, целесообразно ли вообще продолжать деятельность в форме АО. Может оказаться, что на самом деле эта организационно-правовая форма влечет для компании неоправданные риски и издержки.

Примеры недостатков ведения бизнеса в форме АО

1. Неопределенность в законодательном регулировании.

Новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ предусматривает лишь общие положения об акционерных обществах. Многие из них нуждаются в уточнении (например, появятся ли у общества и его акционеров новые права и обязанности, какое сокращенное наименование можно будет использовать и т. д.).

Общие положения будут детализированы в Законе об АО, но поправки в него пока не внесены. В частности, сейчас Закон об АО по-прежнему разделяет все акционерные общества на открытые и закрытые, не учитывая новое деление на публичные и непубличные.

2. Расходы на оплату услуг регистратора.

До 2 октября 2014 года все акционерные общества обязаны передать ведение реестра регистратору, то есть профессиональному участнику рынка ценных бумаг, имеющему соответствующую лицензию (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 142-ФЗ«О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», письмо Банка России от 31 июля 2014 г. № 015-55/6227 «Об обязанности акционерных обществ, ведущих реестр акционеров самостоятельно, передать ведение реестра акционеров регистратору, а также о ведении реестра акционеров публичных акционерных обществ независимым регистратором»).

Затраты на оплату услуг такого регистратора могут оказаться для общества весьма существенными.

3. Наличие государственного регулятора в лице Банка России.

Банк России осуществляет:

  • регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
  • регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг;
  • контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах.

Такие полномочия предусмотрены в пунктах 10–10.2 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

На практике это порождает для АО много дополнительных обязанностей и увеличивает риск привлечения к ответственности.

Например, акционерные общества должны раскрывать установленную законодательством информацию (ст. 92 Закона об АОглава VIII Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 4 октября 2011 г. № 11-46/пз-н). За нарушение такой обязанности общество могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа от 700 тыс. до 1 млн руб. (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

Еще один существенный риск – возможность акционера подать в Банк России жалобу на общество (например, если, по мнению акционера, АО нарушило его права). В итоге общество может столкнуться с рядом проверок, предписаний и иных негативных последствий вплоть до привлечения к ответственности. В ООО же такой «корпоративный шантаж» крайне затруднителен. Разумеется, участник ООО вправе обратиться за защитой своих интересов в суд, однако это может стать для общества гораздо менее серьезной проблемой, чем проверки со стороны Банка России.

4. Расходы на оплату аудиторских услуг.

Для всех акционерных обществ предусмотрен обязательный аудит (п. 5 ст. 67.1 ГК РФп. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). А это дополнительные затраты времени и средств.

5. Невозможность исключить из общества недобросовестного участника.

При наличии ряда условий из ООО можно исключить участника, который:

  • грубо нарушает свои обязанности либо
  • своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет.

Такое правило установлено в статье 10 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО).

Закон об АО такой возможности не предусматривает.

В частности, акционеры могут придерживаться следующей логики. Если общество намерено разместить акции среди неопределенного круга лиц, бизнес необходимо вести в форме публичного акционерного общества (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ). В этом случае все недостатки и издержки, свойственные АО, оправданны. Если же акционеры намерены ограничивать и контролировать число новых участников (в т. ч. при помощи преимущественного права покупки акций), возникает проблема выбора:

Возможен и третий вариант – ликвидировать существующее АО и при необходимости создать новую организацию в более простой форме, например, ООО. Но вряд ли этот вариант покажется акционерам оптимальным.

Если акционеры решили «переделать» АО в ООО, то в этом случае как раз и нужно провести реорганизацию в форме преобразования. Несмотря на то что это достаточно длительный и сложный процесс, его проведение может оказаться менее серьезной проблемой по сравнению с рисками и издержками, свойственными АО.

Формально закон позволяет преобразоваться в ООО и при реорганизации в других формах. В частности, в настоящий момент Гражданский кодекс РФ разрешает проводить так называемую смешанную (комбинированную) реорганизацию (п. 1 ст. 57 ГК РФ):

  • участвовать в реорганизации с юридическими лицами других организационно-правовых форм (например, проводить присоединение АО к ООО);
  • сочетать разные формы реорганизации (к примеру, объединять два АО, создавая в процессе слияния новое ООО).

Однако до тех пор, пока Закон об АО не приведут в соответствие новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ, по возможности смешанную реорганизацию лучше все же не проводить.

Обоснование

Новые положения Гражданского кодекса РФ будут детализированы в Законе об АО, но поправки в него пока не внесены. Из-за этого возникает неопределенность при применении некоторых норм.

Так, в настоящий момент закон не устанавливает порядок проведения смешанной реорганизации. В связи с этим не исключено, что на практике возникнут непредвиденные проблемы, решить которые может оказаться довольно затруднительно.

К примеру, налоговая инспекция может отказаться по тем или иным причинам регистрировать прекращение деятельности АО, присоединяемого в процессе комбинированной реорганизации к ООО. Причем при обжаловании такого отказа могут появиться сложности, поскольку судебная практика по аналогичным спорам пока отсутствует.

Можно ли преобразовать АО в юридическое лицо какой-либо другой организационно-правовой формы, не указанной в пункте 1 статьи 68 Гражданского кодекса РФ

Нет, нельзя.

Такая реорганизация будет считаться недействительной. Ведь пункт 1 статьи 68 Гражданского кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, на которые можно изменить форму «акционерное общество» в процессе преобразования. Например, невозможно преобразовать АО в некоммерческую организацию или в государственное (муниципальное) унитарное предприятие (п. 3 ст. 68 ГК РФ).

Чтобы реорганизация в форме преобразования прошла в соответствии с законом и без негативных последствий, юрист реорганизуемого АО должен в первую очередь разработать примерный план действий. Процедура складывается из нескольких этапов. При преобразовании АО необходимо*:

1. Принять решение о созыве общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования.

2. Провести инвентаризацию активов и обязательств (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

3. Разработать проект учредительного документа создаваемого юридического лица.

4. Провести общее собрание акционеров с целью принятия решения о преобразовании АО;

5. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв.приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444; далее – Регламент).

6. Выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе (ст. 7576 Закона об АО).

7. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

8. Зарегистрировать реорганизацию (подать в регистрирующий орган документы для внесения записей в ЕГРЮЛ), после чего созданное юридическое лицо обязано совершить ряд действий.

Нужно ли уведомлять фонды социального и пенсионного страхования о реорганизации АО в форме преобразования

Нет, не нужно.

Это требование действовало ранее, но с 1 января 2015 года оно отменено.

Обоснование

Ранее такое требование было установлено в пункте 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).

Закон обязывал письменно сообщать о реорганизации АО (в т. ч. в форме преобразования) в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Они контролируют уплату страховых взносов (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах).

В адрес территориального органа каждого из фондов общество должно было представить письменное сообщение о принятии решения о реорганизации. Сообщения подавали в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. За нарушение срока уведомления с организации могли взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).

Закон не устанавливал каких-либо требований к содержанию сообщений, поэтому можно было направлять их в свободной форме, указав все необходимые сведения.

Необходимо ли при преобразовании АО составлять передаточный акт

Нет, с 1 сентября 2014 года закон такой обязанности не предусматривает*.

По старым правилам положения о правопреемстве при преобразовании требовалось отразить в передаточном акте. Сейчас указание на необходимость составлять такой акт из закона исключили (п. 5 ст. 58 ГК РФподп. «г» п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).

Вероятно, это объясняется тем, что при преобразовании АО не возникает неопределенности относительного того, какие права и обязанности переходят к правопреемнику (поскольку все права и обязанности реорганизуемого лица переходят к конкретному лицу – создаваемой организации). В результате у кредиторов не появляется сомнений по вопросам правопреемства.

Вместе с тем, на практике в первое время после 1 сентября 2014 года налоговые инспекции порой по-прежнему указывали на обязанность составлять и представлять передаточный акт. Одним из распространенных доводов выступала пошаговая инструкция по реорганизации, размещенная на официальном сайте ФНС России. В ней вплоть до весны 2015 года содержалась информация о том, что при преобразовании в инспекцию необходимо подавать передаточный акт. Лишь в апреле 2015 года ФНС разъяснила, что  закон такой обязанности не предусматривает.



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Отметьте, пожалуйста, три самых интересных заголовка:

  • Участник использует огрехи в оформлении решений акционеров в свою пользу. Что делать? 13.25%
  • Либо пан, либо пропал: как изменить иск по ходу дела и выиграть, а не лишиться всего 69.08%
  • Зарплаты юристов. Как получать миллион? 45.78%
  • Работа с персональными данными. Ошибки, которые могут дорого обойтись компании. 39.36%
  • Как заключить договор аренды с наибольшей выгодой для арендатора и минимизировать риски 36.55%
  • Договор подписало неуполномоченное лицо. Как выйти из непростой ситуации? 52.21%
результаты

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль