Противоречия в законодательстве относительно освобождения брокерской деятельности от НДС

116

Вопрос

Брокерская деятельность была освобождена от НДС путем внесения в ст. 149 НК соответствующиего подпункта 12.2., в котором перечисляются все виды проф. деятельности, освобождаемые от НДС. Каким образом соотносятся положения этого подпункта и пункта 7 статьи 149, в котором сказано, что освобождение не касается "предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии, либо агентских договоров", учитывая тот факт, что брокерские усгули, как правило, оказываются на основании перечисленных посреднических договоров?

Ответ

Нет никаких противоречий, ведь для клиринговых брокеров (брокеров), которые являются посредниками, сделано исключение по указанному Вами в вопросе основанию.

По посредническому договору посредник (поверенный, комиссионер, агент) всегда действует в интересах и за счет заказчика (доверителя, комитента, принципала) (п. 1 ст. 971, п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК РФ). Выполняет для заказчика юридически значимое действие. Это означает, что право собственности на товары (результаты выполненных работ, оказанные услуги), приобретенные для заказчика, к посреднику не переходит, а расходы, понесенные посредником в связи с исполнением договора, должны быть ему возмещены.

Брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом (Закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Клиринговый брокер – участник клиринга, который является стороной по договорам, заключенным на основании заявок, поданных не в его интересах другим лицом - участником организованных торгов (Закон от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»).

Да, по своей гражданско-правовой природе деятельность брокеров приравнивается к деятельности посредников. Но НК РФ допускает, что именно для таких посредников – участников подобных сделок на бирже, - существует исключение, предусмотренное статьей 149 НК РФ.

Равно как и другие случаи по осуществлению деятельности на территории России по реализации товаров (работ, услуг), которые облагаются НДС (ст. 146 НК РФ). Но в отношении некоторых из них предусмотрены льготы и освобождение (п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в документе, который Вы можете найти в закладке «Правовая база»

Письмо Банка России от 03.09.2014 № 12-1-5/2150

Вопрос: У банков возникают вопросы, связанные с толкованием норм Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон № 173-ФЗ).

Так, между двумя резидентами РФ, являющимися клиентами уполномоченного банка - юридическим лицом и брокерской организацией, заключен договор на брокерское обслуживание. В соответствии с условиями этого договора брокерская организация обязалась от своего имени, но по поручению и за счет юридического лица совершать сделки по покупке и продаже иностранной валюты за российские рубли на Московской Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ). Предметом договора является совершение брокером сделок с ценными бумагами от имени и за счет резидента или от своего имени и за счет резидента.

С целью исполнения этого договора и совершения сделок купли-продажи иностранной валюты клиент банка - юридическое лицо перечислил брокерской организации денежные средства в российских рублях. Брокерская организация купила на ММВБ иностранную валюту. По результатам совершенных сделок брокерская организация перечислила своему клиенту иностранную валюту, указав в графе "Назначение платежа" платежного поручения: "Исполнение обязательств по итогу клиринга - вывод средств в иностранной валюте с ММВБ".* Из отчета брокерской организации усматривается, что, кроме операций по получению рублей от клиента банка и поставке ему валюты, брокер никаких других операций не осуществляет.

По мнению уполномоченного банка, с использованием описанного выше механизма стороны обходят нормы ст. 11 Закона № 173-ФЗ, в соответствии с которой купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в РФ производится только через уполномоченные банки.

В Законе № 173-ФЗ имеется формальное дозволение на совершение резидентами валютных операций по результатам клиринга.

Так, из п. п. 20 и 21 ч. 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ следует, что резиденты вправе производить валютные операции:

- связанные с расчетами по итогам клиринга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности";

- между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров, обязательства по которым подлежат исполнению по итогам клиринга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности".

Правомерна ли позиция уполномоченного банка учитывая положения ст. 11 и ч. 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ?

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля рассмотрел письмо Ассоциации российских банков от 08.08.2014 № А-02/5-487 (далее - письмо) и сообщает следующее.

Банк России не наделен правом официального толкования норм федеральных законов, в том числе Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон). Вместе с тем считаем возможным изложить свою позицию по поставленному в письме вопросу, которая не является официальным толкованием Закона.

Согласно пункту 22 части 1 статьи 9 Закона с 1 января 2012 года к разрешенным валютным операциям между резидентами относятся операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров, обязательства по которым подлежат исполнению по итогам клиринга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности", в том числе возвратом комитентам (принципалам, доверителям) денежных сумм (иного имущества).

Таким образом, статья 9 Закона разрешает валютные операции, связанные с расчетами между резидентом-брокером, не являющимся уполномоченным банком (комиссионером или агентом), и его клиентами-резидентами (комитентами или принципалами) в рамках указанного в вашем письме договора комиссии или агентского договора.

При этом в соответствии со статьей 994 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором комиссии, комиссионер вправе в целях исполнения этого договора заключить договор субкомиссии с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субкомиссионера перед комитентом. При этом по договору субкомиссии комиссионер приобретает в отношении субкомиссионера права и обязанности комитента.

Аналогичная норма содержится в статье 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации: агент вправе в целях исполнения договора заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед принципалом, если иное не предусмотрено агентским договором.

Таким образом, поскольку рассматриваемыми нормами Гражданского кодекса Российской Федерации в целях исполнения как договора комиссии, так и агентского договора прямо предусмотрена возможность привлечения третьих лиц (субкомиссионера, субагента), представляется, что норма пункта 22 части 1 статьи 9 Закона применима в том числе и к валютным операциям между резидентами, являющимися субкомиссионерами (субагентами) и брокерами (комиссионерами, агентами), при оказании субкомиссионерами (субагентами) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров, обязательства по которым подлежат исполнению по итогам клиринга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности", в том числе возвратом брокерам (комиссионерам, агентам) денежных сумм.

Кроме того, учитывая, что в силу части 3 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ "Об организованных торгах" и части 1 статьи 11 Закона к участию в организованных торгах иностранной валютой могут быть допущены в настоящее время только уполномоченные банки, возврат денежных средств в рамках указанных выше договоров уполномоченными банками, являющимися субкомиссионерами (субагентами), резидентам, являющимся комитентами и принципалами, осуществляется в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 9 Закона.



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль