Неисправность лифтового оборудования и ответственные стороны

70

Вопрос

Принявшая многоквартирный дом на свой баланс управляющая компания обратилась к застройщику дома с претензией о неисправности лифтов в доме, потребовав заменить их или отремонтировать в рамках гарантийных обязательств. К претензии управляющая компания приложила копии ею напрапвленных претензий заводу-изготовителю, а также копии писем жильцов, жалующихся на неисправность лифтов с требованием обратиться к застройщику и к заводу-изготовителю с соответствующими претензиями. Покупателем лифтов у завода-изготовителя является застройщик, о чем у него имеются все соответствующие документы. Вопрос: какую претензию застройщику нужно выставить заводу-изготовителю и на какие нормы закона логичнее и правильнее было бы сослаться в её обоснование, исходя из цели понудить завод-изготовитель произвести обследование лифтового оборудования с последующим его ремонтом или заменой? Какие предоставить заводу-изготовителю сроки для устранения неисправности оборудования или его замены?

Ответ

Отношения между собственниками помещений в доме и застройщиком регулируются Законом от 07.02.1992 № 2300-1, Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ. Собственники вправе требовать от застройщика устранения выявленных недостатков (ст. 7 Федерального закона). Таким образом, лицом, ответственным перед собственниками, является именно застройщик.

В тоже время застройщик вправе в отношениях с заводом-изготовителем руководствоваться заключенным договором поставки. Поэтому застройщик должен ссылаться на ст. 475, 518 ГК РФ и требовать устранения недостатков. При этом никакие специальные сроки не установлены.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация. Качество товара: формулировка условий договора, возможные риски для поставщика

<…>

Если поставщик поставит товар ненадлежащего качества, то это может повлечь для него значительные расходы: покупатель сможет воспользоваться широким перечнем прав, закрепленных в Гражданском кодексе РФ.

Требования покупателя к поставщику можно сгруппировать следующим образом.

1. Если нарушения требований к качеству товара не относятся к существенным и недостатки не были оговорены продавцом.

В такой ситуации поставщик рискует получить от покупателя требования, прямо предусмотренные в пункте 1 статьи 518 и пункте 1 статьи 475 Гражданского кодекса РФ:

2. Если нарушения требований к качеству являются существенными.

Тогда покупатель вправе (п. 1 ст. 518 и п. 2 ст. 475 ГК РФ):

Кроме того, поставщик и покупатель могут своим соглашением предусмотреть и иные последствия передачи покупателю товара ненадлежащего качества, дополнить те права требования, которые предоставлены покупателю статьей 475 Гражданского кодекса РФ (абз. 2 п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 г. № 16 «О свободе договораи ее пределах», далее – Постановление о свободе договора). Это связано с тем, что нормы указанной статьи не содержат явно выраженного запрета на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного в ней, и отсутствуют критерии императивности, указанные в пункте 3 Постановления о свободе договора.

3. Если покупатель осуществляет продажу поставленных ему товаров в розницу.

В таком случае покупатель может или предъявить перечисленные в статье 475Гражданского кодекса РФ требования (в зависимости от существенности нарушения), или потребовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем (п. 2 ст. 518 ГК РФ). Причем это требование не зависит от того, является нарушение качества товара существенным или нет, однако оно может быть ограничено в договоре поставки.

Также покупатель вправе отказаться от оплаты товара ненадлежащего качества. Если такой товар уже оплачен, то он сможет потребовать возврата денежных средств до устранения недостатков товара или его замены. Право на это предоставлено покупателю пунктом 2статьи 520 Гражданского кодекса РФ.

4. Если покупатель уже предъявил поставщику требование о замене товара в установленный срок, а поставщик его не исполнил.

В такой ситуации покупатель вправе приобрести необходимые товары у других лиц и отнести необходимые и разумные расходы на их приобретение на поставщика (п. 1 ст. 520 ГК РФ).

Размер таких расходов определяется по правилам пункта 1 статьи 524 Гражданского кодекса РФ. Причем, чтобы предъявить требование о возмещении расходов, покупателю не нужно предварительно расторгать договор поставки (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 апреля 2009 г. по делу № А05-6602/2008определением ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № ВАС-9148/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

5. Если товар обладает недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок.

Покупатель в таком случае вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (п. 1 и 2 ст. 523 ГК РФ). Подробнее об этом см. Как помешать покупателю досрочно расторгнуть договор поставки.

Однако покупатель будет не вправе предъявить поставщику ни одно из перечисленных в статье 475 Гражданского кодекса РФ требований, если тот без промедления (сразу после получения уведомления покупателя о недостатках) произведет замену товара. Право на такую замену предоставлено поставщику пунктом 1 статьи 518 Гражданского кодекса РФ.

Кроме того, требование об устранении недостатков или замене товара покупатель сможет предъявить, только если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства (п. 3 ст. 475 ГК РФ).

См. также Какие требования можно предъявить поставщику при получении товара ненадлежащего качестваКак возразить на претензии покупателя о недостатках переданного товара.

Если есть риск переквалификации договора поставки в договор купли-продажи, то необходимо учитывать различия между этими двумя договорами. В частности, набор требований, которые покупатель может предъявить поставщику по договору поставки, несколько отличается от требований, которые вправе предъявить покупатель продавцу по договору разовой купли-продажи. Так, покупатель не сможет потребовать от поставщика заменить товар с несущественными недостатками.



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.