Инструкция по эксплуатации оборудования от дилера

58

Вопрос

ООО является дилером зарубежной компании (Производитель) и поставляет в РФ ее промышленное оборудование. Все покупатели этого оборудования – это юридические лица. Аналогичного оборудования в РФ не производится. Между дилером и конечными покупателями заключается договор поставки. На данное оборудование Производитель в Инструкции по эксплуатации (это основной документ от Производителя) указал гарантийный срок продолжительностью 1 год, а также допускает и предлагает конечному Покупателю подробную схему самостоятельного первичного монтажа и мелкого последующего ремонта (замену масла, ремней и пр.). В своей работе мы многократно сталкивались с тем, что в качестве эксперимента работники Покупателя использовали оборудование грубо не по назначению, что очевидно сразу и понятно, что случай негарантийный, не говоря уже об ошибках установки, которые очевидны, но доказуемы часто очень затратно. Дилер может принципиально изменять гарантийные обязательства Производителя на оборудование для своих Покупателей, данные в Инструкции по эксплуатации Производителем в сторону уменьшения или ввода каких-то условий и, если да, то в какой части? Насколько правомерно издание нами Инструкции, отличающейся от Инструкции Производителя, переведенной на русский язык? В дилерском контракте не оговорено это положение.

Ответ

Нет, без согласия Производителя дилер не может изменять гарантийные обязательства в худшую сторону для своих Покупателей. Можно предположить, что это будет нарушением дилерского договора. В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Форма дилерского договора и условия, которые необходимо проверить дилеру

<…>

«Иные условия

1. Послепродажное обслуживание

После продажи товара покупателям начинается следующий этап – послепродажное обслуживание (сервисное и гарантийное).

Сервисное обслуживание. В дилерском договоре сторонам необходимо определить, кто именно будет его осуществлять (если товар требует такого обслуживания). Дилеру выгодно переложить эту обязанность на поставщика. Более того, в договоре может быть установлена обязанность поставщика обслуживать клиентов дилера без очереди и вне графика поставок. Однако поставщики не часто соглашаются на подобные условия. В то же время возможен и другой вариант, когда сервисное обслуживание осуществляют именно дилеры. Какой из этих вариантов использовать, часто зависит от обычаев, сложившихся на рынке того или иного товара.

Гарантийное обслуживание. Оно также может возлагаться как на дилера, так и на поставщика. Согласно главе 30 Гражданского кодекса РФ покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, предъявляет требование продавцу (подробнее см. Как предъявить претензии поставщику в связи с получением некачественного товара). Однако если покупателем является потребитель, он вправе предъявить требования также уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. А потребовать замены товара, устранения его недостатков или возмещения расходов на их исправление потребитель вправе также от изготовителя или импортера (п. 2 и 3 ст. 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Подробнее см.Какие требования могут быть предъявлены продавцу, уполномоченной организации, изготовителю и импортеру, если потребитель обнаружит в товаре недостатки и К кому потребитель может предъявить свои требования при обнаружении в товаре недостатков.

Так как для покупателя продавцом является дилер, то и требования практически всегда предъявляются именно ему. Если в дилерский договор все же удастся внести условие об обязанности поставщика осуществлять гарантийное обслуживание, то дилер будет обязан лишь передать ему возвращенный покупателем товар.*

Пример формулировки условия дилерского договора о гарантийном обслуживании товара

«Поставщик обязуется устранить обнаруженные недостатки товара в течение ________ с момента передачи его Дилером Поставщику. В случае задержки сроков устранения недостатков Поставщик обязуется уплатить неустойку в размере _________».

Чтобы не возникало неопределенности в том, кто занимается послепродажным обслуживанием, важно четко зафиксировать в договоре обязанности каждой стороны, распределение рисков и расходов.

Совет

Так как на практике поставщики редко берут на себя обязанность по гарантийному обслуживанию, то дилеру важно при получении каждой партии товара проводить его проверку (подробнее см. Приемка товара: рекомендации для покупателя). В случае обнаружения недостатков товара необходимо сразу уведомить об этом поставщика. Обычно все решается без претензий и исков – поставщики сразу заменяют товар.

2. Передача покупателя

Если по дилерскому договору планируется реализовывать сложные в изготовлении товары, то дилеру иногда выгодно включить в договор условие о праве передать покупателя поставщику. Необходимость такой передачи возникает, например, в случаях, когда предстоит большая работа по составлению индивидуального проекта товара. Если дилер будет заниматься этим сам, то задействует существенную часть своих физических, финансовых и юридических ресурсов, что в итоге может лишить его прибыли.

В дилерском договоре необходимо установить размер платы дилеру за передачу покупателей. Часто она представляет собой определенный процент от суммы оплаченного и полученного покупателем товара.

3. Конфиденциальность

Условию о конфиденциальности также нужно уделить внимание, особенно если контрагент получает доступ к внутренней информации дилера. Чтобы избежать возможных споров, стороны вводят для своих сотрудников различные уровни допуска и заключают с ними соглашения о сохранении коммерческой информации даже в случае их увольнения.

В дилерском договоре необходимо установить сроки, в течение которых запрещено разглашение коммерческой информации. Как правило, они превышают срок действия договора.»

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.