Установка системы технических средств для обеспечения функций оперативно-рoзыскных мероприятий (СОРМ)

131

Вопрос

У нас возник спор с ФСБ о том, за чей счет должна устанавливаться система технических средств для обеспечения функций оперативно-рoзыскных мероприятий (СОРМ). ФСБ утверждает, что за счет оператора связи - интернет- провайдера, мы считаем, что оперативно-розыскные мероприятия финансируются за счет средств бюджета, и мы должны предоставить только доступ к сетям и переконфигурировать свои сети под СОРМ, а устанавливаться СОРМ должен за счет бюджета. Сумма немаленькая (несколько миллионов рублей) и для нас неподъемная, в интернете по этому вопросу есть несколько статей, вот ссылки: http://cableman.ru/node/11584, http://www.ordercom.ru/sorm.htm В них упоминается только один случай положительного для оператора связи рассмотрения дела судом, однако ссылки на данное решение отсутствуют, и мы не можем их найти. За чей счет все-таки должна устанавливаться СОРМ? Какова судебная практика?

Ответ

В настоящее время судебная практика, исходя из положений ст.64 ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ и требований, утвержденных Приказом Минкомсвязи РФ от 27.05.2010 №73 приходит к выводу, что СОРМ должна устанавливаться за счет оператора связи. К примеру, в Постановлении АС ВСО от 30.09.2014 № А10-4435/2013 сделан вывод, что обязанность УФСБ по вводу в эксплуатацию технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети оператора связи, какими-либо нормативными актами не предусмотрена.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлении АС ВСО от 30.09.2014 № А10-4192/2013, Постановлении АС ДВО от 21.10.2014 № А16-1595/2013, Постановлении ФАС УО от 10.08.2012 № А71-12244/2011.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

<…>

Постановление АС ВСО от 30.09.2014 № А10-4435/2013

<…>

«В силу пункта 2 статьи 64 Закона о связи операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий. Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 4).

Правилами взаимодействия № 538 установлено, что органы федеральной службы безопасности, являясь уполномоченными органами, осуществляют взаимодействие с операторами связи при проведении в рамках оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскных мероприятий, связанных с использованием технических средств, в том числе в интересах других уполномоченных органов (пункт 2). Сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации (пункт 4). Ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств. План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи (пункт 7). Информационные системы, содержащие базы данных, а также технические средства подключаются оператором связи к пункту управления органа федеральной службы безопасности через точки подключения. Указанные точки подключения в субъекте Российской Федерации определяются органом федеральной службы безопасности (пункт 13).

Согласно пункту 10 Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Часть I. Общие требования, утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.01.2008 № 6, технические средства ОРМ размещаются на узлах связи сети связи оператора связи в соответствии с Планом мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Судами установлено, что план мероприятий составлен обществом в соответствии Федеральным законом № 144-ФЗ, Законом о связи, Правилами взаимодействия № 538 и требованиями лицензий №№ 75294, 75295, 86093, что следует из пункта 1 Плана мероприятий; план утвержден и обществом и УФСБ по Республике Бурятия, соответствует нормам действующего законодательства.

Оценивая довод общества со ссылкой на статью 19 Федерального закона № 144-ФЗ о том, что нормами действующего законодательства не предусмотрено возложение на оператора связи таких обязательств, как закупка и установка в здании УФСБ по Республике Бурятия таких средств: модем, коммутатор, пульт доступа; и расходы по закупке, монтажу и обслуживанию станционного оборудования, а также по организации каналов связи должно нести УФСБ по Республике Бурятия, суды правильно исходили из того, что названной статьей к расходным обязательствам Российской Федерации относятся обеспечение деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в пределах их полномочий; обязанность УФСБ по Республике Бурятия ввода в эксплуатацию указанных в плане мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети оператора связи ОАО «ККБ «Искра», какими-либо нормативными актами не предусмотрена.*

Как следует из материалов дела и установлено судами, на обращение общества к УФСБ по Республике Бурятия о внесении изменений в план мероприятий УФСБ письмом от 03.09.2012 отказало обществу в изменении плана.

При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к обоснованному и мотивированному выводу о недоказанности обществом факта незаконного бездействия УФСБ по Республике Бурятия и нарушения его прав и законных интересов».



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.