Приобрели в собственность телефон стоимостью 30 000 рублей

108

Вопрос

Приобрели в собственность телефон стоимостью 30 000 рублей. В течение гарантийного срока в нем обнаружился недостаток, а именно не исправна фотокамера. Обратился с претензией к продавцу, с требованием расторгнуть договор и вернуть уплаченные денежные средства. Продавец отвечает на претензию тем, что в соответствии с Постановлением Правительства №294 от 10.11.2011 года товар является технически сложным, соответственно требование о замене товара либо расторжении договора и возврата уплаченной денежной суммы неправомерно, так как в соответствии со ст.18 в отношении технически сложного товара покупатель вправе отказаться от договора лишь в случае: - обнаружения существенного (неустранимого) недостатка; - нарушение установленных сроков по устранению недостатков (45 дней); - невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Одновременно с этим, для установления причины недостатка и его классификации, мне предлагают сдать телефон в сервисный центр. Полагаю, что ни в какие сервисные центры я ходить не должен, а телефон могу сдать по месту заключения договора купли продажи. Подскажите как выйти из ситуации.».

Ответ

В Перечне (Постановление Правительства от 10.11.2011 № 924) указано «оборудование беспроводной связи для бытового использования, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями», а также «компьютеры портативные». Это означает, что, если сотовый телефон обладает свойствами, позволяющими отнести его к таким товарам (например, смартфон, который может использоваться и для телефонной связи, и для беспроводного выхода в Интернет, и как навигатор), то его следует считать технически сложным товаром.

 

В соответствии с п. 3 ст. 503 ГК РФ в отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (п. 2 ст. 475).

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков (ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1).

Таким образом, Вам необходимо доказать наличие существенных недостатков, т.е. производственного брака. При этом отказаться от договора купли-продажи и вернуть деньги в месте осуществления сделки не представляется возможным в рассматриваемой ситуации.

Для выявления недостатка необходима независимая экспертиза. Вы самостоятельно вправе обратиться в центр независимой товарной экспертизы для выявления в следствии чего образовался недостаток (производственный брак или в результате некорректного использования).

Также Вы можете передать для диагностики телефон в сервисный цент. Однако, в данном случае он является заинтересованным лицом.

По результатам экспертизы Вы вправе либо отказаться от договора купли-продажи либо потребовать устранение недостатков.

Обоснование данной позиции приведено ниже.

 

Кассационное определение Саратовского областного суда от 06.12.2011 № 33-6211

«В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ от 07 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон), потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Согласно п. 6 Закона, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы*.

В соответствии с п. 5 ст. 24 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита.

Согласно ст. 22 Закона требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

В силу ст. 23 указанного Закона истец в связи с просрочкой выполнения его требований ответчиком имеет право на взыскание неустойки за каждый день просрочки в размере одного процента цены товара.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 22 декабря 2009 года Н. в магазине ОАО «Связной НН» приобрела сотовый телефон марки «Н», модель «№» стоимостью 22990 рублей. В процессе эксплуатации в телефоне обнаружились недостатки — не работает фото и видео камера. 30 ноября 2010 года Н. обратилась с претензией к ответчику о расторжении договора купли продажи, однако в добровольном порядке данная претензия удовлетворена не была.

Как следует из заключения эксперта № от 06.06.2011 года (л.д. 49-57), в сотовом телефоне марки «Н» обнаружен производственный недостаток — неработоспособность компонентов модуля фото-видеокамеры.

Исследовав и оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. ст. 55, 67, 71, 86 ГПК РФ, с учетом указанных положений Закона РФ «О защите прав потребителей», а также требований ст. 56 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении ответчиком прав истца, как потребителя, и обоснованно частично удовлетворил заявленные истцом требования*".



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.