Предрейсовые медицинские осмотры

328

Вопрос

Пункт 5 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ, статья 213 ТК РФ.8. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя) (далее — медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).___________________Часть 4 статьи 24 Федерального закона.9. Организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателяВопрос: Должна ли организация, осуществляющая деятельность по строительству, обслуживанию, содержанию автомобильных дорог, в соответствии с Приказом от 15 декабря 2014 г. N 835н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДСМЕННЫХ, ПРЕДРЕЙСОВЫХ И ПОСЛЕСМЕННЫХ, ПОСЛЕРЕЙСОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ» иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности в случае, если предрейсовые, послерейсовый и т. п. медицинские осмотры проводятся медицинским работником, работающим по трудовому договору с дорожной организацией, и имеющим специальный сертификат на проведение указанных осмотров?

Ответ

Приказ Минздрава России от 15.12.2014 № 835н вступает в силу 01.05.2015 г. Можно предположить, что с указанной даты организация обязана иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности, т.к. согласно п. 8 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров организация осуществляет медицинскую деятельность, если такая деятельность осуществляется медицинским работником, состоящим в штате работодателя.

До принятия данного нормативного акта по вопросу обязательного наличия лицензии у такой организации не было единого подхода. Так, некоторые суды признавали наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности в указанном случае обязательным, другие полагали достаточным наличие сертификата на проведение указанных осмотров.

Примеры судебных актов представлены в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Приказ Минздрава России от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» (не вступил в силу).

«8. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя <1>) (далее — медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным)."*

2.Федеральный закон от 21.11.2011323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

«Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

11) медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности*. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;"

3.Постановление ФАС СКО от 08.05. № А01−2469−2006−6

«Как следует из материалов дела, 27.11.2006 должностными лицами управления проведена проверка соблюдения обществом законодательства Российской Федерации о лицензировании. В ходе проверки установлено, что общество осуществляет предрейсовые медицинские осмотры водителей без соответствующей лицензии. По данному факту 27.11.2006 составлен акт проверки и 28.11.2006 протокол об административном правонарушении. Материалы проверки направлены в арбитражный суд для привлечения общества к административной ответственности.

При рассмотрении дела судебные инстанции сделали обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения, выразившегося в осуществлении деятельности по предрейсовому медицинскому осмотру водителей без соответствующей лицензии*.

В силу части 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит медицинская деятельность в соответствии с перечнем работ и услуг, устанавливаемым положениями о лицензировании указанных видов деятельности.

Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2002 № 499, закреплено, что медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по соответствующим медицинским специальностям, включая в том числе проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.07.2002 № 238 утверждена Номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, в которой за № 06.034 указаны «работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств.

Таким образом, предрейсовый медицинский осмотр является медицинской деятельностью и подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.»

4. Постановление 3 ААС от 30.09.2014А33−10328/2014

«Вместе с тем частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В настоящий момент указанный порядок не принят и действуют методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения», утвержденные Минздравом Российской Федерации и Минтрансом Российской Федерации от 29.01.2002 (письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.08.2003 № 2510/9468−03−32), которые включают, в том числе Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (далее — Типовое положение).*

В соответствии с пунктами 1.2, 1.4 Типового положения, предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения, предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение — лицензию.

Как следует из пункта 1.6. Типового положения, предрейсовые медицинские осмотры проводятся медицинским работником как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения.

Таким образом, из действующего на момент совершения спорного нарушения и привлечения к административной ответственности нормативного регулирования следует, что предрейсовые медицинские осмотры могут проводиться медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинским учреждением — лицензию. Требование о необходимости иметь лицензию по осуществлению медицинской деятельности распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной.

Основываясь на указанном выше нормативном обосновании, суд апелляционной инстанции не принимает доводы административного органа о том, что медицинская деятельность, осуществляемая юридическим лицом для своих нужд (медицинские осмотры водителей) подлежит лицензированию."*



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.