Необоснованное привлечение к административной ответственности

309

Вопрос

Помощник прокурора по заданию прокурора прибыл с проверкой торгового центра в сопровождении специалистов из разных ведомств (МЧС, Роспотребнадзор, инспекция по труду, и т. д.) В ходе проверки прокурор никаких документов кроме задания на проведение проверок торговых центров не предъявил в устном режиме затребовал документы о получении копий которых нигде не расписался, на просьбу предоставить какой-то срок для предоставления документов ответил отказом на следующий день должностное лицо торгового центра было уведомлено о времени и месте возбуждения дела об административном правонарушении, которое якобы связано с тем что документы для МЧС не были предъявлены немедленно и считается, что их нет. Вопрос правомерны ли действия прокурора, какие документы должны быть у присутствующих специалистов привлеченных к проверке

Ответ

прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения коммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от их руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Прокурор также наделен полномочиями по привлечению специалистов других ведомств к проведению проверки для выяснения возникающих вопросов, в связи с чем, привлеченные специалисты самостоятельно не осуществляют проверки, а выполняют требование прокурора по даче заключений, консультаций и т. п. Документами, подтверждающим привлечение специалиста конкретного ведомства для проведения прокурорской проверки, является требование прокурора о выделении специалистов для проведения прокурорской проверки и соответствующее распоряжение ведомства о выделении специалиста. Однако обязанность предоставления указанных документов при проведении проверки поверяемому лицу законом не установлена.

Правомерность действий прокурора по возбуждению административного дела в связи с непредоставлением конкретных документов зависит от того, должны ли были затребованные документы находиться в проверяемой организации на момент проверки, а также причин их непредоставления прокурору для поверки по его требованию.

В случае необоснованного привлечения к административной ответственности лицо вправе обжаловать постановление о назначении наказания в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ.

Если лицо полагает действия прокурора и привлеченных специалистов по проведению проверки незаконными, оно может обжаловать их в суд в порядке главы 25 ГПК РФ или в порядке главы 24 АПК РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Федеральный закон от 17.01.19922202−1 «О прокуратуре Российской Федерации»

«Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора

1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.*

2. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.

3. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

Статья 21. Предмет надзора

1. Предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

Статья 22. Полномочия прокурора

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений*; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.»

2.Постановление А. С. ЗСО от 23.10.2014А45−4205/2014

«Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из следующего.

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) прокуратура наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Согласно части 2 статьи 21 названного Закона при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Из положений статей 10, части 1 статьи 22 Закона о прокуратуре следует, что реализуя возложенные на него полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов, в том числе коммерческими организациями; по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре; требовать от руководителей и других должностных лиц названных органов выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

При этом в силу статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение таких требований, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения, в том числе возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона (часть 4 статьи 10, часть 2 статьи 22 Закона о прокуратуре).

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что в рамках проверки поступившей от администрации р.п. Краснообск информации о фактах нарушения ООО «Мария-Ра» градостроительного законодательства 24.12.2013 прокуратурой совместно с сотрудником отдела МЧС проведен осмотр нежилого помещения по адресу: Новосибирский район, р.п. Краснообск, улица Западная, 200.

Выявленные в ходе осмотра нарушения требований пожарной безопасности отражены специалистом в справке от 31.12.2013 и послужили основанием для возбуждения прокурором дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Фототаблицы, находящиеся в материалах административного дела, действия по составлению которых оспаривает общество, сделаны привлеченным специалистом в ходе проверки, содержат указание на дату ее проведения, проверяемый объект, подписаны данным специалистом и помощником прокурора.

При таких обстоятельствах суды обеих инстанций обоснованно сочли, что в рассматриваемом случае сотрудник отдела МЧС был привлечен прокурором к участию в проверке в качестве специалиста, в его функции входило представление информации о нарушениях требований пожарной безопасности, имеющихся на проверяемом объекте, для принятия мер прокурорского реагирования; оспариваемые ООО «Мария-Ра» действия по составлению 24.12.2014 фототаблиц совершены специалистом по требованию прокуратуры в порядке статьи 22 Закона о прокуратуре.

Поскольку данная проверка проведена на основании Закона о прокуратуре, суды правомерно отклонили ссылки общества на нарушения Закона № 294-ФЗ, в части 3 статьи 1 которого указано на не применимость его норм при осуществлении прокурорского надзора.*"



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.