Как проводится проверка правильности ценообразования

183

Вопрос

Ч являюсь индивидуальным предпринимателем на общей системе налогообложения. В моей собственности находятся автопогрузчики и автомобильный транспорт. Я арендую Складские помещения у своей супруги, индивидуального предпринимателя, находящегося на усн «доходы».

Вопросы:

1. Может ли мне выставляться арендная плата за помещения — договорная «символическая», которая может быть ниже рыночной стоимости за квадратный метр.2

. Могу ли я предоставлять другим арендаторам, арендующим соседние помещения, услуги погрузки и разгрузки товара своими погрузчиками по договорной «символической» цене, например 1000 рублей в месяц.

Ответ

 Формально в обоих случаях установление указанной цены возможно, так как статья 40 НК РФ на сегодняшний день не действует. Однако есть риски доначисления налога на прибыль.

Супруги, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, являются аффилированными лицами (статья 4 Закона от 22.03.1991 № 948−1).

Многие аффилированные лица могут являться взаимозависимыми лицами в соответствии с пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ.

Понятие контролируемой сделки установлено статьей 105.14 НК РФ.

Контроль за ценообразованием по такой сделке происходит в рамках проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (пункт 1 статьи 105.17 НК РФ).

В том случае, если сделка между взаимозависимыми лицами не является контролируемой, контроль соответствия цен, примененных в такой сделке, рыночным ценам может быть произведен в рамках выездной и камеральной проверок (Письмо Минфина России от 18.10.2012
№ 03−01−18/8−145
).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

Рекомендация: Как проводится проверка правильности ценообразования для целей налогообложения.

«Когда проводится проверка

Правильность применения цен для целей налогообложения контролируют представители ФНС России в ходе специальных проверок*. Специальные проверки проводятся, если организация совершает контролируемые сделки.

Такой порядок предусмотрен статьей 105.17 Налогового кодекса РФ и пунктом 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

Внимание: новый порядок налогового контроля за трансфертным ценообразованием применяется к сделкам, доходы (расходы) по которым признаются начиная с 1 января 2012 года, независимо от даты заключения договоров. Исключение составляют сделки, заключенные до 1 января 2012 года, предметом которых является предоставление займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства или банковской гарантии. Если доходы (расходы) по таким сделкам признаются после 1 января 2012 года, но условия таких сделок не менялись, к ним по-прежнему применяются положения статей 20 и 40 Налогового кодекса Р. Ф. Такой порядок предусмотрен пунктами 5−6 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

Специальные проверки никак не связаны с проведением камеральных и выездных налоговых проверок и не зависят от их периодичности. Это следует из положений пунктов 1−2 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли налоговая инспекция в рамках выездной (камеральной) проверки проконтролировать правильность ценообразования по сделкам, которые не признаются контролируемыми, но совершены между взаимозависимыми лицами

Да, может.

Сделки между взаимозависимыми лицами подразделяются на две группы*:

  • контролируемые (соответствующие критериям ст. 105.14 НК РФ);
  • неконтролируемые.

О совершении контролируемых сделок организации обязаны самостоятельно информировать налоговые инспекции. Правильность ценообразования в таких сделках представители ФНС России устанавливают в ходе специальных проверок.

Подавать в налоговые инспекции сведения о неконтролируемых сделках организации не обязаны. Однако, обнаружив факт совершения таких сделок в ходе выездной (камеральной) проверки, инспекция вправе проверить, соответствует ли цена сделки рыночному уровню. Основанием для проверки могут быть отдельные положения части второй Налогового кодекса РФ, которые обязывают организации применять рыночные цены при определении налоговой базы. В частности, такие требования содержатся в статье 154 (в отношении НДС), статье 211 (в отношении НДФЛ), статье 250 (в отношении налога на прибыль) Налогового кодекса РФ.

Объектом проверки могут быть любые сделки с взаимозависимыми лицами, в том числе бартерные операции, сделки на безвозмездной основе, расчеты по оплате труда в натуральной форме и др.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03−01−18/8−145 и ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ЕД-4−3/18615.

Специальные проверки проводятся*:

  • на основании уведомлений о контролируемых сделках, которые организации (физические лица) обязаны направлять в налоговые инспекции (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, направившие уведомление);
  • на основании извещений налоговых инспекций, проводящих выездные (камеральные) проверки (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, указанные в извещении);
  • при выявлении контролируемых сделок в ходе проводимых ФНС России повторных выездных налоговых проверок.

Это следует из положений пункта 1 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03−01−18/7−127.

Уведомление о контролируемых сделках

Ежегодно о совершенных контролируемых сделках организации (физические лица) должны уведомлять налоговые инспекции*. По общему правилу информировать инспекции нужно обо всех контролируемых сделках, перечисленных в статье 105.14 Налогового кодекса РФ и совершенных в отчетном году (п. 1 ст. 105.16 НК РФ). Однако в 2014 году применение этого правила ограничено. В 2014 году уведомления не требуется направлять в отношении сделок, совершенных в 2013 году с одним и тем же лицом (несколькими одними и теми же лицами), если их суммарный объем не превысил 80 млн руб. Такой порядок установлен пунктом 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

На контролируемые сделки, совершаемые в 2014 году, эта норма не распространяется. Поэтому, определяя круг сделок, о которых нужно уведомлять налоговую инспекцию по итогам 2014 года, руководствуйтесь перечнем, приведенным в статье 105.14 Налогового кодекса РФ без каких-либо ограничений.

Уведомление о контролируемой сделке должен подавать каждый из ее участников. Если обнаружится, что одна из сторон сделки не подала уведомление, налоговая инспекция направит извещение о совершенных ею сделках в ФНС России и одновременно может сообщить об этом в инспекцию по местонахождению другой стороны сделки. Если выяснится, что и вторая сторона сделки не подала соответствующее уведомление, ее тоже могут привлечь к налоговой ответственности.

Если сделка не признается контролируемой (т. е. не подпадает под критерии, определенные в ст. 105.14 НК РФ), уведомлять инспекцию о совершении такой сделки организация не обязана.

Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 6 статьи 105.16, статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 15 января 2014 г. № 03−01−18/746, от 6 сентября 2012 г. № 03−01−18/7−127.

Ситуация: признаются ли контролируемыми сделки между двумя российскими взаимозависимыми организациями, одна из которых применяет упрощенку

Да, признаются, если суммарный годовой доход по этим сделкам превышает установленные стоимостные ограничения.

По общему правилу сделки между двумя взаимозависимыми организациями, одна из которых освобождена от уплаты налога на прибыль, признаются контролируемыми, если годовой суммарный доход по таким сделкам превышает 60 млн руб. Это следует из положений подпункта 4пункта 2 и пункта 3 статьи 105.14 Налогового кодекса Р. Ф. При этом под суммарным годовым доходом следует понимать доходы обоих контрагентов по всем сделкам, совершенным этими лицами друг с другом за год. Для организаций на упрощенке это возможно, если, например, доход от реализации товаров (работ, услуг) взаимозависимому контрагенту составит 50 млн руб., а стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных у этого контрагента, — 20 млн руб. О совершении таких сделок каждый из их участников обязан информировать налоговую службу (п. 1 ст. 105.16 НК РФ).

В то же время если сумма доходов, полученных организацией на упрощенке, превысит 60 млн руб. (без учета коэффициента-дефлятора), то она потеряет право применять спецрежим и должна будет перейти на общую систему налогообложения. В этом случае оценивать контролируемость сделок нужно по другому критерию. Сделки между взаимозависимыми организациями — плательщиками налога на прибыль признаются контролируемыми, если суммарный годовой доход по ним превышает 1 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Поэтому в рассматриваемой ситуации информировать налоговую службу о совершении контролируемых сделок нужно в следующем порядке:

1) организация на упрощенке сохранила за собой право применять спецрежим до конца года. То есть величина полученных ею доходов за 2014 год не превысила 64 020 000 руб. В этом случае сообщать о контролируемых сделках нужно, если суммарный годовой доход по ним превысил 60 млн руб. Например, если доход от реализации товаров зависимому контрагенту составил 40 млн руб., а стоимость товаров, приобретенных у этого же контрагента, составила 21 млн руб.;

2) организация на упрощенке утратила право на применение спецрежима. В этом случае возможны два варианта:

  • если суммарный годовой доход по сделкам между взаимозависимыми организациями превысил 1 млрд руб., информировать налоговую службу нужно обо всех сделках, совершенных между взаимозависимыми лицами за календарный год (включая сделки, совершенные в периоде применения упрощенки);
  • если суммарный годовой доход по сделкам между взаимозависимыми организациями не превысил 1 млрд руб., информировать налоговую службу нужно только о тех сделках, которые были совершены в периоде применения упрощенки. Например, в первом полугодии организация на упрощенке реализовала товары взаимозависимому контрагенту на сумму 50 млн руб. В том же периоде она приобрела у этого контрагента товары стоимостью 40 млн руб. То есть суммарный доход по сделкам за полугодие с взаимозависимым лицом превысил 60 млн руб. За девять месяцев общий объем доходов организации нарастающим итогом с начала года превысил 64 020 000 руб. При этом объем выручки от реализации товаров взаимозависимому контрагенту достиг 170 млн руб., а стоимость приобретенных у него товаров составила 155 млн руб. В таких условиях с начала III квартала организация теряет право на применение упрощенки и при формировании уведомлений о контролируемых сделках должна ориентироваться на миллиардный стоимостной критерий. Однако о сделках с взаимозависимым контрагентом, которые были совершены в первом полугодии (суммарный доход 90 млн руб.), организация должна проинформировать налоговую службу независимо от того, достигнет ли годовой суммарный доход 1 млрд руб.

Следует отметить, что использование в контролируемых сделках цен, не соответствующих рыночному уровню, может повлечь за собой дополнительное начисление налогов. При этом доначислены могут быть только те налоги, которые названы в пункте 4 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ: НДС, НДПИ, налог на прибыль и НДФЛ. Поскольку единого налога при упрощенке в этом перечне нет, при занижении цены сделки пересчет налоговой базы у участника, применяющего упрощенку, не производится.

Ситуация: как определять величину годового дохода по контролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами: методом начисления или кассовым методом

Для контроля за применением цен в сделках между взаимозависимыми лицами методы признания доходов и расходов, которые используются в бухгалтерском и налоговом учете, значения не имеют.

Метод начисления и кассовый метод — это предусмотренные законодательством варианты отражения в учете тех или иных фактов хозяйственной деятельности при формировании финансовых результатов. Использование одного из этих методов дает бухгалтеру возможность точно определить период, в котором необходимо признавать образующиеся доходы или понесенные расходы. При методе начисления доходы отражаются в учете по мере появления активов (независимо от их оплаты), а расходы — по мере возникновения обязательств (независимо от их погашения). В основе кассового метода, наоборот, лежат именно факты оплаты активов и погашения обязательств. При прочих равных условиях деятельность одной и той же организации может быть прибыльной, если она применяет метод начисления, и убыточной, если используется кассовый метод. Разный подход к времени отражения в учете совершенных хозяйственных операций приводит к различиям в формировании финансового результата деятельности организации, но никак не влияет на условия заключаемых договоров, в том числе — на цену сделок.

Однако для налогового контроля за перераспределением доходов между взаимозависимыми лицами методы, которые используются при отражении операций в бухгалтерском и налоговом учете, значения не имеют.

Контролируемыми признаются сделки, совершенные между взаимозависимыми лицами и отвечающие признакам, которые перечислены в статье 105.14 Налогового кодекса Р. Ф. Одним из таких признаков является суммарный годовой доход по сделкам. При этом под суммарным годовым доходом следует понимать не доход, отраженный в учете каждой из сторон сделки, а сумму цен (совокупную стоимость договоров) по всем сделкам, совершенным за год.

Целью налогового контроля в сделках между взаимозависимыми лицами являются цены, по которым стороны сделок реализуют друг другу товары (работы, услуги). Если эти цены соответствуют рыночным, то признается, что база для расчета налогов у обеих сторон сделки сформирована объективно и оснований для ее корректировок нет. Если цены не соответствуют рыночным, считается, что налоговые обязательства сторон искажены и их надо скорректировать. Таким образом, в ходе проверок не контролируются периоды признания полученных доходов или понесенных расходов. Проверяющие анализируют способы ценообразования и сравнивают цены, примененные в сделках, с рыночными ценами. При этом метод начисления или кассовый метод не применяется.

Ситуация: как определять величину годового дохода по контролируемым сделкам между двумя взаимозависимыми организациями — резидентами России. Обе организации платят налог на прибыль, одна из них, кроме этого, применяет ЕНВД. Сделки совершаются в рамках разных налоговых режимов

Для начала оцените объем всех совершенных сделок. Если он не превысит установленный порог, то отдельно оцените сделки, совершенные только в рамках ЕНВД.

Вот пороговые значения суммарного годового дохода, при превышении которых придется уведомлять налоговую о совершенных сделках:

— 1 млрд руб. — при оценке любых сделок между взаимозависимыми организациями независимо от применяемой ими системы налогообложения (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
— 100 млн руб. — для всех сделок, подпадающих под ЕНВД (подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Итак, сначала оцените сделки по первому критерию. Для этого сложите сумму доходов по всем сделкам, которые организации совершили между собой в течение года (включая сделки, совершенные с применением ЕНВД). Если этот показатель превышает 1 млрд руб., то в следующем году уведомить налоговую службу нужно будет обо всех сделках с взаимозависимым лицом. Исключать из уведомления сведения о сделках, совершенных в рамках ЕНВД, нельзя. Определять, являются ли сделки контролируемыми по второму критерию, в этом случае не нужно.

Если суммарный годовой доход по всем сделкам меньше или равен 1 млрд руб., то сделки, совершенные с применением ЕНВД, оцените отдельно. Если их годовой объем составит более 100 млн руб., то они тоже признаются контролируемыми, но по другому основанию. В следующем году уведомить налоговую службу нужно будет только об этих сделках. Сведения о сделках, совершенных в рамках общей системы налогообложения, в уведомление включать не требуется.

Ну, а если сделки в рамках ЕНВД не вышли за рамки лимита, то подавать в налоговую сведения о сделках между взаимозависимыми лицами не придется вовсе.

Ситуация: нужно ли уведомлять налоговую службу о договоре поставки, заключенном между двумя невзаимозависимыми российскими организациями. По договору поставщик реализует свою продукцию покупателю, который перепродает ее другим российским организациям, являющимся взаимозависимыми с поставщиком

Да, нужно, если деятельность перекупщика соответствует определенным признакам.

В рассматриваемой ситуации речь идет о совокупности сделок с участием организации-перекупщика, которая не является взаимозависимой по отношению к другим сторонам (поставщику и конечным покупателям). Совокупность этих сделок считается контролируемой, если никаких других функций, кроме перепродажи продукции поставщика взаимозависимым с ним покупателям, перекупщик не выполняет и никаких рисков на себя не принимает. В таких условиях совокупность совершенных сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами. То есть признается контролируемой независимо от суммарного дохода, полученного сторонами сделок. Такой порядок предусмотрен подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ.



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль