ИП деятельность в других субъектах РФ

128

Вопрос

Может ли индивидуальный предприниматель иметь магазины в различных субъектах Российской федерации

Ответ

 Да может. Если индивидуальный предприниматель зарегистрирован и состоит на налоговом учете по месту жительства в одном субъекте РФ, но планирует вести предпринимательскую деятельность в другом субъекте РФ, то ему следует зарегистрироваться по месту осуществления деятельности в качестве плательщика ЕНВД.

Если по месту осуществления деятельности будет установлена ККТ, то предпринимателю следует зарегистрировать ККТ в налоговой инспекции по месту жительства (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 30.01.2008 г.22−12/7860).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя

«Чтобы вести предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, физическому лицу необходимо зарегистрироваться в этом статусе (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Регистрацию проводит ФНС России в лице ее территориального органа (налоговой инспекции). Инспекция вносит запись о регистрации в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), после чего выдает физическому лицу (заявителю) документы, подтверждающие факт регистрации.

Чтобы пройти регистрацию, заявитель должен представить в инспекцию установленный законодательством комплект документов. При этом важно соблюсти требования, предъявляемые к составу документов, их содержанию, а также способу представления. Так, если документы подаст не уполномоченное на это лицо, инспекция откажется их принять. При направлении документов ненадлежащим способом регистрирующий орган не сможет внести запись в ЕГРИП. Наконец, в случае представления неполного комплекта документов инспекция будет вправе отказать в регистрации.

Какие документы нужно представить для регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя

Чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, в налоговую инспекцию необходимо подать следующие документы.*

1. Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р21001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7−6/25@ (далее — приказ № ММВ-7−6/25@). Порядок заполнения заявления установлен в разделе XIV Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее — Требования к оформлению документов), утвержденных приказом № ММВ-7−6/25@.

2. Документ об уплате государственной пошлины в размере 800 руб. (подп. 6 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, абз. 4 п. 53 Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации). В качестве такого документа выступает либо платежное поручение с отметкой банка о его исполнении (при уплате пошлины в безналичной форме — абз. 2 п. 3 ст. 333.18 НК РФ), либо выдаваемая банком квитанция (при оплате наличными — абз. 3 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). Платежный документ можно составить на сайте ФНС России с помощью сервиса «Уплата госпошлины» или «Заполнение платежного документа на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

3. Копия паспорта гражданина Российской Федерации — физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя.

Внимание! Если паспорт заявителя не содержит отметки об адресе места его жительства, в инспекцию необходимо представить дополнительный документ.

Совет

Если при осуществлении предпринимательской деятельности заявитель намерен применять упрощенную систему налогообложения (УСН), то вместе с документами для регистрации в качестве предпринимателя имеет смысл подать уведомление о переходе на УСН.

Обоснование

Если заявитель не представит такое уведомление до регистрации, у него будет возможность подать его в течение 30 календарных дней с момента постановки предпринимателя на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Однако удобнее и проще представить уведомление заранее. Это избавит заявителя от необходимости лишний раз обращаться в инспекцию.

Как представить документы для регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя

Чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, нужно представить комплект необходимых документов в налоговую инспекцию по месту жительства заявителя (п. 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации).

Совет

Перед тем как представить документы, имеет смысл проверить, осуществляет инспекция функции регистрирующего органа или нет. Дело в том, что в городах с численностью населения не менее 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3−09/436@).* Если в городе создан единый регистрационный центр, то другие городские инспекции, как правило, регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (единым регистрационным центром) является МИФНС России № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать документы для регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Заявитель может подать документы одним из следующих способов:

1) непосредственно в налоговую инспекцию — лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, которому понадобится приложить к документам такую доверенность либо ее копию, заверенную нотариусом;

2) в многофункциональный центр — лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, которому понадобится приложить к документам такую доверенность либо ее копию, заверенную нотариусом;

3) по почте — почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;

4) путем направления электронных документов, подписанных электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет):

Обоснование

Наиболее быстрый и надежный способ — представить документы непосредственно в инспекцию. Удобно подавать документы и через Интернет, однако для этого нужно иметь квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, выданный в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Больше всего времени уйдет на подачу документов по почте: инспекция получит их лишь через несколько дней после отправки.

Если заявитель решил представить документы лично, процесс регистрации можно упростить: сначала направить предварительную заявку через специальный сервис сайта ФНС России (электронная подпись для этого не потребуется), а уже затем лично явиться в инспекцию для завершения процедуры регистрации.

В качестве подтверждения того, что документы поданы, инспекция выдает заявителю расписку в получении документов с указанием их перечня и даты принятия.

Кроме того, на следующий день после принятия документов инспекция размещает соответствующую информацию на сайтеФНС России (абз. 4 п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации). Убедиться в том, действительно ли инспекция получила представленные документы, заявитель может с помощью сервиса «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации».

Какие документы инспекция выдает по результату регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя

В течение пяти рабочих дней с момента получения комплекта документов налоговая инспекция должна принять одно из решений (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации, п. 15, 16, 77−82 Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации):

  • зарегистрировать физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя;

  • отказать в такой регистрации.

  •  

При успешном прохождении процедуры регистрации инспекция выдает свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р61003, утвержденной приказом ФНС России от 13 ноября 2012 г. № ММВ-7−6/843@ (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 3 п. 15 Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации). С 11 марта 2014 года вместе с этим документом выписку из ЕГРИП не выдают (абз. 3 п. 4 приложения к приказу Минфина России от 26 декабря 2013 г. № 139н).

При отказе в регистрации инспекция выдает решение об отказе в государственной регистрации (п. 4 ст. 23 Закона о государственной регистрации, абз. 4 п. 15 Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации).

Как получить документы по результату регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя

В течение одного рабочего дня со дня регистрации (отказа в регистрации) лица в качестве индивидуального предпринимателя инспекция должна выдать заявителю итоговый документ (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 6 п. 16 Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации). Порядок выдачи различается в зависимости от того, каким способом заявитель представил документы для регистрации.

1. Документы поданы непосредственно в инспекцию либо направлены по почте

В этом случае заявитель получает свидетельство (иной итоговый документ) тем способом, который он указал в заявлении(п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации).

Например, если в заявлении отмечен пункт «направить по почте», инспекция не позднее одного рабочего дня с момента принятия решения о регистрации (об отказе в регистрации) должна направить документ почтовым отправлением в адрес заявителя.

Если в заявлении указано «выдать заявителю или лицу, действующему на основании доверенности», за документом нужно явиться в инспекцию. Это должен сделать сам заявитель или его представитель по нотариально удостоверенной доверенности, которому понадобится представить такую доверенность либо ее копию, заверенную нотариусом. Явиться необходимо в тот день и в то время, которые назначил сотрудник инспекции в момент принятия комплекта документов. Если о дате получения итогового документа заявителя не уведомили, за ним нужно явиться на шестой рабочий день после дня принятия комплекта документов инспекцией. Дату принятия можно посмотреть в расписке.

2. Документы поданы в многофункциональный центр

За итоговым документом заявитель (его представитель по нотариально удостоверенной доверенности) должен явиться в многофункциональный центр. Дело в том, что после принятия решения о регистрации (об отказе в регистрации) инспекция направляет итоговый документ именно в многофункциональный центр, а не непосредственно заявителю (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 88 Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации).

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.