Организация занимается розничной продажей ГСМ

245

Вопрос

Организация занимается розничной продажей ГСМ. В другом городе нам предлагают один резервуар на их азс, для реализации (исключительно по торгам, без розничной продажи) наших товаров, отпуск будет производиться на их азс, их сотрудниками. Как это организовать документально?

Ответ

С целью реализации ГСМ в другом городе, через АЗС другой организации, организация может рассмотреть вариант оформления посреднического договора. Оформить отношения с посредником можно одним из трех видов договоров: комиссия, агентирование, поручение. Первоочередная задача клиента — выбрать оптимальный вид договора.

Если этого не сделать, могут возникнуть негативные для клиента последствия. К примеру, выяснится, что ответственность перед покупателем должен нести непосредник, нарушивший свои обязательства, а сам клиент.

Существует несколько критериев, по которым выбирают вид посреднического договора:

1) у какой из сторон возникают права и обязанности по сделке с покупателем, а значит, какая из сторон имеет права и обязанности по такой сделке и несет ответственность перед покупателем за нарушение своих обязательств по ней;

2) какие действия вправе совершать посредник;

3) какую ответственность может нести посредник за ненадлежащее исполнение поручения: отвечает ли он только за нарушение своих обязательств по посредническому договору, или же еще несет и ответственность за неисполнение сделки покупателем;

4) в каких случаях посредник вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора;

5) в каких случаях можно отменить данное посреднику поручение, то есть расторгнуть договор в одностороннем порядке по инициативе клиента.

Организации, намеренной продать товар через посредника, особенно важно учесть первые два критерия. Они подробно проанализированы в настоящей рекомендации. Об остальных критериях см. отдельную рекомендацию, посвященную выбору посреднического договора независимо от содержания и характера поручения, — Какой вид договора выбрать при работе через посредника: комиссия, агентирование, поручение.

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Комиссия, агентирование, поручение: преимущества и риски разных видов договоров для посредника;

Что необходимо проверить при заключении договора с посредником;

Правовой статус сторон посреднических договоров;

Как реализовать товар через посредника: какой договор выбрать;

Какой вид договора выбрать при работе через посредника: комиссия, агентирование, поручение;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

<…>

Как реализовать товар через посредника: какой договор выбрать

«Зачастую, чтобы реализовать тот или иной товар, организации может понадобиться воспользоваться услугами посредника. Это целесообразно, например, тогда, когда организация не может найти подходящих покупателей либо не желает взаимодействовать с ними напрямую (например, из-за отсутствия времени, опыта или квалифицированных работников). В итоге организация (клиент) поручает посреднику совершить с третьими лицами (покупателями) сделки, направленные на реализацию товара.

Оформить отношения с посредником можно одним из трех видов договоров: комиссия, агентирование, поручение. Первоочередная задача клиента — выбрать оптимальный вид договора. Если этого не сделать, могут возникнуть негативные для клиента последствия. К примеру, выяснится, что ответственность перед покупателем должен нести непосредник, нарушивший свои обязательства, а сам клиент.

Существует несколько критериев, по которым выбирают вид посреднического договора:

1) у какой из сторон возникают права и обязанности по сделке с покупателем, а значит, какая из сторон имеет права и обязанности по такой сделке и несет ответственность перед покупателем за нарушение своих обязательств по ней;

2) какие действия вправе совершать посредник;

3) какую ответственность может нести посредник за ненадлежащее исполнение поручения: отвечает ли он только за нарушение своих обязательств по посредническому договору, или же еще несет и ответственность за неисполнение сделки покупателем;

4) в каких случаях посредник вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора;

5) в каких случаях можно отменить данное посреднику поручение, то есть расторгнуть договор в одностороннем порядке по инициативе клиента.

Организации, намеренной продать товар через посредника, особенно важно учесть первые два критерия. Они подробно проанализированы в настоящей рекомендации. Об остальных критериях см. отдельную рекомендацию, посвященную выбору посреднического договора независимо от содержания и характера поручения, — Какой вид договора выбрать при работе через посредника: комиссия, агентирование, поручение.

Первый критерий выбора — у кого возникают права и обязанности по сделке с покупателем

Посредник может действовать:

Практическое значение состоит в том, у кого (у посредника или у его клиента) возникают права и обязанности по сделке с покупателем и кто несет ответственность по этой сделке.

Чаще всего клиенту выгодно, когда права и обязанности по сделке с покупателем возникают у посредника. Это объясняется следующими причинами:

1. Клиент не несет ответственности перед покупателем.

Посредник (комиссионер, агент) самостоятельно действует в качестве продавца и несет перед покупателем ответственность за нарушения своих обязательств по совершенной сделке.

Таким образом, посредник, реализующий товар от своего имени, избавляет клиента от риска того, что покупатель предъявит к клиенту требование по договору купли-продажи. В итоге клиент не будет нести ответственность перед покупателем, а также тратить время и средства на разбор:

  • необоснованных претензий покупателя;

  • претензий, вызванных ошибками менеджера или юриста, отвечающего за сопровождение сделки (в связи с тем, что непосредственно с покупателем контактируют сотрудники не организации-клиента, а организации-посредника).

  •  

В то же время это не означает, что клиенту вовсе удастся избежать негативных последствий, связанных с реализацией товара. Дело в том, что посредник, действующий от своего имени и понесший ответственность перед покупателем, получит право потребовать от клиента возместить убытки, если докажет, что нарушения по сделке с покупателем возникли по вине клиента. К примеру, если клиент передал на реализацию некачественный товар (абз. 4 ст. 1000 ГК РФ, п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2004 г. № 85 «Обзор практики разрешения споров по договорукомиссии», далее — информационное письмо № 85).

Однако риск таких негативных последствий все равно меньше по сравнению с ситуацией, когда посредник действует от имени клиента. Ведь в первом случае (т. е. когда посредник действует от своего имени) у клиента будут шансы на то, чтопосредник:

  • либо не станет предъявлять требование о возмещении убытков (например, не захочет портить отношения с постоянным клиентом или тратить время на судебные разбирательства);

  • либо потребует возместить убытки, но не сможет выиграть спор в суде (например, не сумеет доказать размер убытков или причинно-следственную связь между их возникновением и нарушениями со стороны клиента).

  •  

Во втором же случае (т. е. когда посредник действует от имени клиента) клиенту понадобится самостоятельно отвечать на претензии покупателя и (или) участвовать в судебных разбирательствах. А если требования покупателя окажутся обоснованными, клиенту придется нести перед покупателем ответственность.

Пример из практики: поскольку стороной по сделке между покупателем и агентом, действующим от имени принципала, является принципал, суд взыскал убытки с принципала

131.70828 (11,17)

Комиссионер предлагает включить в договор комиссии условие о том, что ответственность по обязательствам перед покупателями несет комитент, а непосредник. Как комитент может возразить на такое предложение

2. Клиент получает плату за товар.

Собственником денежных средств, получаемых от покупателя в качестве оплаты за товар, считается клиент (п. 1 ст. 996 ГК РФ). Причем иногда клиент может рассчитывать и на дополнительную прибыль (т. е. на часть дополнительной выгоды или на всю выгоду целиком — в зависимости от порядка распределения выгоды).

Посредник же либо не имеет права претендовать на денежные средства, получаемые от покупателя, либо становится собственником только их части.

Обоснование

Денежная сумма, выплачиваемая покупателем, может включать в себя долю посредника в виде:

Кроме того, могут возникнуть ситуации, когда посредник, самостоятельно ведущий расчеты с покупателями, получит возможность удержать денежные суммы по правилам о зачете встречных требований.

3. Клиент может самостоятельно защитить свои интересы, если покупатель нарушит обязательства по сделке спосредником.

Несмотря на то что клиент напрямую не участвует в отношениях с покупателем, у него есть возможность предъявить к покупателю требования, вытекающие из договора купли-продажи. Это можно сделать, например, тогда, когда покупатель не оплатит товар. Единственное, что для этого понадобится — сначала заключить с посредником соглашение об уступке права (требования).

Обоснование

Комиссионер, узнавший о неоплате товара покупателем, должен (п. 2 ст. 993 ГК РФ):

Вместе с тем, любая сделка в интересах клиента (независимо от того, действует посредник от своего имени или нет) будет совершаться за счет клиента (п. 1 ст. 971, п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК РФ). В частности, у клиента может возникнуть обязанность возместить расходы, понесенные посредником при исполнении поручения (п. 2 ст. 975, ст. 1001 ГК РФ). К числу таких расходов могут относиться затраты посредника, связанные с приемом товара от клиента и (или) его передачей покупателю, а иногда и затраты на хранение товара.

167.1744 (11,17)

Внимание! Для оптовой торговли продовольственными товарами через торговую сеть нельзя использовать посреднические договоры по модели договора комиссии

167.1745 (11,17)

Внимание! Бывают ситуации, когда клиенту целесообразно самостоятельно выступить в роли продавца.

Второй критерий выбора — какие действия вправе совершать посредник

Для каждого из трех видов посреднических договоров закон устанавливает конкретный набор действий, которые может выполнять посредник.

Клиенту нужно проанализировать, какую именно задачу он собирается поставить посреднику:

  • совершить только сделки, направленные на реализацию товара (например, заключить с третьими лицами договорыпоставки на условиях, предусмотренных посредническим договором);

  • совершить комплекс действий, причем как юридических (включая совершение сделок с третьими лицами), так и фактических. К примеру, клиенту может понадобиться поручить посреднику провести маркетинговые исследования и прорекламировать товар (т. е. совершить так называемые фактические действия) и лишь затем заключить с подходящими покупателями договоры купли-продажи товара.

  •  

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.