Об аудиторской деятельности

55

Вопрос

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Каким образом организатор конкурса обязан обеспечить участие в нем аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства и каким документом подтверждать отнесение к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Ответ

 О том, как провести конкурс для выбора аудиторской компании, читайте в рекомендации ниже. Документом, подтверждающим статус субъекта малого и среднего предпринимательства, является реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства содержатся в соответствующих реестрах (статья 8 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Информация, содержащаяся в реестрах, является открытой для ознакомления.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как провести торги, чтобы выбрать поставщика (подрядчика) в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

«Унитарное предприятие производит закупки с использованием способов, которые определены во внутреннем документе — положении о закупке.

Общие требования к закупкам устанавливает Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках). Он также предусматривает случаи, когда его положения не применяются.

Информацию о закупках предприятие должно размещать на официальном сайте.

Внимание! Заказчику нужно учитывать, что за нарушение требований закона предусмотрена административная ответственность

В частности, Кодекс Р. Ф. об административных правонарушениях предусматривает ответственность, если заказчик:

  • осуществляет закупку в случае, если ее нужно проводить в электронной форме, в иной форме (п. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ);

  • осуществляет закупку в случае, если ее нужно проводить в рамках контрактной системы, в ином порядке (п. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ);

  • нарушает сроки размещения или не размещает информацию о закупке (п. 4, 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ);

  • не соблюдает требования к содержанию извещений или документации о закупке (п. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ);

  • предъявляет к участникам, товарам или условиям договора требования, которые не указаны в документации о закупке. А также оценивает или сопоставляет заявки по критериям, не указанным в документации (п. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ);

  • не выполняет предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (п. 7, 7.2 ст. 19.5 КоАП РФ);

  • не предоставляет, несвоевременно предоставляет информацию о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (подрядчиках, исполнителях). А также предоставляет заведомо недостоверную информацию (ст. 19.7.2−1 КоАП РФ).

  •  

Документы, необходимые для закупок

Прежде всего, нужно разместить на официальном сайте*:

Эти документы должны быть постоянно размещены на официальном сайте. При этом если предприятие вообще не проводит закупки, то плана закупок может не быть.

Чтобы непосредственно провести закупку, необходимо разместить на официальном сайте информацию о закупке*:

Положение о закупке

Основной внутренний документ, который предприятию необходимо принять, — это положение о закупке. Оно регулирует всю процедуру закупки.

Положение о закупке должно содержать*:

  • порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки);

  • условия применения процедур закупки;

  • порядок заключения и исполнения договоров;

  • положения, связанные с обеспечением закупки.

  •  

Такое правило установлено в части 2 статьи 2 Закона о закупках.

Положение о закупке и изменения, которые внесены в него (положение в новой редакции), размещают на официальном сайте в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона о закупках).

Руководитель предприятия утверждает положение приказом. В нем можно определить состав комиссии, которая будет проводить закупки.

План закупки

Заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров (работ, услуг) на срок не менее года.

Порядок составления плана регламентирует постановление Правительства Р. Ф. от 17 сентября 2012 г. № 932«Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана».

Если предприятие закупает инновационную или высокотехнологичную продукцию или лекарственные средства, то план закупки размещают на три года. С 2015 года этот срок составит пять-семь лет (ч. 2 ст. 8, ч. 9 ст. 8 Закона о закупках).

Документация о закупке

Документация о закупке должна содержать сведения, которые определены в положении о закупке. В том числе установленные предприятием требования*:

  • к качеству товара (работы, услуги);

  • к техническим характеристикам товара (работы, услуги);

  • к безопасности товара (работы, услуги);

  • к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара;

  • к размерам, упаковке, отгрузке товара;

  • к результатам работы;

  • иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям заказчика;

  • к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

  • к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

  • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

  • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

  • порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

  • порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

  • требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

  • формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

  • критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

  • порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

  •  

Предприятию необходимо иметь в виду два правила:

  • не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования, не указанные в документации о закупке, а также осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке;

  • требования, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

  •  

Такие правила установлены в части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о закупке

Извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке (ч. 8 ст. 4 Закона о закупках).

Закон о закупках устанавливает обязательные реквизиты извещения о закупке. В нем должны быть указаны следующие сведения*:

  • способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);

  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

  • предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

  • место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

  • срок, место и порядок представления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за представление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев представления документации в форме электронного документа;

  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

  •  

Если закупка проводится посредством конкурса или аукциона, то предприятие использует соответственно извещение о проведении конкурса или аукциона. Непосредственно к такому извещению закон устанавливает обязательное правило — такое извещение должно быть размещено на официальном сайте не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе (ч. 2 ст. 3 Закона о закупках).

Если предприятие использует иной способ закупки, такой документ может называться просто извещением о закупке, или, например, соответственно, «извещением о проведении запроса предложений», или «извещением о проведении конкурентных переговоров». Извещение размещается на официальном сайте в порядке, который установило для него предприятие в положении о закупке. При этом совершенно не обязательно придерживаться указанного правила о 20 днях, предприятие вправе самостоятельно определить срок его размещения.

Примеры извещений можно посмотреть на официальном сайте.

Изменения условий закупки

Если предприятие внесло изменения в*:

  • извещение о закупке;

  • документацию о закупке;

  • разъяснения положений такой документации,

  •  

то такие изменения размещаются предприятием на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

Если предприятие проводит закупку в форме торгов (т. е. конкурс либо аукцион), а изменения в извещение и документацию о закупке оно внесло позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, оно должно продлить срок подачи заявок на участие в такой закупке так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение и документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем 15 дней.

Такие правила установлены в части 11 статьи 4 Закона о закупках.

Протоколы

При проведении закупочных процедур в соответствии с Законом о закупках протоколами могут оформляться различные действия предприятия. Положением о закупке могут быть предусмотрены следующие виды протоколов*:

  • протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке;

  • протокол рассмотрения заявок на участие в закупке;

  • иные протоколы (например, о ходе проведения аукциона);

  • протокол об итогах проведенной закупки и определении победителя.

  •  

Кто может быть участником закупки

Участником закупки может быть*:

  • любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо

  • любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

  •  

Такое правило установлено в части 5 статьи 3 Закона о закупках.

Способы закупки

Конкурс. Закон о закупках, в отличие от Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), не устанавливает подробных правил проведения конкурса, предоставляя возможность предприятию самостоятельно их установить в положении о закупке.

Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке (ч. 2 ст. 3 Закона о закупках).

Аукцион. Выигравшим торги на аукционе считается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора (ч. 2 ст. 3 Закона о закупках). Как и в отношении конкурса, Закон о закупках также не устанавливает подробных правил для аукциона.

Иные способы закупки. Закон о закупках устанавливает важное для предприятия правило о свободе в выборе иных способов закупки, тем самым позволяя ему выбрать для себя наиболее оптимальный, удобный вариант. Предприятие обязано установить в положении о закупке порядок закупки такими способами (в случае если оно намеревается ими пользоваться) (ч. 3 ст. 3 Закона о закупках). К иным способам закупки относятся: запрос котировок, конкурентные переговоры, запрос предложений и закупка у единственного поставщика. Подробнее см. Как правильно провести торги в соответствии с Законом № 223-ФЗ с помощью запроса котировок или предложений, конкурентных переговоров, закупки у единственного поставщика.

Размещение на официальном сайте

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

Если доступ на сайт по техническим причинам заблокирован более чем один рабочий день, заказчик размещает информацию на своем сайте. Когда станет возможно разместить информацию на официальном сайте, в течение одного рабочего дня заказчик обязан это сделать (ч. 13 ст. 4 Закона о закупках).



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.