Претензия! нужна! Клиент хотел заселиться в гостиницу 28 апреля, позвонил в гостиницу узнать о наличии номера

249

Вопрос

Претензия! нужна! Клиент хотел заселиться в гостиницу 28 апреля, позвонил в гостиницу узнать о наличии номера! Администратор гостиницы попросил номер карточки, чтобы убедиться в платежеспособности клиента. 28 апреля клиент не приехал и не заселился в гостиницу, спустя некоторое время клиент узнает, что произошло списание средств с его счета! за услуги гостиницы, которыми он не воспользовался. так же хотелось бы составить претензию в банк!

Ответ

Для написания претензии к гостинице необходимо определить, был ли заключен договор возмездного оказания услуг между клиентом и гостиницей.

 

Согласно ст. 433 ГК РФ, 1. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

2. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Согласно п. 3 ст. 438 ГК РФ, совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Согласно ст. 779 ГК РФ, 1. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

2. Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.

В том случае, если договор можно признать заключенным, будут применяться следующие нормы: п. 2 ст. 781 ГК РФ, п. 1 ст. 782 ГК РФ.

В том же случае, если договор не был заключен, подлежат применению правила о неосновательном обогащении — гл. 60 ГК РФ.

Для написания претензии к банку, необходимо определить какие нормативные акты и условия договора, заключенного между банком и клиентом, были нарушены.

Согласно ст. 854 ГК РФ, 1. Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.

2. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Согласно ст. 847 ГК РФ, 1. Права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются клиентом путем представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и договором банковского счета.

2. Клиент может дать распоряжение банку о списании денежных средств со счета по требованию третьих лиц, в том числе связанному с исполнением клиентом своих обязательств перед этими лицами. Банк принимает эти распоряжения при условии указания в них в письменной форме необходимых данных, позволяющих при предъявлении соответствующего требования идентифицировать лицо, имеющее право на его предъявление.

3. Договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

На основании п. 2.10 «Положения об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт», утвержденного Банком России 24.12.2004 № 266-П клиенты могут осуществлять операции с использованием платежной карты посредством кодов, паролей в рамках процедур их ввода, применяемых в качестве АСП и установленных кредитными организациями в договорах с клиентами.

Пунктом 3.6 Положения об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, разъяснено, что указанные в пункте 3.3 настоящего Положения обязательные реквизиты документа по операциям с использованием платежной карты должны содержать признаки, позволяющие достоверно установить соответствие между реквизитами платежной карты и соответствующим счетом физического лица, юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также между идентификаторами организаций торговли (услуг), ПВН, банкоматов и банковскими счетами организаций торговли (услуг), счетами ПВН, банкоматов.

Для установления нарушений банка необходимо также ознакомиться с Правилами пользования банковской картой. Обычно в договоре и правилах содержится следующие условия: «...ПИН — персональный идентификационный номер, служащий для идентификации держателя карты при ее использовании в электронных устройствах. Держатель не имеет права передавать карту и ПИН в пользование кому то ни было, ни при каких условиях. Банк не несет финансовой ответственности за операции по карте, авторизованные до даты, следующей за датой получения письменного заявления держателя на блокирование карты. В случае обнаружения утраты или незаконного использования карты, а также, если держатель карты подозревает возможность возникновения подобных ситуаций, он обязан незамедлительно сообщить об этом в банк для блокирования карты по круглосуточным телефонам...»

В том, случае если клиент самостоятельно не производил платеж, а также не передавал свою карту и ПИН код иному лицу, можно предположить, что совершены преступные действия, для расследования которых необходимо обращаться в правоохранительные органы.

В материалах ЮСС «Система Юрист» имеется форма претензии, которую Вы можете адаптировать для написания претензий к гостинице и банку.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1.Форма: Требование (претензия) заказчика о возврате аванса как неосновательного обогащения

2.Определение Московского городского суда от 16.02.2011 по делу N 33-4063

«В соответствии со ст. 857 ГК РФ, банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций но счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Как следует из материалов дела, и было установлено судом, 25.10.2007 года истец обратился в ОАО «АЛЬФА-БАНК» за получением международной банковской карты. Заполнив Анкету клиента, К. просил открыть ему текущий счет, заключить с ним Договор о комплексном банковском обслуживании физических лиц в ОАО «АЛЬФА-БАНК». Тем самым истец также подтвердил намерение присоединиться к Договору о комплексном банковском обслуживании физических лиц в ОАО «АЛЬФА-БАНК», согласился с вышеуказанным договором и обязался его выполнять.

При этом, в Договоре и в Приложении к нему об использовании Карт описаны последствия использования карты третьими лицами, также Держателю карты (Истцу) разъяснен порядок обращения с Картой.

Так, в п. 2.4 Приложения № 4 к Договору указано, что использование Карты не ее Держателем не допускается. Ответственность за использование карты несет Клиент.

Пункт 8.5 приложения предусматривает, что при оплате покупок (услуг) или получении наличных денежных средств с использованием Карты необходимо с особым вниманием относиться к проводимой операции. Операцию необходимо проводить только в том случае, если Держатель Карты уверен в совершении покупки, получении услуги или получении наличных денежных средств, т.к. при проведении Авторизации в авторизационной базе Банка Платежный лимит Карты уменьшается на сумму проведенной операции (с учетом комиссии в соответствии с действующими Тарифами Банка), т.е. сумма операции с учетом соответствующей комиссии блокируется (резервируется) на Счете карты. Если Держатель Карты отказывается от покупки/услуги/получения наличных в день оплаты покупки/услуги или получения наличных, либо ТСП производит расчет с клиентом за аренду автомобиля/бронирование гостиницы и прочие операции, по которым ранее была произведена Авторизация на сумму залогового резервирования, ТСП или банк, выдающий наличные денежные средства, должны произвести отмену Авторизации с оформлением и предоставлением держателю Карты документа, подтверждающего отмену Авторизации. Иначе все последующие авторизации в ближайшие 21 день будут проводиться в рамках Платежного лимита Карты, за вычетом блокированной суммы.

Пунктом 8.6, предусмотрено, что после получения подтверждения о совершении операции с использованием Карты, Банк имеет право списать денежные средства в соответствии с условиями Договора со Счета карты, при этом, в случае если Клиент сменил Счет карты до момента получения Банком подтверждения о совершении операции, то Банк имеет право списать денежные средства либо со Счета, являющимся Счетом карты на момент получения подтверждения, либо со Счета, который был Счетом карты на момент совершения операции.

Согласно пункта 8.7, Держатель Карты при совершении платежа или получении наличных денежных средств с использованием Карты должен подписать чек или оттиск с Карты (слип), удостоверившись в соответствии суммы, проставленной на этих документах, сумме фактической оплаты или выданных наличных. Подписывать указанный чек (слип), в котором не проставлена сумма операции, не допускается. Кассиром ТСП/банка, принимающего Карту, производится проверка подписи на чеке (слипе) и на Карте В случае расхождения подписей, кассир имеет право изъять Карту без предварительного предупреждения.

Согласно пункту 8.11 Регистрация процессинговым центром соответствующей международной платежной системы операции с использованием Карты является основанием соответствующего изменения в бесспорном порядке (без дополнительных распоряжений Клиента) текущей величины Платежного лимита Карты на дату регистрации.

Пунктом п. 10.2.12 Приложения держателю Карты запрещено передавать Карту выпущенную на его имя, третьим лицам.

В соответствии с п. 10.2.8 Приложения, от Держателя Карты требуется предпринимать все возможные меры для предотвращения, утраты и незаконного использования Карты. Утрата Карты — потеря, хищение, изъятие Карты, а также получение третьим лицом в целях незаконного использования информации о номере, сроке действия и кодировке магнитной полосы Карты.

В п. 9.1 Приложения Держателю Карты предписывается незамедлительно сообщить Банку об утрате, незаконном использовании Карты, а также в случае, если Держатель Карты подозревает возможность возникновения подобных ситуаций.

В случае утраты Карты и до момента получения Банком извещения об ее утрате, ответственность за все операции с картами, совершенные третьими лицами, с ведома или без ведома держателя карт, несет держатель Карты (п. п. 9.2, 9.3 Приложения № 4 к Договору).

В соответствии с условиями договора на имя истца ответчиком был открыт банковский счет № ******, и выдана пластиковая карта № ******.

В период с 10.06.2009 по 11.06.2009 года по банковской карте «Master Card» № ****** были произведены следующие оспариваемые операции:

10.06.2009 года операция на сумму ****** рублей;

11.06.2009 года операция на сумму ****** рублей;

11.06.2009 года операция на сумму ****** рублей

11.06.2009 года операция на сумму ****** рублей;

11.06.2009 года операция на сумму ****** рублей;

11.06.2009 года операция на сумму ****** рублей;

Всего на общую сумму ****** рублей.

Указанные операции были совершены непосредственно с использованием банковской карты (полностью прочитана магнитная полоса карты) и проведением запроса авторизации, на который был получен одобрительный ответ банка-эквайера. Кроме того, транзакционный чек, предоставленный банком-эквайером, оформлен в соответствии с правилами международной платежной системы MasterCard. Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании ст. 854 ГК РФ и п. 8.11 приложения № 4 к Договору.

До 11.06.2009 года Истец не обращался в Банк с заявлением об утрате Карты, не просил приостановить по ней операции, поэтому 10 — 11.06.2009 года считывающее устройство, расположенного в г. Москве, идентифицировало Карту как действующую, т.е. по которой возможно проведение операций.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у банка имелись основания полагать, что распоряжение на снятие денежных средств дано уполномоченным лицом, установленные банковскими правилами и договором процедуры позволяли банку идентифицировать выдачу распоряжения уполномоченными лицами, при этом договором обязанность сохранять в тайне ПИН-код и номер карты, не передавать карту или ее номер третьему лицу возложена на истца.

Довод истца в части, что на ответчике лежит обязанность по возврату списанных у него неустановленными лицами денежных средств, был правильно оценен судом первой инстанции как безосновательный, так как ответственность банка за совершение третьими лицами операций с использованием пластиковой карты клиента с его Пин-кодом не предусмотрена договором, нормами действующим законодательством. Противоправные действия третьих лиц, являются основанием для гражданско-правовой ответственности по обязательствам вследствие причинения вреда либо неосновательного обогащения, но не гражданско-правовой ответственности ответчика за несоблюдение (ненадлежащее соблюдение) условий заключенного сторонами договора*.

Со стороны истца не представлено, а судом первой инстанции не добыто доказательств, подтверждающих, что снятие денежных средств произведено в результате неправомерных действий банка".



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль