Отгрузка товара в вагоны, не принадлежащие перевозчику

248

Вопрос

Чтобы было более понятно, речь пойдет о отгрузке товара в вагоны, не принадлежащие перевозчику. Отгрузка была на путях необщего пользования. В марте 2014 года между нашей компанией, перевозчиком и собственником путей не общего пользования было заключено соглашение, чтобы на вышеуказанных путях производилась загрузка в вагоны товара. Технологическое время было согласованно: 55 мин на каждый вагон. В отсутствии собственного локомотива, для маневровых работ использовался локомотив перевозчика. Отгрузка товара проводилась с середины апреля. На днях поступило на нас в арбитражный суд заявление от перевозчика, за простой вагонов. К примеру 30.04.2014 на станцию поступает три вагона, в 8:00. Нас по телефону уведомляют 10:00. Мы приносим, согласно договоренностей, уведомление, чтобы перевозчик забрал собственным локомотивом ранее поставленные под загрузку вагоны, т.к. они погружены. В 17:00 30.04.2014 года локомотив с места загрузки забрал погруженные вагоны, на место погрузки поставили другие 24 вагона. Что произошло с тремя вагонами о которых мы говорили. С момента прибытия их на станцию, перевозчик сразу же оформил акт общей формы за простой вагонов по причине загруженности фронта погрузки. Затем после замены погруженных вагонов на пустые в 17:00 они акт не закрыли, как этого требует пункт 4.2. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. Для справки, вагонов на станции для погрузки было очень много, помимо указанных трёх. В чем загвоздка, когда мы передавали уведомления на станцию о том, чтобы перевозчик забрал с места загрузки погруженные вагоны, нет отметок о получении ими данного уведомления, и когда мы подписывали с разногласиями акты общей формы, у нас нет отметки, что мы предоставили им сами разногласия. Как быть?

Ответ

Организация должна подтвердить факт превышения вместимости мест погрузки и выгрузки, и как следствие иной момент исчисления времени на погрузку вагонов, однако в отсутствии доказательств уведомления перевозчика, сделать это будет проблематично.

Согласно пункту 4.2. Приказа МПС РФ от 18.06.2003 № 26 в случаях, когда размер одновременно подаваемой партии вагонов, установленной в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или в договоре на подачу и уборку вагонов локомотивом, принадлежащим перевозчику, превышает вместимость мест погрузки и выгрузки, учет времени нахождения второй и последующих групп вагонов осуществляется с момента истечения технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов первой группы вагонов, находящихся на местах погрузки, выгрузки, и, при необходимости, времени на их перестановку.

Согласно статье 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

В соответствии с пунктом 3.2 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 № 45 акт общей формы на станциях отправления, назначения и в пути следования составляется перевозчиком в необходимом количестве экземпляров. Пунктом 3.4 указанного нормативного правового акта определено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.

Согласно пункту 3.5 Правил № 45 акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.

Таки образом, организация должна подтвердить факт превышает вместимость мест погрузки и выгрузки. При этом, суд может не принять во внимание довод о подаче вагонов сверх количества, в отсутствии актов и уведомлений перевозчика (см. Постановление 13 ААС от 06.03.2009А21−6537/2008).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

ПРИКАЗ МПС РОССИИ ОТ 18.06.2003 № 26

«IV. Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования

4.1. Время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

4.2. В случаях, когда размер одновременно подаваемой партии вагонов, установленной в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или в договоре на подачу и уборку вагонов локомотивом, принадлежащим перевозчику, превышает вместимость мест погрузки и выгрузки, учет времени нахождения второй и последующих групп вагонов осуществляется с момента истечения технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов первой группы вагонов, находящихся на местах погрузки, выгрузки, и, при необходимости, времени на их перестановку.*

4.3. Время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдаче их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

В случаях, если по прибытии составов или групп вагонов (груженых или порожних) грузоотправители, грузополучатели или обслуживающий грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования выполняют своими средствами технологические операции, которые являются обязанностью перевозчика, время на выполнение этих операций не включается в оплачиваемое время пользования вагонами. Продолжительность этих операций оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути или в договоре на подачу и уборку вагонов.

4.4. При наличии возможности у перевозчика осуществления уборки части погруженной или выгруженной одновременно поданной партии вагонов учет времени нахождения этих вагонов на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется до момента их фактической уборки на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

4.5. Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.

Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности»

11.03.2015

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.