Критерии, которым должен соответствовать учебник

168

Вопрос

Чему должен соответствовать учебник? Имеется ввиду какие требования прописать в авторском договоре? Соответствие возрасту, требованиям, раскрытие темы и т. д.

Ответ

Требования к учебнику можно взять из Порядка формирования федерального перечня учебников, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 05.09.20131047. В п. 17 Порядка указаны критерии, которым должен соответствовать учебник для прохождения научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертизы. В случае соответствия данным критериям учебник будет рекомендован к включению в федеральный перечень учебников.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Приказ Минобрнауки России от 05.09.2013 № 1047

«17. Экспертное заключение должно содержать однозначные выводы:

17.1. При научной экспертизе о том, что:

экспертируемое издание является учебником;

наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) соответствующего уровня общего образования;

в содержании учебника представлены ключевые теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний ФГОС соответствующего уровня образования, отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной организации на данном уровне образования, отсутствуют недостоверные факты;

учебник содержит сведения о передовых достижениях современной науки, техники, технологий в соответствующей предметной области и способствует формированию интереса к углубленному изучению предмета;

иллюстрационный материал учебника соответствует тексту и дополняет его;

в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки.*

17.2. При педагогической экспертизе о том, что:

экспертируемое издание является учебником;

наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области ФГОС соответствующего уровня общего образования;

учебник принадлежит к завершенной предметной линии учебников;

в содержании учебника не выявлены сведения, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству;

содержание учебника обеспечивает выполнение требований ФГОС соответствующего уровня образования по формированию личностных, предметных результатов и формирование навыков самооценки и самоанализа учащихся, способствует развитию мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, реализации системного подхода в обучении;*

содержание учебника способствует формированию патриотизма, любви и уважения к семье, Отечеству, своему народу, краю, толерантному отношению к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп, учит межнациональному и межконфессиональному диалогу;

методический аппарат учебника обеспечивает овладение приемами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему, наличие и достаточность проверки и самопроверки усвоения учебного материала; формирует навыки смыслового чтения и навыки самостоятельной учебной деятельности, умение использовать профессиональную терминологию;

развивает критическое мышление, способность аргументированно высказывать свою точку зрения; предоставляет возможность организации групповой деятельности учащихся и коммуникации между участниками образовательного процесса, применения полученных знаний в практической деятельности, индивидуализации и персонализации процесса обучения, установления межпредметных связей;

завершенная линия учебников принадлежит к системе учебников;

учебник содержит задания для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

текстовый материал соответствует нормам современного русского языка, государственных языков республик, языков народов Российской Федерации;

язык изложения понятен, соответствует возрастной группе, для которой предназначен учебник;

изложение учебного материала характеризуется структурированностью, систематичностью, последовательностью, разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов;

структура и содержание методического пособия соответствует структуре и содержанию учебника;

в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки.*

17.3. При общественной экспертизе о наличии следующих свойств:

содержание учебника носит воспитывающий характер, способствует развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;*

использование учебника в образовательном процессе (не распространяется на учебники, впервые поданные на экспертизу для включения в федеральный перечень учебников);

отсутствие заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике;

качество учебника, включая его художественное оформление, формат, цветовое решение, эстетическое восприятие, удобство и многократность использования, практичность, эстетичность и информативность обложки, качество бумаги, разнообразие и качество иллюстраций (рисунков, фотографий, чертежей, схем), их соответствие содержанию учебника, информационных положений и других элементов, стимулирующих чтение, объем материала, наличие материала или указаний в учебнике, помогающих работать с книгой.

17.4. При этнокультурной и региональной экспертизе о том, что:

отражение в учебнике базовых национальных российских ценностей, региональных и этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации и многообразия, единства национальных культур и народов России, поликультурного характера российского общества;

наличие в учебнике материала из истории и культурного наследия субъекта Российской Федерации;

обеспечение прав на обучение на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, соответствие языковой составляющей учебника современному литературному языку народов Российской Федерации.

18. Экспертное заключение по результатам экспертизы должно содержать один из следующих выводов:

учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников (положительное экспертное заключение);

учебник не рекомендован к включению в федеральный перечень учебников.»

10.03.2015

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.