Допуск СРО для бюджетных организаций

470

Вопрос

Наша организация будет заниматься устройством автомобильных дорог и аэродромов (п. 25 Приказа Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 года №  624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»). В соответствии с ч.2 ст. 52 Градостроительного кодекса для допуска к таким видам работ необходимы выданные свидетельства саморегулируемой организацией(СРО). В соответствии со ст. 2 ФЗ «О саморегулируемых организациях»: «Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности.» Мы являемся бюджетным учреждением, то есть некоммерческой организацией и не являемся субъектами предпринимательской деятельности. То что мы можем стать членами СРО — это понятно, но обязаны ли мы, занимаясь данными видами работ, быть членами СРО и в случае не вступления в СРО понесем ли ответственность?

Ответ

Ряд судебной практики приходит к выводу, что бюджетное учреждение может не получать допуски СРО, поскольку деятельность учреждения не направлена на систематическое получение прибыли. Между тем, возможность привлечения к административной ответственности все же не исключается.

Следует учитывать, что бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (ст. 9.2 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Статья 9.5.1 КОАП РФ предусматривает административную ответственность за выполнение работ по строительству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к указанным видам работ, если такое свидетельство является обязательным.

Тем не менее, в ряде судебной практики встречается позиция, что деятельность учреждения не направлена на систематическое получение прибыли, ее вступление в саморегулируемую организацию и получение свидетельства в данном случае не требуется (см. Постановление ФАС ПО от 13.01.2011А65−15101/2010, Постановление 15 ААС от 23.12.2014А32−25530/2014).

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Строительная компания не имеет допуска к работам. Договор подряда может обернуться убытками для нее и заказчика;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Постановление ФАС ПО от 13.01.2011А65−15101/2010

«Проверкой установлено, что у ГУ «Главтатдортранс» отсутствует свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля на вышеуказанном объекте, что является нарушением требований частей 1, 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.На основании выявленных нарушений Ростехнадзор составил протокол об административном правонарушении от 12.05.2010 № 43−09−01−55 и вынес постановление от 24.06.2010 № 43−09−01−55 о привлечении ГУ «Главтатдортранс» к административной ответственности по части 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ГУ «Главтатдортранс» обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.

Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, указав, что в действиях ГУ «Главтатдортранс» отсутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренные частью 1статьи 9.5.1 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ за выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее в настоящей статье — работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства), без свидетельства о допуске к указанным видам работ, если такое свидетельство является обязательным, предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.

В силу части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

В части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, который устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.

С 01.07.2010 перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, определен приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624.В частях 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее —Федеральный закон № 315-ФЗ) указано, что под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности на условиях их объединения в саморегулируемые организации.

В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона № 315-ФЗ под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность, определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), а под субъектами профессиональной деятельности — физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

Часть 1 статьи 3 Федерального закона № 315-ФЗ признает саморегулируемыми организациями некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

В силу пункта 1 статьи 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В пункте 2 указанной статьи предусмотрено создание учреждения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение), государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением, бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества.

В рассматриваемом случае согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.09.2001 № 628, ГУ «Главтатдортранс» образовано в форме государственного учреждения в целях реализации единой государственной политики в области проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог и сооружений на них.

Согласно пункту 1.1. части 1, пункту 3.1. части 3 Устава Г. У. «Главтатдортранс» является некоммерческой организацией в форме государственного учреждения, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели, находится в ведомственном подчинении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, осуществляет выполнение функции государственного заказчика по работам на проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений.

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком, которые должны производить контроль за выполнением работ, оказывающих влияние на безопасность объекта капитального строительства.

На основании данной нормы в пункте 3.2 части 3 Устава установлено, что ГУ «Главтатдортранс» выдает предписания об устранении нарушений законодательства, регулирующие вопросы проектирования, строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог, осуществляет контроль за соблюдением дорожного законодательства.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.09.2001 ГУ «Главтатдортранс» осуществляет профессиональную деятельности в области строительства, однако из смысла пункта 3 статьи 2 Федерального закона № 315-ФЗ следует, что под субъектами профессиональной деятельности понимаются физические лица. ГУ «Главтатдортранс» не является ни физическим, ни юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, так как его деятельность не направлена на систематическое получение прибыли.

Исходя из этого вступление некоммерческой организации в виде учреждения в саморегулируемую организацию и получение свидетельства о допуске при осуществлении строительного контроля в качестве заказчика в данном случае не требуется*".

06.03.2015

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.