Посредничество при оплате ЖКУ

319

Вопрос

Управляющая компания (УК) — ООО применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. В квитанциях на оплату ЖКУ собственники жилых и нежилых помещений оплачивают коммунальные услуги, после чего УК перечисляет на спец. счет, откуда денежные средства расщепляясь перечисляются ресурсоснабжающим организациям. Дохода в чистом виде у УК нет, т. е., если стоимость, допустим, горячей воды составляет 100 руб, эту же сумму и перечисляют ресурсникам. Агентского договора между УК и ресурскниками о комиссиях за собранные и отправленные денежные средства нет. Налоговая считает, что УК не осуществляет посредническую деятельность, правовое положение УК, по их мнению, в части предоставления коммунальных услуг собственникам помещений соответствует правовому положению исполнителя коммунальных услуг, в связи с чем денежные средства, поступающие в оплату коммунальных услуг, подлежат включению в состав доходов в соответствии со ст.ст.346.15 и 249 НК. Если так сделать, то сумма якобы доходов УК, перейдет за допустимую для УСН и организация перейдет на общую системы обложения с доначислением налогов за последние 3 года, что автоматически приведет к банкротству организации, т.к. домов в обслуживании УК много и перечислений ресурсникам соответственно тоже. Материалы судебной арбитражной практики, в принципе, подтверждают доводы налоговой. Тем не менее, хотелось бы, от специалистов системы Юрист услышать развернутый ответ на данную спорную ситуацию с возможно положительными для УК судебными решениями.

Ответ

Требования налогового органа правомерны.

Законодательство не запрещает исполнять обязанности по предоставлению коммунальных услуг другими способами, в том числе и с использованием посреднических договоров. Дело в том, что договор управления многоквартирным домом заключается на условиях, указанных в решении общего собрания собственников (п. 1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ). При этом в Жилищном кодексе РФ нет требований о том, чтобы все услуги и работы по договору управляющая компания выполняла самостоятельно. Способы реализации функций управления многоквартирным домом в законодательстве тоже не прописаны. А значит, стороны вправе определить их непосредственно в договоре (ст. 421 ГК РФ). Одним из вариантов исполнения обязанностей по предоставлению коммунальных услуг является заключение посреднического договора. При таком подходе управляющая организация берет на себя обязательства обеспечить жильцов коммунальными услугами и становится посредником между ними и ресурсоснабжающими организациями. Такие отношения регулируются положениями глав 49, 51 и 52 Гражданского кодекса (поручение, комиссия, агентирование).

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. Об этом сказано в статье 1005 ГК РФ.

Таким образом, факт заключения посреднического договора должен быть подтвержден с установлением вознаграждения. Этого требуют нормы Гражданского кодекса Р. Ф. Более того, посреднический договор в обязательном порядке должен быть заключен раньше с собственниками МКД, чем договор между РСО и УК (письмо Минфина России от 14 апреля 2011 г. № 03−11−06/2/55, пункт 6 информационного письма от 17 ноября 2004 г. № 85 Президиума ВАС РФ).

Налоговую базу по единому налогу не увеличивают доходы, перечисленные в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). К ним, в частности, относятся доходы в виде имущества (в т. ч. денежные средства), которые поступают посредникам (комиссионерам, агентам, поверенным) от заказчиков (комитентов, принципалов, доверителей) для исполнения обязательств по посредническим договорам (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). Таким образом, если управляющая организация предоставляет жильцам коммунальные услуги по посредническому договору, то в расчет налоговой базы нужно включить только посредническое вознаграждение (п. 1, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 10 февраля 2014 г. № 03−11−06/2/5152,от 26 июня 2013 г. № 03−11−06/2/24269 и ФНС России от 13 июля 2010 г. № ШС-37−3/6577.

Однако, если факт заключения посреднического договора не установлен, то к отношениям применяются правила договора купли-продажи. В этом случае в расчет налоговой базы нужно включать весь объем выручки от реализации коммунальных услуг даже если они проданы жильцам без наценки (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 26 июня 2013 г. № 03−11−06/2/24269 и от 7 мая 2009 г. № 03−11−06/2/82.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Ситуация: Нужно ли включить в доходы управляющей компании на упрощенке коммунальные платежи собственников жилья. Компания перечисляет ресурсоснабжающим организациям плату по установленным ими тарифам

Да, нужно, если управляющая компания предоставляет жильцам коммунальные услуги по договору купли-продажи.

Порядок использования той или иной формы договора при оказании коммунальных услуг законодательно не урегулирован.

В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору с собственниками жилья в течение согласованного срока управляющая организация обязуется за плату:

  • выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

  • предоставлять коммунальные услуги;

  • вести другую деятельность, связанную с управлением многоквартирным домом.

То, что обязанность по предоставлению коммунальных услуг возлагается на исполнителей, к которым, в частности, относятся и управляющие организации, подтверждают и положения абзаца 7 пункта 2, пунктов 8 и 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Р. Ф. от 6 мая 2011 г. № 354. При этом исполнители должны заключать договоры на приобретение коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями (подп. «б» п. 31 Правил, утвержденных постановлением Правительства Р. Ф. от 6 мая 2011 г. № 354).

Приведенные нормы жилищного законодательства можно толковать двояко.

Можно предположить, что исполнитель обязан самостоятельно предоставлять жильцам коммунальные услуги, а не обеспечивать их предоставление с помощью посреднических договоров. При таком подходе управляющая организация должна от своего имени перепродавать потребителям коммунальные ресурсы, приобретенные у ресурсоснабжающих организаций. Такие отношения регулируются положениями главы 30 Гражданского кодекса РФ (купля-продажа).

В то же время законодательство не запрещает исполнять обязанности по предоставлению коммунальных услуг другими способами, в том числе и с использованием посреднических договоров. Дело в том, что договор управления многоквартирным домом заключается на условиях, указанных в решении общего собрания собственников (п. 1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ). При этом в Жилищном кодексе РФ нет требований о том, чтобы все услуги и работы по договору управляющая компания выполняла самостоятельно. Способы реализации функций управления многоквартирным домом в законодательстве тоже не прописаны. А значит, стороны вправе определить их непосредственно в договоре (ст. 421 ГК РФ). Одним из вариантов исполнения обязанностей по предоставлению коммунальных услуг является заключение посреднического договора. При таком подходе управляющая организация берет на себя обязательства обеспечить жильцов коммунальными услугами и становится посредником между ними и ресурсоснабжающими организациями. Такие отношения регулируются положениями глав 49, 51 и 52 Гражданского кодекса (поручение, комиссия, агентирование).

При расчете единого налога организации на упрощенке включают в состав доходов:

  • доходы от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) и передачи имущественных прав, определяемые по статье 249 Налогового кодекса РФ;

  • внереализационные доходы, определяемые по статье 250 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок предусмотрен статьей 346.15 Налогового кодекса РФ.

Налоговую базу по единому налогу не увеличивают доходы, перечисленные в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). К ним, в частности, относятся доходы в виде имущества (в т. ч. денежные средства), которые поступают посредникам (комиссионерам, агентам, поверенным) от заказчиков (комитентов, принципалов, доверителей) для исполнения обязательств по посредническим договорам (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). Таким образом, если управляющая организация предоставляет жильцам коммунальные услуги по посредническому договору, то в расчет налоговой базы нужно включить только посредническое вознаграждение (п. 1, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 10 февраля 2014 г. № 03−11−06/2/5152,от 26 июня 2013 г. № 03−11−06/2/24269 и ФНС России от 13 июля 2010 г. № ШС-37−3/6577.

Если управляющая организация предоставляет жильцам коммунальные услуги по договору купли-продажи, то в расчет налоговой базы нужно включать весь объем выручки от реализации коммунальных услуг (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 26 июня 2013 г. № 03−11−06/2/24269 и от 7 мая 2009 г. № 03−11−06/2/82.

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

05.03.2015

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.