Односторонний отказ заказчика от исполнения договора перевозки

218

Вопрос

Между организациями в 2012 г. был заключен договор морской перевозки груза. Договор по настоящее время не исполнялся и расторгнут не был. В 2013 г. Перевозчик обратился в третейский суд (Морская арбитражная комиссия в г. Москве — МАК) с требованием о взыскании с Заказчика первого платежа по договору. МАК удовлетворил требование Перевозчика. В настоящий момент решение МАК Заказчиком исполнено, оплачен первый платеж. Договор по-прежнему не может быть исполнен в связи с отсутствием предмета перевозки. Заказчик не имеет возможности предоставить судно под погрузку. Имеется необходимость расторгнуть договор. Причиной расторжения будет являться отказ Заказчика от исполнения договора. Могут ли быть применены последствия отказа от исполнения договора, предусмотренные ст. 155 КТМ РФ (взыскание с Заказчика ½ фрахта, полного фрахта, других сумм), если судно вообще не передавалось Перевозчику?

Ответ

Если судно под погрузку фактически не передавалось перевозчику или между сторонами был заключен долгосрочный договор об организации морских перевозок грузов, то односторонний отказ заказчика от исполнения договора не влечет за собой ответственность, определенную ст.155 КТМ РФ.

Из правового смысла вышеназванных норм права следует, что отправитель может отказаться от исполнения договора перевозки груза следующим образом: до начала погрузки; во время погрузки, в течение которой перевозчик держит судно под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей; после окончания сталийного времени; после выхода судна в рейс. При этом одним из условий ответственности является предоставление судна перевозчику, при несоблюдении которого в применении мер ответственности, предусмотренной ст.155 КТМ РФ может быть отказано Постановление 14 ААС от 07.07.2011А05−14564/2010.

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Когда отправитель или фрахтователь может отказаться от исполнения договора морской перевозки груза;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

<…>

Кодекс торгового мореплавания РФ

<…>

«Статья 155. Отказ отправителя или фрахтователя от исполнения договора морской перевозки груза1

1. При предоставлении всего судна для перевозки груза* отправитель или фрахтователь вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки груза при условии уплаты:

1) одной второй полного фрахта, при наличии простоя платы за простой, произведенных перевозчиком за счет груза и не включенных в сумму фрахта расходов, если отказ отправителя или фрахтователя наступил до истечения сталийного или контрсталийного времени, установленного для погрузки груза, либо до выхода судна в рейс, в зависимости от того, какой из указанных моментов наступил раньше;1

2) полного фрахта, других сумм, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, если отказ отправителя или фрахтователя наступил после одного из моментов, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и договор морской перевозки груза заключен на один рейс;1

3) полного фрахта за первый рейс, других сумм, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и одной второй фрахта за остальные рейсы, если отказ отправителя или фрахтователя наступил после одного из моментов, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и договор морской перевозки груза заключен на несколько рейсов.1При отказе отправителя или фрахтователя от исполнения договора морской перевозки груза до выхода судна в рейс перевозчик обязан выдать отправителю или фрахтователю груз, если даже выгрузка груза может задержать судно более установленного срока.

При отказе отправителя или фрахтователя от исполнения договора морской перевозки груза во время рейса отправитель или фрахтователь вправе требовать выдачи груза только в том порту, в который судно должно зайти в соответствии с договором морской перевозки груза или зашло в силу необходимости.1

2. В случае, если для перевозки груза предоставлено не все судно*, отправитель или фрахтователь может отказаться от исполнения договора морской перевозки груза при условии уплаты полного фрахта, при наличии простоя платы за простой, возмещения расходов, произведенных перевозчиком за счет груза и не включенных в сумму фрахта. Перевозчик обязан по требованию отправителя или фрахтователя выдать груз до его доставки в порт назначения только в случае, если этим не будет причинен ущерб перевозчику и другому отправителю или фрахтователю».

02.03.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль