Последствия предоставления поддельной банковской гарантии при заключении договора

357

Вопрос

В дополнение к вопросу: контракт был расторгнут решением арбитражного суда ввиду того, что подрядчик, при заключении контракта, предоставил поддельную банковскую гарантию. Заказчик, выяснив данный факт, предложил подрядчику предоставить нормальное обеспечение согласно условиям конкурсной документации и контракта, но тот не представил. Согласно п. 3 ст. 453 ГК РФ, если договор был расторгнут в судебном порядке, то обязательства прекращаются с момента вступления в законную силу решения суда. Т. е. по смыслу ст. 453 ГК РФ следует, что заказчик может принимать работы у подрядчика. Кроме того, заказчик не мог заявить в суд о принятии обеспечительных мер, т. к. не мог оставить автозимник без проведения работ, это очень важно для республики. Если не было бы открыто движение по автозимнику, то отсутствовало бы сообщение между населенными пунктами, люди, рискуя жизнью, ездили бы по льду, кроме того, заказчик не имел права проводить новые торги, т. к. фактически судебное решение еще не вступило в силу. И вы, получается, советуете вообще не оплачивать пока выполненные подрядчиком работы? Это же приведет его в суд. Потому как без изменения календарного графика заказчик не сможет ему оплатить работы, т. к. через казначейство это не пройдет, лимиты финансирования выделяются на текущий год, а сумма на которую подрядчик не выполнил работы в декабре 2014 года, возвращена в федеральный бюджет.

Ответ

На довод: «Заказчик, выяснив данный факт, предложил подрядчику предоставить нормальное обеспечение согласно условиям конкурсной документации и контракта, но тот не представил.» А ничего, что для предоставления документов подрядчиком был установлен срок и мы возвращаемся к тому, что ни дай Бог, чтобы кто-нибудь из других участников или ФАС или тот, кто выделял Вам финансирование узнали о том, что подрядчику было разрешено предоставлять что-либо ПОСЛЕ того, как подрядчик выиграл конкурс и выяснилось такое достаточно криминальное обстоятельство. Вы же понимаете что такое подделка документов? Это состав преступления, а Вы сознательно допускаете это и пытаетесь «обелить» действия подрядчика любым способом для того, чтобы получить финансирование по контракту для этого подрядчика… Мы понимаем социальную значимость контракта, но в любом случае это риск заказчика, как минимум он соучастник.

На довод: «Т. е. по смыслу ст. 453 ГК РФ следует, что заказчик может принимать работы у подрядчика.». Если заказчик примет работу, он должен будет ее оплатить, ЕСЛИ она выполнена надлежащим образом. Если возражений относительно оплаты у Заказчика нет — пожалуйста, принимайте.

На довод: «Кроме того, заказчик не мог заявить в суд о принятии обеспечительных мер, т. к. не мог оставить автозимник без проведения работ, это очень важно для республики, если не было бы открыто движение по автозимнику, то отсутствовало бы сообщение между населенными пунктами, люди, рискуя жизнью, ездили бы по льду, кроме того, заказчик не имел права проводить новые торги, т. к. фактически суд. решение еще не вступило в силу. И вы получается советуете вообще не оплачивать пока выполненные подрядчиком работы?» Смотрите цитату из прошлого ответа: «Ваше дело не простое» Такие дела не решаются дистанционно по ГЛ, они решаются путем глубокого анализа материалов дела и обстоятельств дела и вычитывается КАЖДОЕ слово в документах, которые фигурируют в деле. Мы не знаем Вашего дела и априори его знать не можем. Мы можем предоставить общие рекомендации, а не правовую позицию в исковое заявление или в отзыв по конкретному делу, в котором не все чисто, да еще для возможно будущей апелляции на решение, текст которого мы не знаем.

В первоначальном вопросе Вы хотели ответ: «может ли повлиять?». Мы отвечаем: «МОЖЕТ», вплоть до пересмотра по вновь открывшимся или новым, не говоря уже об апелляции или кассации. То, что Вы рискуете, заключая доп. соглашение за пределами срока проведения конкурса, изменяя СУЩЕСТВЕННОЕ условие договора, на основании которого подрядчик выиграл конкурс — однозначно. НО, мы не знаем ни решения по делу, ни материалов дела, ни обстоятельств дела. А также возможна административная ответственность. Возможно, В Вашем регионе так принято, Вы являетесь «своим» заказчиком, который заключил контракт со «своим» подрядчиком" и, тогда никто Вас трогать не станет, но нам это не известно.

В данном вопросе выясняется новое обстоятельство, предмет подряда — социально значимый объект для республики и непроведение работ, пусть даже со срывом срока повлекло бы большие убытки и неблагоприятные последствия. Хорошо. Проведение нового конкурса при первом обнаружении срыва сроков с меньшими сроками, возможно было бы провести? Что в конкурсной документации? ЕСЛИ уж мы говорим о чистоте вопроса. Или возможно, Вашим контрактом предусмотрена неустойка за срыв срока, тогда речь идет о возможном зачете, как вариант.

ЕСЛИ бы это были просто обычные гражданско-правовые отношения, заключайте дополнительных сколько угодно, но у Вас бюджет и регулируются Ваши отношения по большей части Федеральным законом № 44 — ФЗ и БК РФ. ЧТО прописано в Вашей конкурсной документации. ЕСЛИ иные подрядчики были Ваши и участвовали для вида, что является совершенно обычной практикой и по сути тот, кто выиграл конкурс, должен был его выиграть, тогда и имеет смысл рискнуть, никто жаловаться не станет и привлекать не будет, а если нет.

Смысл предыдущего вопроса: Вы расторгли договор, пусть решение еще не вступило, но оно уже принято, а теперь Вы хотите заключить доп. к расторгнутому договору. Вероятно, в решении стоит даже дата, с которой расторгнуть договор так было бы правильно, мы не знаем как у Вас. Ваши конклюдентные действия налицо. Для чего Вы расторгали договор, если Вы все равно собираетесь его оплачивать и изменяете график работ (не берем в учет, что это бюджет).

Следующее: Вы собираетесь заключить доп. к расторгнутому договору, сумма оплаты по которому уже возвращена в федеральный бюджет. КАК Вы ее будете возвращать из федерального бюджета? По доп. соглашению, соглашаясь с нарушением подрядчиком графика и неся все риски срыва сроков сдачи работ, как заказчик перед государством?

Следующее: кем Вы являетесь, в случае, если бы подрядчик просуживал оплату (опять же какое основание иска он будет указывать и за какой период, т.к. договор у Вас расторгнут, а для того, чтобы понять устоит ли Ваше решение надо знать Ваше решение (тогда нужен номер дела, как минимум, чтобы хоты бы как-то понять логику Ваших действий). Вы сами платите по решениям судов или за Вас платит казначейство. Если за Вас платит кто-то, КАК Вы хотите реализовать идею заключения доп. соглашения к расторгнутому контракту, срок выполнения по которому был четко прописан в конкурсной документации и под который выделялось финансирование из бюджета. Одно дело — решение суда, а другое дело — доп. к расторгнутому контракту (пока не ясно на каком основании и чем обусловлено расторжение, если Вы все равно хотите платить) со срывами срока строительства.

Согласно ст. 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается. Срок — существенное условие договора подряда.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 Закона № 44-ФЗ и ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Поскольку ст. 34 не содержит исключений, связанных со сроками, обратимся к положениям ст. 95. В ней предусмотрен только один случай, когда существенные условия контракта при его исполнении могут быть изменены по соглашению сторон, имеющий отношении к сроку действия контракта. Это изменение существенных условий контракта в части срока выполнения работ, которое допускается исключительно по соглашению сторон в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе сроков исполнения контракта (подп. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Причем возможность изменения условий контракта должна быть предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — контрактом.

ЕСЛИ Вы «подгоните» под п 6 ст. 161 БК РФ — попытайтесь — это к вопросу вообще о возможности такого допа в принципе. А для отмены решения — надо однозначно знать текст решения.

Согласно ст. 95 Закона № 44-ФЗ

1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Р. Ф., и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Р. Ф.;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта РФ на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Р. Ф., и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Р. Ф., и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина РФ, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

1.1. В 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Р. Ф. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.

2. В установленных п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Р. Ф..

3. В установленных п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.

4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.

5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

6. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

7. При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 8 ст. 5 Закона № 44-ФЗ.

11. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

12. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

13. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

15. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

16. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом № 44-ФЗ порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

17. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ.

18. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с ч. 17 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

20.02.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.