Правовая оценка незапланированной проверки со стороны прокуратуры

113

Вопрос

Необходима правовая оценка действий прокуратуры. Ситуация в следующем: В связи с проведением проверки исполнения законодательства по соблюдению Стандартов раскрытия информации, на основании ст.ст. 6, 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» в адрес управляющей организации с требованием предоставить документацию по организации работы по раскрытию информации обратились сотрудники прокуратуры. После получения запрошенной документации и проверки специализированного сайта было установлено, что информация раскрыта не в полном объеме. Был составлен протокол по ч.1 ст. 7.23.1 КоАП РФ на руководителя организации. При этом в адрес прокуратуры жалоб о нарушении действующего законодательства, в т. ч. о нарушении стандарта раскрытия информации не поступало, в планах проверок указанная проверка не запланирована. Вопрос: Могут ли сотрудники прокуратуры осуществлять проверку юридического лица при описанных обстоятельствах? Насколько оправданы ссылки к закону о защите прав юридического лиц в отношении надзорного органа? Существует ли судебная практика по оспариванию состава ст. 7.23.1 КоАП РФ?

Ответ

 1.Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (ч.2 ст.21 Закона о прокуратуре). Согласно Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 проверки исполнения законов должны проводиться на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т. п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий. В качестве повода для прокурорских проверок прокуроры рассматривают материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

Таким образом, проведение прокуратурой соответствующей проверки должно быть основано на материалах, содержащих данные о нарушении закона. В случае проведения проверки без соответствующих оснований (поводов), ее результаты могут быть признаны незаконными.

2. Положения Закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (пп.3 п. 3 ст.1 Закона № 294-ФЗ).

3.Примеры судебных актов представлены в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Федеральный закон от 17.01.19922202−1 «О прокуратуре Российской Федерации»

«Статья 21. Предмет надзора

2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.*"

2.Федеральный закон от 26.12.2008294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

«Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

3. Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:

3) при осуществлении прокурорского надзора* (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;"

3.Постановление 13 ААС от 17.12.2013А56−30757/2013

«Согласно пункту 2 (абзац 2) указанной статьи проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Проверки исполнения законов могут проводиться на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т. п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь — для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.

Указанное согласуется с положениями Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют данные, послужившие прокурору основанием для проведения проверки деятельности заявителя.

Таким образом, суд первой инстанции пришел обоснованному выводу об отсутствии в действиях заявителя вменяемых ему в вину составов административных правонарушений, признал незаконными и отменил оспариваемые заявителем постановления.»

4.Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»

«6. Проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т. п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь — для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.

В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.*

При рассмотрении сигналов о правонарушениях в сферах, на которые распространяется действие законодательства о банковской, налоговой и иной тайне, руководствоваться порядком, установленным для таких случаев законом.»

5.Постановление 7 ААС от 25.08.2014А27−2605/2014

6.Постановление ФАС УО от 21.02.2014А60−24384/2013

7.Постановление 11 ААС от 07.10.2013А55−12111/2013

8.Определение ВАС РФ от 12.09.2013А60−49336/2012

9.Определение ВАС РФ от 28.11.2012А40−41390/12−121−391

10.Постановление ФАС ВВО от 28.05.2013А82−10894/2012

11.Постановление ФАС ВВО от 28.05.2013А82−12016/2012

12.Постановление А. С. ЗСО от 20.01.2015А27−2605/2014

18.02.2015

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.