Отказ от оплаты товара ненадлежащего качества

228

Вопрос

1. Оплата по договору Покупателем полностью не произведена. Товар в условных единицах. Срок оплаты прошел. Может покупатель отказать Поставщику в оплате некачественного товара? 2. При демонтажах и разборах завод изготовитель (поставщик) не присутствовал. Документальное подтверждения его вызова есть только в виде эл. письма и то на один случай. Может ли Покупатель ссылаться на существенный недостаток оборудования в этом случае? 3. Претензии Покупателю были выставленны по ст. 15 ГК РФ, т. е. как убытки. Подтверждение заводского брака Актами ПДК (без придставителя завода) может являться доказательством вины для возмещения убытков впорядке регресса?

Ответ

Покупатель, на основании пункта 2 статьи 520 ГК РФ вправе отказаться от оплаты товаров ненадлежащего качества.

Факт отсутствия изготовителя и поставщика при разборе и демонтаже товара не является безусловным основанием, для лишения возможности покупателя ссылаться на существенный недостаток товара. Однако в данном случае, изготовитель и продавец могут ссылаться как на нарушение покупателем порядка приема товара, так и на отсутствие доказательств, что выявленные недостатки являются существенными.

Нарушение может выражаться в отсутствии незамедлительного уведомления поставщика о ненадлежащем качестве полученного товара (см., например, определение ВАС РФ от 5 марта 2010 г. № ВАС-2322/10). При этом следует учитывать, что срок для уведомления поставщика об обнаружении недостатков товара. Если иное не установлено законом, иными правовыми, договором или обычаями, покупатель обязан уведомить поставщика обо всех выявленных недостатках и несоответствиях незамедлительно (в минимальный срок) в письменной форме (п. 1 ст. 483 и абз. 2 п. 2 ст. 513 ГК РФ). Если покупатель этого не сделает, то поставщик вправе ему отказать в удовлетворении требований, связанных с ненадлежащим качеством товара.

Акты ПДК, составленные без представителя завода, как доказательство для возмещения убытков в порядке регресса будут оцениваться судом по общим правилам доказывания, на основании внутреннего убеждения суда, в соответствии с принципами относимости и допустимости, в связи с чем, невозможно однозначно определить, будут ли данные акты приняты судом в качестве допустимых доказательств (см. Каким требованиям должны соответствовать доказательства, чтобы арбитражный суд их принял).

Между тем, если акты составлены в отсутствие заинтересованного лица, суд может не принять данное доказательство в качестве надлежащего (см., например, постановление ФАС ПО от 20 января 2010 г. № А55−5822/2009, определение ВАС РФ от 23 марта 2011 г. № ВАС-2781/11).

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Как предъявить претензии поставщику в связи с получением некачественного товара;

Какие требования можно предъявить поставщику при получении товара ненадлежащего качества;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

<…>

Как возразить на претензии покупателя о недостатках переданного товара

<…>

«Как бы поставщик ни заботился о качестве поставляемых товаров, избежать претензий покупателей удается не всегда. Однако не стоит торопиться удовлетворять заявленные требования, особенно когда имеются основания для возражений. Ведь на практике встречаются ситуации, когда претензии вообще никакого основания под собой не имеют и никаких недостатков у товара нет.

Как доказать отсутствие недостатков

Ситуация, когда претензии покупателя не имеют под собой оснований, в первую очередь может быть связана с неверными представлениями покупателя о требованиях к качеству ожидаемого товара. В частности, когда покупатель ссылается на несоответствие товара требованиям, которые не были обязательны для сторон договора.

Пример из практики: суд взыскал с покупателя задолженность по договору и отклонил его доводы о недостатках товара, так как соответствие товара ГОСТ и СТП сторонами не предусматривалось и покупатель не доказал надлежащее хранение товара

Даже если требования к качеству установлены сторонами, то покупатель должен будет представить доказательства, что товар действительно им не соответствует (ст. 65 АПК РФ). Часто встречаются ситуации, когда покупатель представляет в обоснование своей позиции «сомнительные» документы:

166.1452 (11,17)

Совет

Если покупатель докажет, что товар имеет недостатки, поставщику нужно проверить, имеет ли покупатель право предъявлять ему свои требования. Действующее законодательство лишает покупателя такого права, если:

Как доказать, что поставщик не несет ответственности за недостатки товара

Поставщик будет отвечать за недостатки товара, только если покупатель докажет, что недостатки товара возникли:

  • до его передачи покупателю;
  • либо по причинам, возникшим до этого.

То есть бремя доказывания времени и причин возникновения недостатков опять же лежит на покупателе. Это правило установлено пунктом 1 статьи 476 Гражданского кодекса Р. Ф. При этом поставщику нужно приложить максимум усилий, чтобы опровергнуть представленные покупателем доказательства. В частности, можно прибегнуть к помощи судебной экспертизы.

Сложнее ситуация обстоит, если поставщик предоставил на товар гарантию качества. В таком случае он сам будет обязан доказывать, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю по причине:

С учетом сложившейся практики можно дополнить указанный список еще одним пунктом: поставщик освобождается от ответственности, если докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю «по причине случайного повреждения товара». Это связано с тем, что риск случайной гибели или случайного повреждения товара по общему правилу переходит на покупателя с момента, когда поставщик передаст ему товар (п. 1 ст. 459 ГК РФ). См., например, постановление ФАС Уральского округа от 23 августа 2010 г. № Ф09−6577/10-С3 по делу № А60−52658/2009-С7.

В то же время суд освобождает поставщиков от необходимости доказывать причины и время возникновения недостатков, если:

Какими процедурными нарушениями нужно воспользоваться

В первую очередь нужно проверить, не нарушил ли покупатель порядок приема товара, если такой установлен. Нарушение может выражаться:

Если нарушение имело место, то суд может не принять в качестве доказательств поставки некачественного товара документы, составленные при такой приемке, и признает факт поставки некачественного товара недоказанным.

Также нужно проверить, не нарушил ли покупатель следующие сроки.

1. Срок обнаружения недостатков переданного товара. Если иное не установлено законом или договором, по истечении указанных сроков покупатель будет не вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара (п. 1 ст. 477 ГК РФ). См., например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2010 г. № 17АП-12755/2010-АК по делу № А60−28681/2010.

2. Срок для уведомления поставщика об обнаружении недостатков товара. Если иное не установлено законом, иными правовыми, договором или обычаями, покупатель обязан уведомить поставщика обо всех выявленных недостатках и несоответствиях незамедлительно (в минимальный срок) в письменной форме (п. 1 ст. 483 и абз. 2 п. 2 ст. 513 ГК РФ). Если покупатель этого не сделает, то поставщик вправе ему отказать в удовлетворении требований, связанных с ненадлежащим качеством товара.

Пример из практики: суд отказал покупателю во взыскании стоимости некачественного товара и убытков, так как тот не представил доказательств незамедлительного письменного уведомления поставщика о выявленных недостатках

Однако нужно иметь в виду, что «срок для уведомления» может не входить в «срок обнаружения». То есть покупатель имеет полное право уведомить поставщика о недостатках за пределами срока для их обнаружения. Главное, чтобы они были обнаружены в его пределах.

3. Срок исковой давности. В данном случае действует общий срок три года (ст. 196 ГК РФ), который начинается со дня, когда покупатель узнал или должен был узнать о недостатках товара. Если покупатель его пропустит, то поставщику нужно заявить о его применении, и суд откажет в удовлетворении иска (см., например, определение ВАС РФ от 10 января 2007 г. № 15885/06, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2011 г. по делу № А43−9261/2010).

Как возразить на требования покупателя

Если доказать отсутствие недостатков и опровергнуть доводы покупателя не получается, то стоит обратить внимание на сами требования покупателя. В зависимости от того, чего именно требует покупатель, поставщику имеет смысл проверить разные обстоятельства.

1. Уменьшение покупной цены. В данном случае имеет смысл оспорить размер уменьшенной цены. Если покупатель не представит доказательств, которые бы подтверждали обоснованность заявленного размера, суд откажет в иске (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 июня 2009 г. по делу № А56−32506/2008 (определением ВАС РФ от 29 сентября 2009 г. № ВАС-12311/09 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).

2. Замена товаров ненадлежащего качества. В первую очередь нужно проверить, имеет ли покупатель право заявлять такое требование, так как для этого нужно, чтобы:

17.02.2015

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.