Составление акта

363

Вопрос

Принимает товар по качеству и количеству, и составляем акт, в котором прописываем представителя общественности. В настоящее время представителя общественности надо прописывать или его присутствие не обязательно.

Ответ

Обязательно, если в договоре стоит ссылка на Инструкцию Государственного арбитража СССР № П-6, № П-7.

Даже небольшое отступление от порядка, предусмотренного в данной Инструкции, зачастую приводит к тому, что суды не признают результаты приемки товара. Это касается, например, заполнения удостоверения на представителя общественности (п. 23) или несоблюдения требований к акту приемки продукции по качеству, закрепленных в п. 29−32 Инструкции.

Стороны при заключении договора, как правило, вместо подробного изложения в договоре процедуры проверки качества и установления причин неисправностей, несоответствий товара делают в договоре ссылку на Инструкцию № П-7 и считают, что теперь они защищены. Однако, несмотря на то, что в этом документе детально описана приемка продукции по качеству, он не полностью соответствуют существующим реалиям и требует корректировки.

Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 г.18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» порядок приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, установленный Инструкцией № П-7, может применяться покупателем (получателем) только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки (п. 14).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Статья: Проблемы проверки товара по качеству

«Отсутствие в договоре подробного изложения процедуры проверки качества товара (ГК РФ не относит условие о качестве товаров и о порядке приемки товаров к числу существенных либо необходимых) ведет к значительным сложностям на практике, о чем свидетельствует большое количество судебных споров. Часто стороны ссылаются в договорах на Инструкцию Государственного арбитража СССР „О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству“ № П-7, однако любое отступление от порядка, установленного данной Инструкцией, приводит к тому, что суды не признают результаты приемки. Автор статьи предлагает поэтапный перечень действий, которые необходимо предпринимать в случае обнаружения недостатков качества поставленных товаров, анализирует действующий механизм проведения экспертизы качества товаров в рамках рассмотрения арбитражными судами споров о поставке недоброкачественных товаров. Также в статье содержится ряд предложений об усовершенствовании законодательства, до принятия которых основная роль в обеспечении качества товаров возлагается на договор.

Качество приобретаемого товара и эффективная защита прав в случае обнаружения неисправности (дефекта) товара в процессе его приемки или в пределах гарантийного срока на товар является актуальной для покупателя. В свою очередь, поставщики и производители товара также нуждаются в защите от неосновательных притязаний покупателей.

В роли покупателей, продавцов и производителей товара рассматриваются юридические лица и граждане-предприниматели, споры между которыми относятся к компетенции арбитражных судов.

Нормативно-правовыми актами о порядке приемки товара по качеству являются Гражданский кодекс РФ (часть вторая); Инструкция Государственного арбитража СССР „О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству“ № П-7 (в ред. на 14 ноября 1974 г.); ГОСТы Р; ОСТы.*

Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. № 18 „О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки“ порядок приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, установленный Инструкцией № П-7, может применяться покупателем (получателем) только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки (п. 14). Инструкция действует со значительными ограничениями — в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ.

Проверка качества товара в соответствии с п. 1 ст. 474 ГК РФ может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором купли-продажи. Порядок проверки качества устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором. Если порядок проверки качества товара не установлен, она производится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи.

Порядок, а также иные условия проверки качества товара, производимой как продавцом, так и покупателем, должны быть одними и теми же (п. 4 ст. 474 ГК РФ). Однако данную норму не всегда можно применить на практике.

Покупатель (получатель) обязан проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика (п. 2 ст. 513 ГК РФ). Обычаем делового оборота (п. 1 ст. 5 ГК РФ) признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно документально.

В постановлении Пленума Верховного Суда Р. Ф. и Пленума Высшего Арбитражного Суда Р. Ф. от 1 июля 1996 г. № 6/8 „О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ в качестве примера обычая делового оборота названы „традиции исполнения тех или иных обязательств“. Обычаи делового оборота необязательно должны быть зафиксированы в письменном документе, хотя нередко это встречается, что вносит определенность в отношения сторон и исключает возникновение коммерческих споров. Российские торгово-промышленные палаты изучают существующие обычаи и публикуют их для сведения заинтересованных лиц.

Торгово-промышленная палата РФ свидетельствует торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации, и, следовательно, может давать заключения по этому вопросу (ст. 15 Закона Р. Ф. от 7 июля 1993 г. „О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации“ (в ред. от 8 декабря 2003 г.).

Если порядок проверки качества товара не установлен нормативными документами, отсутствуют обычаи делового оборота, проверка качества товара производится согласно иным обычно применяемым условиям проверки товара. На практике такая приемка чаще всего приводит к тому, что уже на стадии досудебного урегулирования спора покупатель понимает бесперспективность своих требований к поставщику (производителю) и отказывается от них, либо суды, признав представленные доказательства недостаточными, отказывают в удовлетворении подобных исков.

Отсутствие надлежащего контроля за качеством части продукции, поступающей в свободную реализацию, и ее низкое качество не стимулируют рынок к формированию „справедливых“ цен, позволяющих добросовестному производителю развивать собственное производство, внедрять новые технологии, оборудование.

Стороны при заключении договора, как правило, вместо подробного изложения в договоре процедуры проверки качества и установления причин неисправностей, несоответствий товара делают в договоре ссылку на Инструкцию № П-7 и считают, что теперь они защищены. Однако, несмотря на то, что в этом документе детально описана приемка продукции по качеству, он не полностью соответствуют существующим реалиям и требует корректировки.

Даже небольшое отступление от порядка, предусмотренного в данной Инструкции, зачастую приводит к тому, что суды не признают результаты приемки товара*. Это касается, например, заполнения удостоверения на представителя общественности (п. 23) или несоблюдения требований к акту приемки продукции по качеству, закрепленных в п. 29−32 Инструкции.

Степень влияния допущенных нарушений приемки товара по качеству на установление причин неисправности товара должен определять суд. При этом все формальные нарушения, не влияющие на заключение комиссии о характере выявленных дефектов в товаре и причинах их возникновения, нецелесообразно принимать во внимание.

Этапы действий покупателя (получателя) при обнаружении недостатков качества поставленного товара в рамках гарантийного срока заключаются в следующем.

1) В приостановке эксплуатации неисправного (некачественного) товара, обеспечении его сохранности и блокировании его эксплуатации до установления причин неисправности.

2) В уведомлении поставщика товара об указанном обстоятельстве (ст. 513 ГК РФ).

3) В вызове представителя поставщика для участия в приемке; это необходимо сделать в порядке и в сроки, предусмотренные в договоре. В уведомлении указываются место, дата и время явки представителя с надлежаще оформленным на право участия в приемке удостоверением. Подтверждением направления уведомления поставщику будет считаться почтовая квитанция об отправке уведомления, почтовое уведомление с отметкой о вручении, подпись представителя поставщика на уведомлении, квитанция об отправке телеграммы с текстом уведомления, ответ на уведомление от поставщика.

4) В фиксации даты возникновения неисправности (несоответствия качеству). В этот же день покупатель должен зафиксировать данный факт в специально заведенном журнале, указать дату и время обнаружения дефекта, название товара, кратко описать дефект или составить акт осмотра неисправного (некачественного) товара. Это необходимо для того, чтобы в случае необходимости доказать, что товар вышел из строя в рамках гарантийного срока.

5) В проведении проверки качества товара при прибытии представителя поставщика в составе комиссии, по итогам которой составляется совместный акт. Содержание указанного акта может быть изложено в свободной форме, главное, чтобы в нем четко были определены: предмет исследования; договор, по которому был получен проверяемый товар; процесс исследования для определения неисправности, несоответствия товара; причина и выводы комиссии с указанием виновного лица; предложения по устранению дефекта, сроки устранения и подписи всех членов комиссии.

6) В случае неприбытия представителя поставщика в указанный в уведомлении срок проверка оборудования осуществляется комиссией покупателя с участием представителя независимой экспертной организации. По результатам проверки качества товара составляется акт с приложением к нему заключения эксперта.

7) В приглашении независимого эксперта при отказе представителя одной из сторон от подписания акта или возникновении разногласий по акту.

Привлечение эксперта и проведение экспертизы — важнейший этап всей процедуры проверки качества товара. Для этого необходимо сначала определиться с кандидатурой эксперта, который мог бы независимо и компетентно, имея в наличии необходимую материально-техническую базу и квалифицированных специалистов, дать заключение о причине неисправности товара. Желательно, чтобы этот вопрос стороны решили в процессе заключения договора. Как показывает практика, при возникновении ситуации, когда оборудование выходит из строя в пределах действия гарантии, сторонам договора сложно договориться об одном эксперте, поскольку они не всегда уверены в независимости того, кого предлагает другая сторона. При возникновении разногласий по поводу независимости или объективности приглашенного стороной эксперта экспертиза назначается судом.

Является насущным совершенствование системы независимых экспертных организаций, которые могли бы оперативно и качественно проводить экспертизу. В настоящее время большое количество экспертиз по контролю качества осуществляется экспертными организациями при российских торгово-промышленных палатах. Если у них нет возможности осуществить экспертизу качества товара своими силами, они в установленном порядке привлекают компетентных экспертов „со стороны“. Для увеличения возможностей поиска и выбора экспертов необходимо создание электронной базы с перечнем экспертов, готовых оказывать услуги по проведению экспертиз.

Указанная работа полностью отвечает задачам торгово-промышленных палат России, определенным действующим законодательством. Так, согласноп. 1 ст. 3 Закона Р. Ф. „О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации“ ТПП создаются в целях содействия развитию экономики России, создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, формирования промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры и др. К задачам ТПП относится, в частности, содействие урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями. В настоящее время торгово-промышленные палаты находятся и имеют филиалы практически во всех промышленных центрах России. При подготовке базы данных об экспертах задача каждой ТПП заключается в отборе организаций для проведения экспертизы по определенным номенклатурам товаров.

Судебная экспертиза может проводиться как государственными судебными экспертами по поручению руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, так и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями (ч. 1 ст. 83 АПК РФ). Из этого следует, что монополии на проведение судебных экспертиз у государственных судебных экспертов нет.

В базе данных целесообразно указывать информацию о каждой экспертизе и экспертах, способных их проводить, их стаже работы по специальности, образовании, опыте проведения экспертиз, материально-технической базе для проведения экспертиз. Электронные базы каждой ТПП необходимо объединить и систематизировать в одну для использования ее при подборе кандидатур экспертов по всей России. В этом случае еще на стадии заключения договора стороны смогут указывать в разделе о проверке товара, что при неприбытии представителя поставщика для участия в проверке или возникновении разногласий по поводу причин неисправности товара в качестве эксперта будет привлечена ТПП либо определенный эксперт, выбранный из электронной базы ТПП.

На практике при заключении договора стороны, как правило, не возражают против указания организаций ТПП в качестве экспертов при проверке качества. Иностранные компании соглашаются на включение в контракты российских ТПП как экспертов при возникновении спорных вопросов по определению причин неисправности товара.

Оплату экспертизы качества должно осуществлять лицо, обратившиеся за ее проведением. Все расходы, связанные с экспертизой, должны быть отнесены на лицо, по чьей вине произошла неисправность. При установлении обоюдной вины расходы на экспертизу делятся поровну.

Целесообразно на законодательном уровне усилить ответственность эксперта за нарушение правил проверки товара по качеству. Эта необходимость возникла потому, что экспертные организации при проведении экспертизы нередко нарушают установленный порядок проверки качества, а в результате покупателю отказывают в удовлетворении его требований о замене товара или устранении неисправностей и он несет значительные убытки.

Арбитражные суды не всегда используют имеющееся у них право на назначение экспертизы при возникновении вопросов, требующих специальных знаний. В первую очередь это связано с тем, что, согласно ч. 3 ст. 109 АПК РФ, оплата работы экспертов в случае, если назначение экспертизы осуществлено по инициативе арбитражного суда, производится за счет средств федерального бюджета. Проведение особенно сложных экспертиз является достаточно дорогостоящим, и арбитражные суды при назначении экспертизы принимают во внимание не только необходимость ее проведения, но и финансирование данной статьи расходов суда.

При этом на сегодняшний день право арбитражного суда на назначение экспертизы самостоятельно весьма ограничено. Так, согласно ч. 1 ст. 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд может назначить экспертизу либо по ходатайству лица, участвующего в деле, либо по собственной инициативе, но с согласия лиц, участвующих в деле. По собственной инициативе арбитражный суд может назначить экспертизу, если это предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, или если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы.

Для изменения сложившейся ситуации требуется предусмотреть в АПК РФ норму, по которой арбитражный суд для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, может по собственной инициативе без каких-либо ограничений выносить определения о назначении экспертизы.

Как вариант предлагается рассмотреть возможность оплаты экспертизы, назначенной по инициативе арбитражного суда, за счет лица, обратившегося с иском (заявлением) в арбитражный суд. Это связано с тем, что лицо, обратившееся за судебной защитой, должно представить доказательства обоснованности и законности своих требований. Если суд посчитает, что для принятия решения необходимо рассмотрение вопросов, требующих специальных знаний, он может принять определение о назначении экспертизы и обязать лицо, инициировавшее судебное разбирательство, оплатить расходы на нее путем внесения на депозитный счет суда денежных средств.

Необходимость предварительного внесения на депозитный счет суда денежных средств обосновывается тем, что эксперты, как правило, работают на условиях полной или частичной предоплаты, так как для проведения экспертизы зачастую требуются средства на закупку расходных материалов, используемых для проведения экспертизы, оплату командировочных расходов экспертов и т. д. Если работать с экспертами на условиях последующей оплаты, когда она будет взыскиваться с лиц, проигравших дело, время от выполнения экспертизы до вступления решения в законную силу может составить не менее 4−5 месяцев.

Если истец (заявитель) действительно уверен в своей правоте и желает удовлетворения заявленных требований, он оплатит проведение экспертизы. При удовлетворении его требований все судебные расходы, в том числе на проведение экспертизы, в соответствии со ст. 110 АПК РФ будут взысканы со стороны, которой отказано в удовлетворении требований.

16.02.2015

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.