О взыскании денежных средств в порядке суброгации

43

Вопрос

Организация является ответчиком по делу о взыскании денежных средств в порядке суброгации. ДТП произошло 09.08.2013 г., акт осмотра ТС, где выявлены повреждения и определена сумма ущерба от 16.08.2013 г. (нас не приглашали). Страховая компания выплатила сумму ущерба 09.06.2014 г., иск к нам предъявлен в декабре 2014 г. По нашему ходатайству проведена автотехническая экспертиза, определен размер ущерба, возникшего в результате ДТП, но все материалы и работы по ремонту посчитаны на дату проведения экспертизы 22.01.2015 г. (валютный курс 1 евро=69.67 руб.). Вопрос: Правомерно ли определение ущерба на дату проведение экспертизы, т.к. курс значительно повысился и стоимость материалов и работ тоже.

Ответ

По общему правилу размер причиненного ущерба определяется на дату ДТП.

Если страховой спор возник в рамках договора ОСАГО, то в ранее действовавших Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Р. Ф. от 24.05.2010 № 361 было установлено, что размер расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортного средства рассчитывается на дату дорожно-транспортного происшествия (п.3).

Аналогичные положения содержит ныне действующее Положение Ц. Б. РФ от 19.09.2014 № 432-П (п. 3.3).

Если спор возник из договора КАСКО, следует учитывать, реальный размер причиненного ущерба (если он не компенсирован) может быть определен на дату проведения экспертизы, что соответствует ст.15 ГК Р. Ф. Тем не менее усматривается, что страховщик в порядке суброгации не может требовать больше средств, чем фактически уплаченных потерпевшему в ДТП.

Кроме того, встречается судебная практика, которая не принимает заключения экспертов, составленных на дату позднее даты ДТП (см. Постановление 7 ААС от 18.09.2014А45−11397/2014). Но в случае если суд сам сформулировал вопрос для судебного эксперта определить размер ущерба на дату проведения экспертизы, скорее всего заключение эксперта будет принято в качестве надлежащего доказательства.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

<…>

ПОЛОЖЕНИЕ ЦБ РФ ОТ 19.09.2014 № 432-П О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства

<…>

«3.1. Целью расчета расходов на восстановительный ремонт является установление наиболее вероятной величины затрат, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до дорожно-транспортного происшествия.

3.2. Размер расходов на восстановительный ремонт определяется в отношении повреждений транспортного средства, возникших в результате дорожно-транспортного происшествия. Перечень повреждений определяется при первичном осмотре поврежденного транспортного средства и может уточняться (дополняться) при проведении дополнительных осмотров.

3.3. Размер расходов на восстановительный ремонт определяется на дату дорожно-транспортного происшествия с учетом условий и границ региональных товарных рынков (экономических регионов) материалов и запасных частей, соответствующих месту дорожно-транспортного происшествия.*

3.4. Размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства. Относительная потеря стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства, их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации, характеризуется показателем износа.

Размер расходов по восстановлению поврежденного транспортного средства определяется с учетом расходов на материалы и запасные части, необходимые для ремонта (восстановления), расходов на оплату работ по ремонту и без учета дополнительных расходов, вызванных улучшением и модернизацией транспортного средства, и расходов, вызванных временным или вспомогательным ремонтом либо восстановлением.

Размер расходов на восстановительный ремонт определяется исходя из стоимости ремонтных работ (работ по восстановлению, в том числе окраске, контролю, диагностике и регулировке, сопутствующих работ), стоимости используемых в процессе восстановления транспортного средства деталей (узлов, агрегатов) и материалов взамен поврежденных».

16.02.2015

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.