Использование платной парковки инвалидами

424

Вопрос

Не совсем понятно, наша парковка является частной собственностью, представляет из себя крытый 7-ми этажный паркинг на платной основе. Инвалиды имеют право пользоваться местом бесплатно на определенный период времени или без ограничения?

Ответ

Согласно статье 15 закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Однако, на организации, осуществляющие оказание услуг по временному хранению транспортных средств на возмездной основе, не распространяется обязанность, предусмотренная статьей 15 Закона № 181-ФЗ, по обеспечению местами для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Данная позиция закреплена в определении КОС от 20.12.2011 № 33−3409/2011.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ

Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

2. Определение КОС от 20.12.2011 № 33−3409/2011

Судья Сосновская К. Н. Дело № 33−3409/2011 Курский областной суд

Кассационное определение

г. Курск 20 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Болдырева А. Б.,

судей Клевцовой Г. П. и

Переверзевой И.Н.,

при секретаре Шепелевой О. А., с участием прокурора Стародубцевой Т. А..

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Железногорского межрайонного прокурора Курской области к ООО Частная производственно-коммерческая фирма (ЧПКФ) «МАРАФОН» о понуждении к выделению бесплатных мест под стоянку транспорта инвалидов, поступившее по кассационному представлению помощника Железногорского межрайонного прокурора на решение Железногорского городского суда Курской области от 17 ноября 2011 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении иска.

Заслушав доклад судьи Курского областного суда Болдырева А. Б., объяснения прокурора Стародубцевой Т. А. в поддержание кассационного представления, судебная коллегия

установила:

Железногорский межрайонный прокурор Курской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО ЧПКФ «МАРАФОН» о понуждении к выделению на стационарной автостоянке бесплатных мест под стоянку транспорта инвалидов, мотивируя тем, что выделение таких мест предусмотрено законом, однако ответчиком данное требование закона не исполняется.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения как незаконного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчик ООО ЧПКФ «МАРАФОН» на арендуемом им у Администрации г. Железногорска земельном участке площадью 22 524,35 кв.м., расположенном по адресу: г. Железногорск, микрорайон 21, осуществляет эксплуатацию и обслуживание стационарной платной автостоянки, имеющей 200 мест для стоянки транспортных средств. Автостоянка расположена вдоль трассы М56, объекты социальной инфраструктуры в районе стоянки и бесплатные места для парковки инвалидов на автостоянке отсутствуют.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд в обжалуемом решении указал, что установленные обстоятельства и анализ приведенных судом норм материального права свидетельствуют о том, что стационарные автомобильные автостоянки к объектам социальной инфраструктуры не относятся и объектами, обязанными обеспечивать мероприятия по беспрепятственному доступу к объектам социальной инфраструктуры инвалидов, не являются, в связи с чем на владельцев таких автостоянок выделять бесплатные места для парковки транспортных средств инвалидов законом не возложена.

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, подробно мотивированы в решении. Нормы материального права применены судом в целом правильно, нарушений норм процессуального права, признаваемых законом основаниями к отмене судебных постановлений, не допущено.

Доводы кассационного представления со ссылкой на часть 9 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и пункт 2 статьи 2 Закона Курской области от 18.03.2008 г. № 6-ЗКО «Об обеспечении инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Курской области» о том, что обязанность выделить бесплатные места для парковки транспортных средств инвалидов данными нормами возложена на все виды автостоянок вне зависимости от их места расположения, не могут быть признаны обоснованными, поскольку основаны на неправильном толковании, в том числе буквальном, указанных норм, произведенном в отрыве данных норм от иных правовых норм, включая нормы указанных Законов.

Статья 15 указанного Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ, на часть 9 которой содержится ссылка в кассационном представлении, озаглавлена «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» и ее часть 1 прямо предусматривает обязанность соответствующих органов и организаций создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа именно к объектам социальной инфраструктуры, прямо перечисляя такие объекты, а также для беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации. Пункт 2 статьи 2 указанного Закона Курской области от 18.03.2008 г. № 6-ЗКО прямо предусматривает, что выделяемые на автостоянках для парковки транспортных средств инвалидов места должны быть наиболее удобными для въезда и выезда и приближенными к входам в здания и сооружения.

Следовательно, требования указанных норм права о выделении на автостоянках бесплатных мест для парковки транспортных средств инвалидов направлены именно на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (включая здания и сооружения), а не к самим автостоянкам, каковые к указанным объектам не отнесены. В связи с этим данные требования не распространяются на стационарные коммерческие автостоянки, предназначенные для хранения транспортных средств и расположенные в местах, где объекты социальной инфраструктуры отсутствуют.

В связи с изложенным иные доводы кассационного представления не свидетельствуют о незаконности или необоснованности решения суда и не могут быть признаны поводом к его отмене.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда

определила:

Решение Железногорского городского суда Курской области от 17 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление помощника Железногорского межрайонного прокурора — без удовлетворения.

10.02.2015

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.