• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Наше предприятие собирается осуществлять доставку/приемку груза через транспортную компанию по договору транспортной экспедиции автомобильным транспортом, груз у нас- запасные части, фильтра

Наше предприятие собирается осуществлять доставку/приемку груза через транспортную компанию по договору транспортной экспедиции автомобильным транспортом, груз у нас- запасные части, фильтра

122

Вопрос

Наше предприятие собирается осуществлять доставку/приемку груза через транспортную компанию по договору транспортной экспедиции автомобильным транспортом, груз у нас- запасные части, фильтра и т.д. к грузовым а/м. Нам прислали договор, в некоторых пунктах в договоре прописаны убытки, конечно, убытки предусмотрены и в ФЗ"о транспортно-экспедиционной деятельности", но не в таком количестве. Стоит ли беспокоится по поводу наличия данных пунктов в договоре? Или какие-то моменты можно уладить протоколом-разногласий? п.2.2.18. Клиент обязуется возмещать Экспедитору все убытки (в том числе по уплате штрафов, простои, хранение, погрузо-разгрузочные работы, претензии и иски третьих лиц), вызванные неправильным и/или недостоверным оформлением Клиентом или его грузоотправителем транспортных или товаросопроводительных документов или их отсутствием, выявленных в процессе выполнения поручений Клиента. (правомерно ли это? может этот пункт исключить или видоизменить? За себя еще возможно уплатить, но за грузоотправителя...потом с регрессом много мороки будет.) п.3.2.2. Грузополучатель или иное лицо, уполномоченное на получение груза, при приеме груза без признаков нарушения упаковки, либо с нарушением упаковки, присутствовавшим и зафиксированным при приеме груза от Грузоотправителя, имеет право требовать его осмотра и проверки его внутреннего состояния на складе Экспедитора. Вызванные этим расходы, оплачиваются лицом, по инициативе которого проводилась проверка груза, и составляет 800 руб., за каждый час проведения проверки груза. (экспедитор, зная, что проверка будет стоить ему 800 р. скорее всего не будет проявлять инициативу. Не ущемляет ли наши права данный пункт, в том плане, что при наличии нарушения упаковки, мы еще и платить за осмотр должны?)п.3.2.4. При обнаружении Экспедитором в процессе исполнения настоящего Договора груза с нарушением целостности упаковки, последний по своему усмотрению уведомляет Грузополучателя о необходимости приема груза на складе Экспедитора с проведением проверки его внутреннего состояния по количеству.(По своему усмотрению? Разве не в обязательном порядке?). п.5.2. Клиент несет полную ответственность за правильность, достоверность и полноту сведений, необходимых для исполнения договора (в т.ч. указание наименования груза), в случае отсутствия, недостаточности или недостоверности данной информации Клиент оплачивает штрафы за возврат, хранение, переадресовку груза и др. услуги, организуемые Экспедитором. п.5.7. Клиент обязан возместить все убытки, нанесенные Экспедитору и (или) третьим лицам вследствие сокрытия опасных грузов, представляемых к экспедированию, а так же грузов, которые в процессе транспортировки каким- либо образом повлияли на перевозимые совместно грузы других клиентов и (или) оборудование перевозчика.п.5.8. В случае нарушения какой-либо Стороной по настоящему договору денежного обязательства, основанного на данном договоре, нарушившая обязательство Сторона выплачивает пеню из расчета 0,1% от суммы денежного обязательства за каждый день просрочки. (Возможно ли изменить проценты на 0,03%? )п.5.9. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения Клиентом своих обязанностей, в т.ч.по предоставлению всех необходимых документов и сведений, повлекших привлечение Экспедитора к ответственности за нарушение таможенных правил. Клиент несет ответственность в размере 100% от сумм, наложенных на экспедитора штрафов и иных таможенных санкций, а также возмещает все расходы Экспедитора, в т.ч. простой, хранение, погрузо-разгрузочные работы, претензии и иски третьих лиц, иные расходы и штрафы. (Перевозки будут осуществляться в пределах РФ. Стоит ли опасаться данного пункта?)

Ответ

Согласно ст. 804 ГК РФ, клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции.

 

2. Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

3. В случае непредоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

4. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи.

Исходя из норм вышеуказанной статьи, клиент несет ответственность лишь за непредставление определенных документов и информации, а именно, о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности. Поэтому в договоре целесообразно определить, какие именно документы предоставляет клиент, за непредставление которых может быть возложена ответственность. И, безусловно, клиент не может отвечать за документы и информацию, переданные третьим лицом (грузоотправителем).

Поскольку повреждение упаковки возможно в процессе перевозки, в том числе по вине экспедитора, пункт о плате за осмотр при повреждении упаковки может быть выгоден экспедитору, целесообразно его исключить из договора.

Договором может быть предусмотрена обязанность экспедитора предупреждать грузополучателя о нарушении целостности упаковки.

П.5.2. договора также возлагает полную ответственность на клиента, хотя экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные. Если экспедитор этого не делает, ответственность несет сам экспедитор.

Согласно п. 2 ст. 10 ФЗ от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере одной десятой процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Таким образом, предусмотренная проектом договора ответственность за неисполнение денежного обязательства не может быть снижена до 0,03%, но ограничивается причитающимся экспедитору вознаграждением и понесенными им в интересах клиента расходами.

Пункт 5.9.договора можно исключить за ненадобностью.

В материалах ЮСС «Система Юрист» имеется форма договора транспортной экспедиции, Вы можете адаптировать ее для целей заключения договора.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1. Рекомендация: Что нужно проверить клиенту при заключении договора транспортной экспедиции

«Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о ТЭД и статье 803 Гражданского кодекса РФ экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются:

  • главой 25 «Ответственность за нарушение обязательств» Гражданского кодекса РФ (подробнее см. При каких условиях наступает ответственность в предпринимательских отношениях);
  • главой 3 Закона о ТЭД. Так, основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза определены статьей 7 указанного закона и варьируются в зависимости от того, была ли объявлена клиентом ценность груза или нет.

Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором за непредставление информации и просрочку оплаты императивно установлены статьей 10 Закона о ТЭД и не предполагают ее изменения*.

Кроме того, стороны не могут в договоре предусмотреть условие об уменьшении или устранении имущественной ответственности экспедитора. При возникновении спора суд такое условие признает ничтожным (ст. 11 Закона о ТЭД). Увеличить же размер ответственности экспедитора в договоре возможно.

Клиент может настоять на закреплении в договоре дополнительной ответственности экспедитора за следующее.

1. Утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.

Подробнее см. Как взыскать с перевозчика и (или) экспедитора возмещение ущерба в случае утраты, повреждения или недостачи груза.

2. Несоблюдение сроков.

Если стороны в договоре не предусмотрят иное, то экспедитор должен будет только возместить убытки, которые причинены клиенту нарушением срока исполнения обязательств (п. 1 ст. 9 Закона о ТЭД).

Чаще всего под понятием «нарушение срока исполнения обязательств по договору» понимают нарушение срока по доставке груза. Однако в договоре также можно установить ответственность экспедитора за нарушение сроков разгрузки транспортных средств (если обязанность проводить разгрузку возложена на него договором).

Пример формулировки условия договора об ответственности экспедитора за несоблюдение сроков

Подробнее см. Как предъявить к перевозчику и (или) экспедитору претензию в связи с нарушением срока доставки груза.

Существует ограничение ответственности экспедитора при оказании услуг, которые связаны с организацией перевозки грузов в международном сообщении:

  • за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей — предел ответственности экспедитора не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, если, конечно, эти последствия возникли не по его вине (п. 3 ст. 6 Закона о ТЭД);
  • за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза — ответственность не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор (п. 2 ст. 9 Закона о ТЭД)".

2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МО от 22.12.2010 №№ А40-73330/08-104-401, КГ-А40/15194-10

«В силу ст. 803 ГК РФ и п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) после принятия экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 17.06.2008 на основании транспортно-экспедиционной накладной N ЛПУ1709-1/170608 грузоотправитель — ЗАО «Московский регион» сдал, а экспедитор — ООО «ГРУЗОВОЗОФФ» принял на себя обязательство по перевозке груза, а именно: «ковры, 1 место, вес 152 кг, объем 0,6 м3» для доставки истцу — грузополучателю в г. Липецк. В накладной зафиксировано: «полиэтилен клиента, состояние груза — негабаритный». Стоимость услуг доставки составляет 1 383,20 руб. Груз был принят ответчиком к перевозке, при принятии груза его упаковка нарушена не была, о чем свидетельствует запись ответчика в товарной накладной от 17.06.2008 N ЛПУ1709-1/170608: «груз принят полностью, претензий к упаковке не имею».

Материалами дела установлено, что груз прибыл на место назначения поврежденным.

Судом установлено, что истец 20.06.2008 отказался от приемки груза по причине его поврежденности и предъявил ответчику претензию о возмещении стоимости поврежденного груза и провозной платы в сумме 70 450 руб..

23.06.2008 г. ООО «ГРУЗОВОЗОФФ» ответом на претензию индивидуального предпринимателя отказался от возмещения ущерба, ссылаясь на то, что по условиям перевозки, указанным в накладной, экспедитор принимает груз по количеству мест, объему и весу, без досмотра и проверки на предмет качества, работоспособности, наличия явных или скрытых дефектов.

Факт утраты грузом потребительской ценности в виде потери качества коврового покрытия на 100% подтвержден проведенной по делу судебной экспертизой (экспертное заключение Липецкой ТПП от 17.02.2009 г. N 326-02-00134.

Судом установлено, что доказательств того, что повреждение спорного груза произошло вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предвидеть и устранение которых от него не зависело, ответчиком не представлено. Ответчиком также не представлено доказательств того, что спорный груз был упакован в ненадлежащую тару.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитору предоставлено право проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.

Между тем, как правильно указал суд, своим правом ответчик не воспользовался, от приема груза к перевозке в полиэтиленовой упаковке не отказался. О том, что упаковка не соответствует свойствам груза не заявил, доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем качестве предъявленного к погрузке товара не представил*.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со ст. 393 Гражданского кодекса РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Гражданского кодекса РФ.

С учетом установленного суды пришли к правильному выводу о взыскании с ответчика стоимости поврежденного груза в размере 69 200 руб.".

3. Форма: Договор транспортной экспедиции

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.