О перевозке опасного груза

746

Вопрос

Водитель нашего предприятия периодически перевозит опасные грузы, но в небольших количествах, а именно аргон-10 баллонов, 1−2 раза в месяц, кислород 5 бал., 1−2 раза в месяц, бензин калоша БР-2- 200л. 1 раз в мес., спирт этиловый- 400л. 1 раз в 2 мес. в пластиковых канистрах, изопропеленовый спирт- 2 тонны в мес. в пластиковых канистрах. Все это перевозится нашим водителем в специальном автомобиле со спец. сигналом, разрешение на перевозку у нас тоже есть. Можно ли перевозить выше указанный груз и то количество без специального разрешения и не на спец. автомобиле? Как в этом случае в соответствии с законом решить эту проблему, так как м, например, могли бы этиловый или изопропеленовый спирт 500 л. разлить например на 3 части в канистры и перевезти на обычном автомобиле и если можно обойтись без разрешения. Также подскажите в случае если возможно обойтись без разрешения и спец автомобиля на перевозку опасного груза при остановке автомобиля сотрудниками ГИБДД как в рамках закона и на основании каких статей не заработать штрафные санкции?

Ответ

Опасные грузы, на которые необходимо получение специального разрешения, приведены в подпункте 1.10.3.1 Приложения, А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Грузами повышенной опасности, на которые необходимо получать специальное разрешение, являются грузы, перечисленные в таблице 1.10.5 Приложения, А ДОПОГ и перевозимые в количествах, превышающих указанные в таблице значения.

Согласно таблице, А раздела 3.2 ДОПОГ для различных видов веществ предусмотрены группы упаковок, класс опасности, ограниченные количества, освобожденные количества, инструкции по упаковке и т. п.

Если с учетом вышеназванных норм груз не будет соответствовать критериям, указанным в таблице 1.10.5 ДОПОГ (включая его количество), его можно перевозить без получения специального разрешения.

Согласно п. 9.1.2 ДОПОГ для транспортных средств, за исключением транспортных средств EX/II, EX/III, FL, OX и AT и MEMU, не требуется специальных свидетельств о допущении, помимо свидетельств, которые требуются по общим правилам безопасности, обычно применяемым к транспортным средствам в стране происхождения.

Определение указанных видов транспортных средств осуществляется в соответствии с положениями часть 9 Приложения, А ДОПОГ.

Кроме того, согласно пункту 1.1.3.6.2 ДОПОГ, если количество опасных грузов, перевозимых в одной транспортной единице, не превышает значений, указанных в колонке 3 таблицы в пункте 1.1.3.6.3 для транспортной категории (когда опасные грузы, перевозимые в транспортной единице, относятся к одной и той же категории), или значений, рассчитанных в соответствии с пунктом 1.1.3.6.4 (когда опасные грузы, перевозимые в транспортной единице, относятся к разным транспортным категориям), эти опасные грузы могут перевозиться в упаковках в одной транспортной единице без применения части 9 (в том числе пункта 9.1.3).

С учетом указанных положений организация определяет возможность перевоза опасных грузов без специального разрешения и свидетельства о допуске ТС к перевозке опасных грузов. Соблюдение указанных в ДОПОГ требований перевозки опасных грузов является законным основанием для исключения административной ответственности по ст. 12.21.2 КоАП РФ за перевозку опасных грузов без специального разрешения и свидетельства о допуске ТС.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Приказ Минтранса России от 04.07.2011179 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов»

«2. Настоящий Порядок устанавливает правила подачи, приема и рассмотрения заявления о получении специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов (далее — специальное разрешение), а также оформления, выдачи и получения специального разрешения.

Опасные грузы, на которые необходимо получение специального разрешения, приведены в подпункте 1.10.3.1 Приложения, А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) <1>."*

2. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Приложение А

«1.10.3.1 «Грузами повышенной опасности» являются грузы, которые могут быть использованы не по назначению, а в террористических целях и, следовательно, привести к серьезным последствиям, таким как многочисленные людские потери или массовые разрушения.

Перечень грузов повышенной опасности приводится в таблице 1.10.5.»

3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

«Статья 12.21.2. Нарушение правил перевозки опасных грузов

1. Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения*, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.»

4.Постановление ФАС ДВО от 22.05.2014А51−18535/2013

«Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 № 76 Российская Федерация официально присоединилась к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) с 28.04.1994, соответственно, правила, предусмотренные ДОПОГ, применяются на территории Российской Федерации.

В силу пунктов 8.1.2.2, 9.1.3 ДОПОГ на транспортной единице должно находиться свидетельство о допущении к перевозке в режиме ДОПОГ, выдаваемое компетентным органом страны регистрации.

Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов выдается подразделениями ГАИ МВД России по месту регистрации транспортного средства после технического осмотра транспортного средства (пункт 2.2.2 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.1995 № 73).

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установили, что перевозка 26.05.2013 опасного груза (дизельного топлива) на транспортном средстве ООО «Агро-Дэсун Ханка» под управлением водителя Головяшкина М. В. осуществлена в отсутствие свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.

Довод заявителя жалобы о том, что в случае перевозки дизельного топлива объемом менее 1 000 л. свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов не требуется, судом кассационной инстанции отклоняется в силу следующего.

Согласно пункту 1.1.3.6.2 ДОПОГ, если количество опасных грузов, перевозимых в одной транспортной единице, не превышает значений, указанных в колонке 3 таблицы в пункте 1.1.3.6.3 для транспортной категории (когда опасные грузы, перевозимые в транспортной единице, относятся к одной и той же категории), или значений, рассчитанных в соответствии с пунктом 1.1.3.6.4 (когда опасные грузы, перевозимые в транспортной единице, относятся к разным транспортным категориям) (в рассматриваемом случае 1 000 л.), эти опасные грузы могут перевозиться в упаковках в одной транспортной единице без применения части 9 (в том числе пункта 9.1.3).*

Общество, ссылаясь на непредставление административным органом доказательств, свидетельствующих о перевозке обществом дизельного топлива более 1 000 л., и, соответственно, на недоказанность в действиях заявителя признаков вмененного правонарушения, не учло, что данная норма применяется в случае осуществления перевозки опасного груза в упаковках, к которым согласно определению, содержащемуся в пункте 1.2.1 ДОПОГ, цистерна бензовоза не относится.

Поскольку ООО «Агро-Дэсун Ханка» не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер для соблюдения правил перевозки опасных грузов, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ.»

06.02.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль