Претензия за недопоставку товара

1230

Вопрос

Покупатель выставил претензию за недопоставку товара. Т. е мы якобы поставили товар в существенно меньшем количестве, что они заказывали. Также они высчитали упущенную выгоду в размере 627 800 руб. В упущенном товарообороте, как она высчитывается? Как возразить на их претензию?

Ответ

Покупатель должен доказать, что поставщик действительно допустил недопоставку, а также размер упущенной выгоды (ст. 65 АПК РФ)

Под упущенной выгодой понимаются неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Согласно разъяснениям ВАС РФ и ВС РФ, размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено. Так, при взыскании убытков, вызванных недопоставкой, размер упущенной выгоды, должен определяться исходя из цены реализации готовых товаров, предусмотренной договорами с покупателями этих товаров, за вычетом стоимости недопоставленного сырья или комплектующих изделий, транспортно-заготовительских расходов и других затрат, связанных с производством готовых товаров. Если истец проигнорирует это разъяснение и рассчитает упущенную выгоду без учета разумных затрат (т. е. не вычтет из возможной валовой выручки суммы расходов, которые он должен был бы понести), в удовлетворении иска о взыскании упущенной выгоды, вероятнее всего, будет отказано в связи с недоказанностью размера убытков.

Даже если размер упущенной выгоды доказан, суды часто считают недоказанным наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и неполучением потерпевшим соответствующих доходов. При этом отечественная арбитражная практика весьма строго относится к установлению этого элемента гражданского правонарушения, возлагая бремя по его доказыванию на истца.

Согласно п. 1 ст. 511 ГК РФ поставщик, допустивший недопоставку в отдельном периоде поставки, обязан восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора поставки, если иное не предусмотрено договором.

А если договор содержит условие о поставке товара к строго определенному сроку, то восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде или периодах можно будет только при наличии согласия покупателя (абз. 2 п. 2 ст. 457 ГК РФ).

Вам нужно проверить, не установлен ли иной порядок восполнения недопоставки в самом договоре.

Так, может оказаться, что в договор по предложению покупателя включено условие о том, что восполнение недопоставки производится только по соглашению сторон. В таком соглашении нужно будет определить необходимость восполнения недопоставки, срок восполнения, а также ассортимент товара, который должен быть поставлен.

Также договор может содержать условие, по которому поставщик будет лишен права восполнить недопоставку по истечении определенного срока и (или) будет обязан заплатить штраф за сам факт недопоставки.

Если договор содержит условие о неустойке, то нужно обратить внимание на его формулировку и ответить на следующие вопросы:

На основании этого составить ответ на претензию Покупателя в установленные сроки.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как восполнить недопоставку товара или возразить на претензии покупателя, связанные с недопоставкой

«Недопоставка является нарушением условия договора о количестве товара, который должен быть поставлен в согласованный срок. При этом покупатель наделен широким объемом прав: от обязания поставщика восполнить недопоставку до отказа от договора с требованием заплатить неустойку.

Когда недопоставки не будет

Гражданский кодекс РФ не содержит понятия недопоставки товара. Суды при этом руководствуются следующим: «Под недопоставкой понимается случай, когда поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров в установленный срок» (постановления ФАС Московского округа от 14 ноября 2011 г. по делу № А40−8329/11−65−65 и ФАС Волго-Вятского округа от 23 апреля 2010 г. по делу № А29−9798/2009). Суд не признает нарушения договора в виде недопоставки, если:

Кроме того, покупатель должен доказать, что поставщик действительно допустил недопоставку (ст. 65 АПК РФ).* Если есть сомнения в относимости и допустимости доказательств (ст. 67 и 68 АПК РФ), то нужно об этом заявить (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 января 2009 г. по делу № А12−7415/2008, ФАС Северо-Западного округа от 4 апреля 2011 г. по делу № А21−4691/2010 и ФАС Северо-Кавказского округа от 25 мая 2011 г. по делу № А61−823/2010).

Как восполнить недопоставку

Поставщик, допустивший недопоставку в отдельном периоде поставки, обязан восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора поставки, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 511 ГК РФ).

При этом надо учитывать несколько важных моментов.

Так, окончание срока действия договора поставки прекращает обязанности поставщика по восполнению недопоставки (постановление Президиума ВАС РФ от 30 мая 2000 г. № 6088/99).

А если договор содержит условие о поставке товара к строго определенному сроку, то восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде или периодах можно будет только при наличии согласия покупателя (абз. 2 п. 2 ст. 457 ГК РФ). Причем в данном случае покупателю не требуется уведомлять поставщика об отказе принять просроченные товары. Но если покупатель все же примет их, то будет считаться, что поставщик хоть с нарушением установленного срока, но исполнил свои обязательства (п. 11 постановления № 18).

Если договор не содержит условия о поставке товаров к строго определенному сроку, то поставщик, допустивший недопоставку в отдельном периоде, будет обязан восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах). Тем самым недопоставленное количество товара нужно будет прибавить к поставке следующего периода в пределах действия договора поставки (принцип суммированного обязательства). Если в договоре совсем не установлен срок его действия, то он признается действующим до момента, когда стороны исполнят все свои обязательства (абз. 2 п. 3 ст. 425 ГК РФ).

Совет

Поставщику нужно проверить, не установлен ли иной порядок восполнения недопоставки в самом договоре.

Так, может оказаться, что в договор по предложению покупателя включено условие о том, что восполнение недопоставки производится только по соглашению сторон. В таком соглашении нужно будет определить необходимость восполнения недопоставки, срок восполнения, а также ассортимент товара, который должен быть поставлен.

Также договор может содержать условие, по которому поставщик будет лишен права восполнить недопоставку по истечении определенного срока и (или) будет обязан заплатить штраф за сам факт недопоставки.

Поставщику также нужно иметь в виду, что покупатель имеет право отказаться от товара, поставленного с нарушением срока (п. 3 ст. 511 ГК РФ*). При этом покупатель обязан своевременно вручить поставщику уведомление об отказе от товара. Все товары, которые будут поставлены покупателю до того, как поставщик получит уведомление, он все же будет обязан принять и оплатить.

Отдельный вопрос касается ассортимента товаров. Он может быть определен соглашением с покупателем.

При отсутствии такого соглашения поставщик обязан восполнить недопоставленное количество товаров в том ассортименте, который был установлен для того периода, в котором была допущена недопоставка (п. 1 ст. 512 ГК РФ). Иначе покупатель будет вправе отказаться как от товаров, которые не соответствуют условию об ассортименте, так и от всех переданных одновременно с ними товаров (п. 2 ст. 468 ГК РФ).

При этом не получится за счет «перепоставки» товаров одного наименования покрыть недопоставку товаров другого наименования, входящих в тот же ассортимент. Исключение касается случаев, когда такая поставка будет произведена с предварительного согласия покупателя (п. 2 ст. 512 ГК РФ).

Как возразить на претензии покупателя

Покупатель не сможет предъявить претензии поставщику, если недопоставка произошла по вине самого покупателя. Такое может случиться, например:

Также нужно оценить правомерность самих требований покупателя.

1. Исполнение обязательства в натуре (восполнение недопоставки)

Покупатель может обязать поставщика восполнить недопоставку только в пределах срока действия договора. После этого покупатель вправе только потребовать возврата суммы, которая была перечислена в качестве оплаты за товар (п. 3 ст. 487 ГК РФ) и возмещения убытков по правилам статьи 393 Гражданского кодекса РФ.

Покупатель не сможет потребовать исполнения обязательства в натуре и тогда, когда товар у поставщика уже отсутствует (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 сентября 2011 г. № Ф03−4238/2011 по делу № А24−289/2011).

Кроме того, если по договору предусмотрена предварительная оплата, то покупатель вправе потребовать восполнить недопоставку только в той части, за которую внес предоплату (см., например, постановление ФАС Московского округа от 10 августа 2011 г. № КА-А40/8689−11 по делу № А40−112192/10−134−885).

2. Взыскание всех необходимых и разумных расходов на приобретение непоставленных товаров у других лиц (п. 1 ст. 520 ГК РФ)

Если поставщик допустил недопоставку, то покупатель вправе приобрести непоставленные товары у других лиц и отнести на поставщика все необходимые и разумные расходы на их приобретение.

В таком случае нужно оценить необходимость и разумность расходов покупателя.

Также нужно проверить, соответствует ли расчет расходов правилам, которые установлены в пункте 1 статьи 524 Гражданского кодекса РФ (абз. 2 п. 1 ст. 520 ГК РФ):

См., например, определение ВАС РФ от 21 сентября 2011 г. № ВАС-11831/11.

3. Взыскание неустойки

Если договор содержит условие о неустойке, то нужно обратить внимание на его формулировку и ответить на следующие вопросы*:

05.02.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль