О уплате штрафа за продукцию ненадлежащего качества

639

Вопрос

В договоре поставки предусмотрено «В случае поставки продукции ненадлежащего качества, покупатель имеет право взыскать с поставщика штраф в размере 10% от стоимости некачественно поставленной Продукции и (или) некомплектной продукции." Нами поставлена продукция Установка измерительная АГЗУ на сумму 6 530 000 руб. При пуско-наладочных работах было выявлено, что неисправен модуль аналогового ввода, который входит в комплект шкафа контроля и управления, мы его сразу же заменили. АГЗУ на гарантии. Покупатель нам выставляет штраф в размере 10% в размере 653 000 руб., ссылаясь на вышесказанный пункт. Правомерно ли это? Или все же штраф должен быть от стоимости неисправного модуля (НАМНОГО МЕНЬШЕ) чем сама УСТАНОВКА. Так же в договоре указаны Инструкции П-6 и П-7 о приемке по качеству и количеству, но Покупатель ни в коем случае не принимает данный факт и отказывается составлять акт о скрытых недостатках с применением норм Инструкции П-7.

Ответ

Покупатель не вправе требовать от поставщика уплаты штрафа вследствие того, что замена некачественного товара им произведена в предусмотренные сроки (постановление ФАС ВВО от 17.01.2012А28−5206/2011).

Поэтому закон на Вашей стороне. Тем более, что ссылки в договоре на инструкции Госарбитража № П-6 и № П-7 крайне невыгодны покупателю, но на руку поставщику. Инструкции содержат слишком громоздкий и непрактичный в современных условиях порядок приемки товара с жесткими требованиями к срокам, а также к оформлению документов в ходе приемки. Любое нарушение процедуры или формы документов может стать причиной отказа в удовлетворении требований покупателя (определения ВАС РФ от 16.03.10ВАС-2784/10, от 05.02.09891/09, постановления ФАС МО от 14.09.09А41−14619/08, СЗО от 10.10.08А13−12186/2007).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как возразить на претензии покупателя о недостатках переданного товара

«Какими процедурными нарушениями нужно воспользоваться

В первую очередь нужно проверить, не нарушил ли покупатель порядок приема товара, если такой установлен. Нарушение может выражаться:

Если нарушение имело место, то суд может не принять в качестве доказательств поставки некачественного товара документы, составленные при такой приемке, и признает факт поставки некачественного товара недоказанным.*

Также нужно проверить, не нарушил ли покупатель следующие сроки.

1. Срок обнаружения недостатков переданного товара. Если иное не установлено законом или договором, по истечении указанных сроков покупатель будет не вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара(п. 1 ст. 477 ГК РФ). См., например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2010 г. № 17АП-12755/2010-АК по делу № А60−28681/2010.

2. Срок для уведомления поставщика об обнаружении недостатков товара. Если иное не установлено законом, иными правовыми, договором или обычаями, покупатель обязан уведомить поставщика обо всех выявленных недостатках и несоответствиях незамедлительно (в минимальный срок) в письменной форме (п. 1 ст. 483 и абз. 2 п. 2 ст. 513 ГК РФ). Если покупатель этого не сделает, то поставщик вправе ему отказать в удовлетворении требований, связанных с ненадлежащим качеством товара.

Пример из практики: суд отказал покупателю во взыскании стоимости некачественного товара и убытков, так как тот не представил доказательств незамедлительного письменного уведомления поставщика о выявленных недостатках
ПОВО „В.“ (поставщик) и индивидуальный предприниматель М. (покупатель) заключили договор поставки, по которому поставщик 17 августа 2009 года поставил покупателю товар (яйцо куриное, соответствующее требованиям ГОСТ Р 52121−2003 и ТУ).

Стороны предусмотрели в договоре обязанность покупателя:

  • осуществлять приемку товара по качеству в течение 36 часов (срок обнаружения недостатков переданного товара);
  • вызвать представителя ответчика в течение 24 часов в случае обнаружения несоответствия товара качеству (срок для уведомления поставщика об обнаружении недостатков товара).

Покупатель направил поставщику претензию 21 августа 2009 года. При этом покупатель пояснил, что ненадлежащее качество товара обнаружил в момент вскрытия автотранспорта, о чем составил акт от 19 августа 2009 года.

Позднее М. обратился в арбитражный суд с иском о взыскании стоимости некачественного товара и убытков.

Суд сослался на пункт 2 статьи 513 Гражданского кодекса РФ и указал: „…получив товар и установив его несоответствие качеству, Предприниматель обязан незамедлительно, то есть 19.08.2009, в письменном виде уведомить поставщика о выявленном несоответствии. Таких доказательств истец не представил. Суд апелляционной инстанции протолковал претензию от 21.08.2009 и посчитал, что несоответствие товара санитарно-эпидемиологическим нормам выявлено в ходе реализации товара третьему лицу, что исключает предъявление претензии поставщику. В силу пункта 4.1.5 договора предъявление претензии возможно в течение трех дней после даты отгрузки, но до момента передачи товара третьим лицам“.

Суд отказал в удовлетворении исковых требований (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 октября 2010 г. по делу № А11−12811/2009 (определением ВАС РФ от 18 февраля 2011 г. № ВАС-1218/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).

Однако нужно иметь в виду, что „срок для уведомления“ может не входить в „срок обнаружения“. То есть покупатель имеет полное право уведомить поставщика о недостатках за пределами срока для их обнаружения. Главное, чтобы они были обнаружены в его пределах.

3. Срок исковой давности. В данном случае действует общий срок три года (ст. 196 ГК РФ), который начинается со дня, когда покупатель узнал или должен был узнать о недостатках товара. Если покупатель его пропустит, то поставщику нужно заявить о его применении, и суд откажет в удовлетворении иска (см., например, определение ВАС РФ от 10 января 2007 г. № 15885/06, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2011 г. по делу № А43−9261/2010).

Как возразить на требования покупателя

Если доказать отсутствие недостатков и опровергнуть доводы покупателя не получается, то стоит обратить внимание на сами требования покупателя. В зависимости от того, чего именно требует покупатель, поставщику имеет смысл проверить разные обстоятельства.

1. Уменьшение покупной цены. В данном случае имеет смысл оспорить размер уменьшенной цены. Если покупатель не представит доказательств, которые бы подтверждали обоснованность заявленного размера, суд откажет в иске (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 июня 2009 г. по делу № А56−32506/2008 (определением ВАС РФ от 29 сентября 2009 г. № ВАС-12311/09 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).

2. Замена товаров ненадлежащего качества. В первую очередь нужно проверить, имеет ли покупатель право заявлять такое требование, так как для этого нужно, чтобы:

По условиям договора покупатель вообще может быть лишен права требовать замены товара, так как приведенные выше нормы являются диспозитивными (т. е. при заключении договора в нем можно установить другие правила на этот счет).

Еще одно важное условие — поставщик должен обладать возможностью заменить товар ненадлежащего качества. Если таковой нет (например, нет в наличии необходимого товара), то суд откажет в удовлетворении иска (см., например, постановление ФАС Московского округа от 8 ноября 2006 г. № КГ-А40/10243−06 по делу № А40−7990/06−65−82, определением ВАС РФ от 8 февраля 2007 г. № 567/07 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

См. также Что необходимо проверить поставщику, чтобы избежать отказа покупателя от принятия товара по договору поставки.

3. Возмещение всех необходимых и разумных расходов на приобретение непоставленных товаров у других лиц (п. 1 ст. 520 ГК РФ). Поставщик на указанное требование может предъявить одно или несколько из следующих возражений:

4. Отказ от договора. Покупатель может отказаться от договора в случае поставки товаров:

  • с существенными нарушениями требований к качеству (п. 2 ст. 475 ГК РФ);
  • либо ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок (п. 2 ст. 523 ГК РФ).

О том, как помешать покупателю отказаться от исполнения договора, см. Как помешать покупателю досрочно расторгнуть договор поставки.

Совет

При определенных обстоятельствах поставка некачественных товаров может привести к просрочке поставки товара. О том, как уменьшить в таких ситуациях ответственность поставщика, см. Споры о нарушении срока поставки товара: позиция поставщика.

См. также

Бланки

Справочники

03.02.2015

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.