Возврат товара по причине отсутствия необходимой функции

71

Вопрос

Предприятие приобрело счетчик монет, оплата уже произведена. При приемке никаких вопросов у предприятия не возникло. Но при эксплуатации после приемки выяснилось об отсутствии необходимой функции -- функции сортировки монет по номиналу. При обращении к Продавцу он отказался произвести возврат и обмен счетчика, так как вопросов по качеству, комплектности и количеству не возникло при приемке. На каком основании можно произвести возврат данного счетчика Продавцу только по причине отсутствия необходимой функции и что можно потребовать от Продавца?

Ответ

Условие о качестве является одним из наиболее важных условий договора поставки и определяет.

Положения о качестве товара, гарантийном сроке, порядке его расчета и сроке предъявления претензий по качеству установлены статьями 469−473, 477 ГК РФ.

Если покупатель не согласует требования к качеству товара надлежащим образом, то рискует получить товар, которые не будет соответствовать его ожиданиям и потребностям.

Такая ситуация возможна, например, когда покупатель хочет получить товар с более высокими качественными характеристиками, чем установлено обязательными требованиями, но при этом не закрепил в договоре соответствующее условие.

В таком случае надежды покупателя могут не оправдаться, ведь поставщик будет считаться исполнившим свое обязательство надлежащим образом.

Если в договоре было оговорены функции счетчика, то при обнаружении недостатков (вне зависимости от того, являются они явными или скрытыми) покупатель обязан уведомить поставщика. Если последний не воспользуется своим правом на замену товара (п. 1 ст. 518 ГК РФ), то необходимо предъявить ему требование, которое покупатель посчитает для себя приемлемым.

Перед предъявлением претензий нужно быть уверенным, что в наличии недостатков виноват именно поставщик.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как предъявить претензии поставщику в связи с получением некачественного товара

«Поставщик должен передать покупателю товар, качество которого соответствует установленным требованиям (п. 5 ст. 454, ст. 469 ГК РФ). Однако на практике это правило не всегда соблюдается. В таких случаях покупателю необходимо руководствоваться положениями Гражданского кодекса РФ и условиями договора. Также довольно часто стороны делают в договоре ссылку на Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утвержденную постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7). В таком случае нужно соблюдать и ее положения. Подробнее см.Порядок приемки товара по качеству и комплектности согласно Инструкции № П-7 и Порядок действий покупателя, если в ходе приемки товара будут обнаружены недостатки (согласно Инструкции № П-7).

Как зафиксировать факт поставки некачественного товара

Чтобы предъявить поставщику претензии, покупатель должен представить доказательства, что товар действительно имеет недостатки (ст. 65 АПК РФ).

Для этого их нужно должным образом зафиксировать. От того, являются ли они явными или скрытыми, зависит время, место и способ фиксации.

Выявлены явные недостатки

Покупатель сможет заявить претензии по явным недостаткам, только если обнаружит и зафиксирует их в ходе осмотра и проверки товара. Иначе суд может прийти к выводу, что дефекты товара возникли в ходе его эксплуатации покупателем или иными лицами уже после приемки от продавца. В таком случае в иске к поставщикубудет отказано (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 17 августа 2010 г. по делу № А56−32117/2009, ФАС Уральского округа от 31 августа 2011 г. № Ф09−5308/11 по делу № А60−3324/2011).

Чтобы зафиксировать явные недостатки, нужно:

Совет

Акт о недостатках товара можно составить в произвольной форме, но лучше — по утвержденной Госкомстатом форме (№ ТОРГ-2 или № ТОРГ-3).

Во-первых, эта форма удобна: в ней указано, какие именно сведения надо отразить в акте, а значит, уменьшается риск того, что представитель покупателя забудет внести в акт что-то важное.

Во-вторых, выявление недостатков может стать причиной уменьшения цены поставленных товаров. В таком случае понадобится составить корректировочный счет-фактуру. Однако налоговые органы могут не принять такой счет-фактуру, если акт о недостатках товара будет составлен не по утвержденной форме.

В акте необходимо указать следующее:


  • когда и как был вызван поставщик;

  • наименование грузоотправителя;

  • наименование производителя;

  • дату и номер договора;

  • дату и номер счета-фактуры;

  • дату и номер накладной;

  • способ доставки;

  • подробное описание недостатков товара.

Перечисленные документы (накладные с отметками о недостатках, а также акт) должны быть подписаны как покупателем, так и представителем поставщика. Для этого обо всех обнаруженных в ходе приемки недостатках нужно незамедлительно уведомить поставщика (абз. 2 п. 2 ст. 513 ГК РФ). При этом способ уведомления зависит от порядка передачи товара.

1. При выборке достаточно просто указать на недостатки и сразу зафиксировать их в соответствующем акте.

2. При доставке (если она происходила без участия представителя поставщика) уведомление необходимо сделать письменно. Причем в уведомлении нужно указать на необходимость присутствия представителя поставщика при составлении акта обнаружения недостатков. Также нужно указать дату, время и место составления такого акта.

Внимание! Если покупатель в ходе приемки товара на своей территории (при условии о доставке) примет решение об отказе от него, то товар необходимо принять на ответственное хранение и незамедлительно сообщить об этом поставщику.

Выявлены скрытые недостатки

Покупатель сможет предъявить претензии по скрытым недостаткам, если те будут выявлены и зафиксированы в следующие сроки:

Однако указанные сроки действуют, если иное не установлено законом или договором поставки (п. 1 ст. 477 ГК РФ). Так, в договоре стороны могут согласовать специальный срок для обнаружения недостатков.

Чтобы зафиксировать выявленные в ходе эксплуатации скрытые недостатки, необходимо составить акт об их обнаружении. При его составлении (так же, как и при фиксировании явных недостатков) должен присутствовать представитель поставщика. Для этого в разумный срок после обнаружения дефектов поставщику необходимо направить извещение об обнаруженных недостатках (п. 1 ст. 483 ГК РФ) и указать в нем дату, время и место составления такого акта. В договоре может быть даже закреплена обязанность поставщика направлять покупателю своего представителя для осмотра товара. По результатам такого осмотра поставщик может признать претензии в адрес товара.

Кроме того, договором или иным соглашением сторон может быть предусмотрена необходимость выслать вместе с извещением также:


  • подтверждение того, что установку (монтаж), если таковые имели место, производили специализированные организации. Требование о том, что такие организации должны обладать необходимыми разрешительными документами, должно содержаться в паспорте, передаваемом вместе с товаром;

  • фотографии дефектов продукции.

Совет

Даже если в договоре не установлена обязанность высылать фотографии дефектов поставщику, это все же иногда полезно сделать. В ряде случаев фотографии помогают урегулировать претензию без проведения экспертизы.

Также в договоре может быть установлена обязанность покупателя направить товар для экспертизы поставщику. Иногда последний может потребовать передать ему товар, даже если проведение экспертизы не предусмотрено договором. Это может быть связано как с тем, что поставщик в свою очередь будет передавать товар на проверку изготовителю, так и с тем, что в местонахождении покупателя нет экспертных организаций.

В качестве доказательств наличия как явных, так и скрытых недостатков суд может принять также:

Если на товар не установлена гарантия качества или недостатки выявлены после истечения ее срока, то покупатель обязан доказывать, что они возникли до передачи товара или по причинам, возникшим до этого момента. Это правило установлено пунктом 1 статьи 476 и пунктом 5 статьи 477 Гражданского кодекса Р. Ф. Для получения необходимых доказательств покупатели обычно обращаются к экспертам.

Совет

Перед предъявлением претензий нужно быть уверенным, что в наличии недостатков виноват именно поставщик. Для этого стоит проверить, не были ли при использовании (или установке) товара нарушены условия его эксплуатации. Они должны быть указаны в документах на товар.

Если этого не сделать, покупатель рискует произвести лишние затраты (на экспертизу, представительство, судебные издержки) и получить отказ в иске.

Какие претензии можно предъявить поставщику

Требования, которые покупатель может предъявить поставщику, зависят от многих факторов. Их можно сгруппировать следующим образом.

1. Нарушения требований к качеству не являются существенными, и недостатки не были оговорены продавцом

В такой ситуации покупателю стоит потребовать (п. 1 ст. 518 и п. 1 ст. 475 ГК РФ):

2. Нарушения требований к качеству являются существенными

Тогда покупателю стоит (п. 1 ст. 518 и п. 2 ст. 475 ГК РФ):

При этом необходимо, чтобы недостатки действительно являлись существенными. Если суд придет к выводу, что они таковыми не являются, то в удовлетворении иска будет отказано.

Внимание! При выборе конкретного требования покупателю необходимо учитывать установленные законом ограничения.

03.02.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Отметьте, пожалуйста, три самых интересных заголовка:

  • Участник использует огрехи в оформлении решений акционеров в свою пользу. Что делать? 19.05%
  • Либо пан, либо пропал: как изменить иск по ходу дела и выиграть, а не лишиться всего 66.67%
  • Зарплаты юристов. Как получать миллион? 61.9%
  • Работа с персональными данными. Ошибки, которые могут дорого обойтись компании. 38.1%
  • Как заключить договор аренды с наибольшей выгодой для арендатора и минимизировать риски 23.81%
  • Договор подписало неуполномоченное лицо. Как выйти из непростой ситуации? 47.62%
результаты

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль