Проверка объектов недвижимости сотрудником Госинспекции

220

Вопрос

Может ли сотрудник Госинспекции по недвижимости г. Москвы провести проверку объектов недвижимости находящихся в собственности предприятия, если они стоят на арендованной у г. Москвы земле, без предъявления каких-либо документов (решения, акта и т. п.)?

Ответ

Сотрудник госинспекции по недвижимости г. Москвы вправе провести проверку без предъявления каких-либо документов в случае, если данная проверка относится к мероприятиям по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие госинспекции и предприятия и на предприятие не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований госинспекции.

В иных случаях, порядок проведения проверки госинспекции регулируется положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, согласно п.4ст.12 которого, при проведении выездной проверки должностное лицо органа государственного (муниципального) контроля обязано предъявить служебное удостоверение и ознакомить проверяемое лицо с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Федеральный закон от 26.12.2008294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

«Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

«3. Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:

1) к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также — органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля*;

Статья 12. Выездная проверка

4. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.»

2.Постановление ФАС ПО от 19.07.2012А65−30412/2011

«Доводы заявителя о нарушении ответчиком требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ обоснованно отклонены судами предыдущих инстанций исходя из нижеизложенного.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов муниципального контроля.

Судом установлено, что в данном случае проведение органом местного самоуправления обследования земельного участка, предоставленного предпринимателю в постоянное бессрочное пользование, не требует взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и не возлагает обязанности по предоставлению информации и исполнению требований Исполкома.

Следовательно, требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ на рассматриваемые отношения не распространяются, а доводы заявителя апелляционной жалобы о нарушении ответчиком сроков проведения плановой проверки и процедуры ее проведения — несостоятельны.*

Кроме этого, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия доказательств нарушения прав и законных интересов истца оспариваемыми действиями ответчика. Суды правомерно указали, что действия ответчика по обследованию земельного участка, занимаемого заявителем на праве постоянного бессрочного пользования, не повлекли за собой правовых последствий, устанавливающих или изменяющих права и обязанности предпринимателя, которые создают ему препятствия при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности.»

3.Определение ВАС РФ от 11.11.2013А43−9885/2013

«Отклоняя доводы общества о нарушении инспекцией положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ), выразившегося в отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, суд апелляционной инстанции исходил из содержания приказа от 05.03.2013 № 519−01/02−03/308, из которого следует, что проверка назначалась в отношении объекта капитального строительства, а также отсутствия доказательств возложения на общество в ходе проверки каких-либо обязанностей по предоставлению информации и исполнению требований проверяющих.

Поэтому суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что факт правонарушения был выявлен инспекцией без взаимодействия с обществом, поэтому в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 закона № 294-ФЗ требования этого закона на рассматриваемые отношения не распространяются.*"

02.02.2015

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.