Внесение изменений в устав ЗАО

1051

Вопрос

Наша организация ЗАО, хочет внести изменения в Устав (внести главу о наблюдательном совете). Необходимо ли в решении рассматривать вопрос о приведении Устава в соответствии с изменениями внесенными 99-ФЗ и принимать решение о изменении наименования?

Ответ

Необходимо в решении об утверждении новой редакции устава АО и изменении наименования АО указать, что устав приведен в соответствие с изменениями Главы 4 ГК РФ и Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ. В заявлении по форме Р13001 не предусмотрено поле, которым бы подтверждалось приведение устава АО в соответствие с Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ.

В соответствии с подп.1 пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ изменение устава АО относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров общества.

В соответствии со статьей 181.2 ГК РФ решения общего собрания участников/ акционеров юридического лица должны быть указаны в протоколе по каждому вопросу повестки дня.

С 01.09.2014 при первом внесении изменений в устав юридического лица его устав должен быть приведен в соответствие с изменениями Главы 4 ГК РФ (пункт 7 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

Таким образом, приведение устава юридического лица в соответствие с изменениями законодательства должно быть указано в вопросах повестки дня общего собрания акционеров и по нему должно быть принято решение, которое должно быть отражено в протоколе.

При этом в заявлении по форме Р13001 о государственной регистрации изменений в устав юридического лица нет возможности проставления отметки о приведении устава в соответствие с законодательством, как это было с Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ (пункт 5.3 Раздела V Приложения № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7−6/25@).

О том, как следует оформить решение общего собрания участников ООО, читайте в рекомендации ниже.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: АО не намерено становиться публичным: как выбрать между преобразованием в ООО и переоформлением в непубличное АО.

«После 1 сентября 2014 года любое АО обязано привести свой устав и наименование в соответствие с новыми правилами главы 4 Гражданского кодекса РФ.

Настоящая рекомендация посвящена акционерному обществу (ОАО или ЗАО), которое не намерено публично размещать свои акции (ценные бумаги, конвертируемые в акции) и при этом*:

О том, какие действия нужно совершить в отношении ОАО, уже разместившего свои акции путем открытой подписки, см. рекомендацию Как переоформить ОАО, публично разместившее акции, в публичное АО.

О ситуации, когда АО еще не размещало акции публично, но собирается это сделать в дальнейшем, см. рекомендации*:

Как выбрать оптимальную форму ведения бизнеса

Если общество не размещает акции путем открытой подписки и не намерено это делать, то акционерам стоит проанализировать, целесообразно ли продолжать вести деятельность в форме А. О. Может оказаться, что на самом деле эта организационно-правовая форма влечет для компании неоправданные риски и издержки.

Примеры недостатков ведения бизнеса в форме АО

1. Неопределенность в законодательном регулировании

Новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ предусматривает лишь общие положения об акционерных обществах. Многие из них нуждаются в уточнении (например, появятся ли у общества и его акционеров новые права и обязанности, какое сокращенное наименование можно будет использовать и т. д.).

Общие положения будут детализированы в Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО), но поправки в него пока не внесены. В частности, сейчас Закон об АО по-прежнему разделяет все акционерные общества на открытые и закрытые, не учитывая новое деление на публичные и непубличные.

2. Расходы на оплату услуг регистратора

До 2 октября 2014 года все акционерные общества обязаныпередать ведение реестра регистратору, то есть профессиональному участнику рынка ценных бумаг, имеющему соответствующую лицензию (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», письмо Банка России от 31 июля 2014 г. № 015−55/6227 «Об обязанности акционерных обществ, ведущих реестр акционеров самостоятельно, передать ведение реестра акционеров регистратору, а также о ведении реестра акционеров публичных акционерных обществ независимым регистратором»).

Затраты на оплату услуг такого регистратора могут оказаться для общества весьма существенными.

3. Наличие государственного регулятора в лице Банка России

Банк России осуществляет:


  • регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

  • регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг;

  • контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах.

  • Такие полномочия предусмотрены в пунктах 10−10.2 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

На практике это порождает для АО много дополнительных обязанностей и увеличивает риск привлечения к ответственности.

Например, акционерные общества должны раскрывать установленную законодательством информацию (ст. 92 Закона об АО, глава VIII Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 4 октября 2011 г. № 11−46/пз-н). За нарушение такой обязанности общество могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа от 700 тыс. до 1 млн руб. (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

Еще один существенный риск — возможность акционера подать в Банк России жалобу на общество (например, если, по мнению акционера, АО нарушило его права). В итоге общество может столкнуться с рядом проверок, предписаний и иных негативных последствий вплоть до привлечения к ответственности. В ООО же такой «корпоративный шантаж» крайне затруднителен. Разумеется, участник ООО вправе обратиться за защитой своих интересов в суд, однако это может стать для общества гораздо менее серьезной проблемой, чем проверки со стороны Банка России.

4. Расходы на оплату аудиторских услуг

Для всех акционерных обществ предусмотрен обязательный аудит (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). А это дополнительные затраты времени и средств.

5. Невозможность исключить из общества недобросовестного участника

При наличии ряда условий из ООО можно исключить участника, который:


  • грубо нарушает свои обязанности либо

  • своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет.




  •  

Такое правило установлено в статье 10 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Закон об АО такой возможности не предусматривает.

В частности, акционеры могут придерживаться следующей логики. Еслиобщество намерено разместить акции среди неопределенного круга лиц, бизнес в любом случае необходимо вести в форме публичного акционерного общества (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ). В этой ситуации все недостатки и издержки, свойственные АО, оправданны. Если же акционеры намерены ограничивать и контролировать число новых участников (в т. ч. при помощи преимущественного права покупки акций), возникает проблема выбора:


  • сменить организационно-правовую форму на ООО, то есть на более простую и «понятную» форму ведения бизнеса, которая лишена рисков и недостатков, свойственных АО;

  • продолжить вести деятельность в форме АО (непубличного общества), сохранив все недостатки, свойственные этой организационно-правовой форме. При выборе такого варианта порядок действий, которые потребуется совершить для переоформления в непубличное АО, будет различаться в зависимости от существующей формы общества — ОАО илиЗАО.

Возможен и третий вариант — ликвидировать существующее АО и при необходимости создать новую организацию в более простой форме, например, ООО. Но вряд ли этот вариант покажется акционерам оптимальным.

Как переоформить АО в ООО

Если акционеры решили «переделать» АО в ООО, то нужно провести реорганизацию в форме преобразования. Это достаточно длительный и сложный процесс, но его проведение может оказаться менее серьезной проблемой по сравнению с рисками и издержками, свойственными АО.

Формально закон позволяет преобразоваться в ООО и при реорганизации в других формах. В частности, в настоящий момент Гражданский кодекс РФ разрешает проводить так называемую смешанную (комбинированную) реорганизацию (п. 1 ст. 57 ГК РФ)*:


  • участвовать в реорганизации с юридическими лицами других организационно-правовых форм (например, проводить присоединение АО к ООО);

  • сочетать разные формы реорганизации (к примеру, объединять два АО, создавая в процессе слияния новое ООО).




  •  

Однако до тех пор, пока Закон об АО не приведут в соответствие новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ, по возможности смешанную реорганизацию лучше все же не проводить.

Обоснование

Новые положения Гражданского кодекса РФ будут детализированы в Законе об АО, но поправки в него пока не внесены. Из-за этого возникает неопределенность при применении некоторых норм.

Так, в настоящий момент закон не устанавливает порядок проведения смешанной реорганизации. В связи с этим не исключено, что на практике возникнут непредвиденные проблемы, решить которые может оказаться довольно затруднительно.

К примеру, налоговая инспекция может отказаться по тем или иным причинам регистрировать прекращение деятельности АО, присоединяемого в процессе комбинированной реорганизации к ООО. Причем при обжаловании такого отказа могут появиться сложности, поскольку судебная практика по аналогичным спорам пока отсутствует.

Как переоформить ЗАО в непубличное АО

Во-первых, устав общества нужно изменить таким образом, чтобы он соответствовал требованиям, которые закон предъявляет к уставу непубличного АО. При этом необходимо исключить из фирменного наименования АО слово «закрытое» (в противном случае могут возникнуть негативные последствия)*. Кроме того, стоит добавить в наименование слово «непубличное».

Обоснование

Закон не обязывает включать в фирменное наименование АО слово «непубличное». Однако, если этого не сделать, впоследствии государственные органы, контрагенты, иные лица могут посчитать, что общество является публичным, а значит, оно должно соблюдать установленные требования для публичных АО. В итоге могут возникнуть недопонимание и споры.

При изменении наименования имеет смысл руководствоваться теми жеправилами, что и в случае с переоформлением ОАО в непубличное АО.

Во-вторых, стоит проанализировать, нужно ли изменять иные положения устава (в частности, отвечают ли они в полной мере интересам акционеров). При необходимости их можно исправить или заменить другими положениями (например, ограничить число и суммарную номинальную стоимость акций, принадлежащих одному акционеру, — п. 5 ст. 99 ГК РФ). В некоторых случаях для этого требуется единогласное решение всех акционеров (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ)*.

ЗАО, решившее продолжить деятельность в форме непубличного общества, намерено предусмотреть преимущественное право акционеров на приобретение акций, отчуждаемых другими акционерами. Нужно ли включать в устав положения о преимущественном праве

Это зависит от того, содержит текущая редакция устава положения о преимущественном праве на покупку акций или не содержит.

Устав не содержит положений о преимущественном праве

В такой ситуации в уставе нужно*:


  • продублировать порядок осуществления преимущественного права на покупку акций, установленный в абзаце 4 пункта 3 статьи 7 Закона об АО, либо

  • предусмотреть иной порядок осуществления этого права.




  •  

Решение о включении в устав положений о преимущественном праве необходимо принять большинством в ¾ голосов акционеров — владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании акционеров (подп. 1 п. 1 ст. 48, п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Если общество не включит в устав такие положения, акционеры не будут обладать преимущественным правом.

Обоснование

В пункте 3 статьи 7 Закона об АО приведена норма о том, что акционеры ЗАО пользуются преимущественным правом приобретения акций.

До 1 сентября 2014 года такая норма применялась независимо от того, предусматривал устав положения о преимущественном праве или нет.

После 1 сентября правила Закона об АО, касающиеся закрытых обществ, применяются к ЗАО до тех пор, пока это общество не внесет первые изменения в свой устав (ч. 9 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

Следовательно, если ЗАО «переделает» свой устав в устав непубличного общества, правила пункта 3статьи 7 Закона об АО больше не будут действовать автоматически. А значит, акционеры будут обладать преимущественным правом лишь при условии, что это будет прямо предусматривать устав.

Устав содержит положения о преимущественном праве

В этой ситуации имеет смысл проанализировать, соответствует ли установленный порядок осуществления преимущественного права интересам акционеров или нет*.

Если такой порядок отвечает интересам акционеров, положения, касающиеся преимущественного права, в устав включать не нужно.

Обоснование

В пункте 3 статьи 7 Закона об АО приведена норма о том, что акционеры ЗАО пользуются преимущественным правом приобретения акций.

До 1 сентября 2014 года такая норма применялась независимо от того, предусматривал устав положения о преимущественном праве или нет.

После 1 сентября правила Закона об АО, касающиеся закрытых обществ, применяются к ЗАО до тех пор, пока это общество не внесет первые изменения в свой устав (ч. 9 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

Следовательно, если ЗАО «переделает» свой устав в устав непубличного общества, правила пункта 3статьи 7 Закона об АО больше не будут действовать автоматически. Однако, если в уставе останутся положения о преимущественном правом, такое право у акционеров сохранится.

Если общество намерено изменить установленные правила, в уставе в зависимости от конкретной ситуации надо*:


  • либо продублировать порядок осуществления преимущественного права на покупку акций, установленный в абзаце 4 пункта 3 статьи 7 Закона об АО;

  • либо предусмотреть иной порядок осуществления этого права.

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.