Новости в образовании (по детским садам),

74

Вопрос

Новости в образовании (по детским садам)

Ответ

29 декабря 2012 года принят Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), который, за исключением отдельных положений, вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

 

Федеральный закон был разработан и принят в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования, является основополагающим (базовым) нормативным правовым актом в указанной сфере и охватывает все правоотношения в области образования (от дошкольного до высшего образования).

I. Новеллами Федерального закона являются следующие положения.

1. Федеральным законом изменена система уровней образования: в отличие от действующего законодательства об образовании в качестве уровней образования выделены дошкольное образование и начальное общее образование, исключены из уровней образования начальное профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование.

В целом установленная Федеральным законом система уровней образования выглядит следующим образом:

  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование — бакалавриат;
  • высшее профессиональное образование — специалитет, магистратура;
  • высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

2. Федеральным законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности.

Согласно Федеральному закону образовательную деятельность вправе осуществлять следующие субъекты:

  • образовательные организации (некоммерческие организации, для которых образовательная деятельность является основным видом деятельности: дошкольные, общеобразовательные, профессиональные образовательные организации и др.);
  • организации, осуществляющие обучение (юридические лица, для которых образовательная деятельность является дополнительной к их основной деятельности: научные организации; организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых; организации, осуществляющие социальное обслуживание и др.);
  • иные юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели.

3. Федеральным законом закреплена новая классификация образовательных организаций.

Устанавливаются следующие типы образовательных организаций:

  • дошкольная образовательная организация (основная цель деятельности — реализация образовательных программ дошкольного образования, присмотр и уход за детьми);
  • общеобразовательная организация (основная цель деятельности -реализация образовательных программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования);
  • профессиональная образовательная организация (основная цель деятельности — реализация образовательных программ среднего профессионального образования);
  • образовательная организация высшего образования (основная цель деятельности — реализация образовательных программ высшего образования и научная деятельность);
  • организация дополнительного образования (основная цель деятельности — реализация дополнительных общеобразовательных программ);
  • организация дополнительного профессионального образования — (основная цель деятельности — реализация дополнительных профессиональных программ).

Виды образовательных организаций в рамках типа упразднены.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

4. В связи с принятием Федерального закона значительные изменения произойдут в системе дошкольного образования.

Федеральным законом предусмотрено право родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования (не посещающих дошкольную образовательную организацию), на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В отличие от Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (действует до 31 августа 2013 года) в Федеральном законе отсутствует правовая норма, ограничивающая размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) (далее — родительская плата) за присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования. При этом закреплено право учредителя таких организаций снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. К таким категориям должны быть отнесены, например, родители детей из многодетных и (или) малообеспеченных семей.

Законодателем также установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

В соответствии с Федеральным законом не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях.

Регулируя правоотношения, связанные с присмотром и уходом за детьми, законодатель впервые раскрывает содержание данного понятия. Им в Федеральном законе определено, что присмотр и уход за детьми -комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Таким образом, законодатель изначально определяет, какие виды расходов подлежат включению (а какие виды расходов не включаются) в родительскую плату за освоение ребенком образовательных программ дошкольного образования.

Федеральным законом в компетенцию органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов включено новое полномочие — учёт детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования.

Изменены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части финансового обеспечения дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным законом с 1 января 2014 года к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации отнесено:

  • обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

30.04.2013 г.

С уважением,

эксперт «Системы Юрист», адвокат Елена Глебова (АПМО, Адвокатский каб., № 376)

Ответ утвержден:

руководитель Горячей линии ЮСС «Системы Юрист» Виктория Рыбалкина

 

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.