Установление публичного сервитута

586

Вопрос

Есть ли судебная практика или разъяснения пленумов относительно вопроса установления публичного сервитута? Во-первых, для каких целей устанавливается публичный сервитут? как трактуется судами перечень в ст. 23 ЗК РФ? Можно ли трактовать установку публичного сервитута для прохода и проезда к зданию частного магазина как установку публичного сервитута для удовлетворения нужд местного населения? Возможно, ли установить публичный сервитут для прохода к частному магазину? Каков порядок установления публичного сервитута? Можно ли внести зону действия публичного сервитута в проект планировку территории без предварительного прохождения всех процедур, обязательных для установления публичного сервитута (публичные слушания, НПА и т. д.)? Законно ли внесение зоны действия публичного сервитута в проект планировки территории, не зная ни границ зоны действия, ни площади сервитута, ни где именно сервитут должен быть установлен?

Ответ

Установление публичного сервитута с целью обеспечения прохода к магазину допускается.

Относительно разъяснений о публичном сервитуте на уровне высших судебных инстанций, то в Постановлении Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 (п.29) затронуты только общие вопросы обжалования решений, об установлении публичного сервитута. В соответствии с данными разъяснениями, согласно пункту 2 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов в силу части второй статьи 191 АПК РФ рассматриваются в арбитражных судах, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом прямо отнесено к компетенции арбитражных судов.

Исходя из взаимосвязанных положений, содержащихся в статье 52 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункте 2 статьи 23 ЗК РФ, рассмотрение заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов об установлении публичного сервитута, принятых органами местного самоуправления, относится к компетенции арбитражных судов.

Споры между органом, установившим публичный сервитут, и собственником земельного участка, землевладельцем, землепользователем, связанные с необоснованным отказом в изъятии, в том числе путем выкупа земельного участка, несогласием с выкупной ценой или размером убытков, причиненных установлением такого сервитута, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, каким органом они были установлены.

Судебная практика, допускающая установления публичного сервитута с целью обеспечения прохода к объектам торговли встречается (см. например, Постановление ФАС ВСО от 22.01.2014А33−9339/2013), но не во всех случаях (см. Постановление 11 ААС от 14.09.2011А65−5048/2011). Тем не менее следует отметить, что судебные инстанции также исходит из того, что перечень оснований для установления публичного сервитута, приведенный в ч.3 ст.23 ЗК РФ является исчерпывающим (Постановление ФАС ВВО от 07.10.2013А11−102/2013, Постановление ФАС ВВО от 16.08.2013А28−12749/2012).

Между тем, в любом случае установление публичного сервитута осуществляется на основании принятого нормативно-правового акта и с учетом результатов общественных слушаний, то прямо предусмотрено ст.23 ЗК Р. Ф. Таким образом, установление публичного сервитута, в т. ч. и в проекте планировки территории без учета общественных слушаний противоречит законодательству РФ (см. Постановление ФАС УО от 20.02.2012А50−18825/2011).

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Проблемы правового регулирования сервитутов;

Сервитут на земельный участок. Как добиться его установления в судебном порядке;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Земельный кодекс РФ

«Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Комментарий Боголюбова

1. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.*

3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;2

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;3

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;3

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;3

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;1

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;1

8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);3

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;1

10) Подпункт утратил силу с 31 декабря 2013 года — Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 411-ФЗ — см.предыдущую редакцию. 2

4. Сервитут может быть срочным или постоянным.9

4.1. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.1

5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.22

6. Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.13

7. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.4

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.6

9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом „О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.5

10. Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ „Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“».

15.01.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.